"Стартрек: Возмездие": звезды и немного нервно

В фильме "Стартрек: Возмездие" слишком чувствуется задача понравиться и фанам франшизы, и любителям космических полетов, и поклонникам Камбербэтча, считает Михаил Шиянов.

В российский прокат выходит фильм "Стартрек: Возмездие" — кино с блестящим бэкграундом, судьба которого с самого начала несколько не задалась.

Первая часть этой новой инкарнации знаменитой sci-fi франшизы, перезапущенной режиссером Джей Джей Абрамсом, отгремела еще в 2009 году, и очередная серия по маркетинговым причинам задержалась на несколько лет. 

Неожиданно сложно далось продюсерам название фильма, которое, по словам продюсеров, обсуждали дольше и громче, чем сам съемочный процесс. В итоге фильм получил компромиссное и ни к чему не обязывающее имя Star Trek Into Darkness. Впрочем, на этом приключения с названием не закончились, но это уже наша, российская часть истории. Тем временем мировой прокат, который начался на две недели раньше отечественного, показывает неплохие, но вовсе не грандиозные сборы и доброжелательные, но, опять же, не восторженные отзывы зрителей и критиков. 

В целом создается впечатление, что каким бы неудачным ни был очередной "Стартрек", киносообщество просто не может принять этот фильм плохо, признавая давние заслуги этой франшизы перед самим жанром науч-попа. 

Для тех, кто не знаком с этими заслугами — небольшая справка. Мир "Звездного пути" — это мир далекого будущего, в котором победил здравый смысл и наука. В центре политики и экономики будущего находится Федерация — государство, объединяющее полторы сотни звездных систем с их планетами и расами, внешний вид, язык и материальный мир которых проработан на таком уровне, что зачастую о жизни этих инопланетян мы знаем больше, чем о каких-нибудь малых народах Севера. 

Главная цель героев "Стартрека" — подобно своим предшественникам эпохи великих географических открытий исследовать неизвестные миры и "смело идти туда, где не ступала нога человека". Конечно, такая концепция, которая позволяет авторам концентрироваться не на психологии основных персонажей (что рискованно с точки зрения возможных повторов), а на внешней атрибутике, обеспечивает фактически бесконечную жизнь сериалу, который успешно существует уже много десятков лет.

Внимание и последовательная любовь к деталям, пусть и вымышленным, особенно отличает "Стартрек" от большинства прочих sci-fi миров. Самый любопытный пример такой любви — это существование клингонского языка, искусственно сконструированного лингвистом Марком Окрандом для одной из рас, действующих в сериалах и фильмах "Звездного пути". Это абсолютно живой и функциональный язык, у которого есть свои реальные научные институты, свои четкие правила, словарь и носители, которые переводят на клингонский мировую литературную классику, ставят оперы и даже пытаются прививать его своим детям в качестве первого естественного языка. 

Такая же дотошность относится и ко всем остальным явлениям из мира "Стартрека" — внешнему виду рас, технике, истории и т.д. Все это хотя и кажется наивным наследием масштабной популяризации науки 1960-х — времени, когда герои "Звездного пути" впервые появились на экранах, — по-прежнему привлекает и завораживает многомиллионное сообщество трекки — поклонников франшизы.

Всего же за сорок с лишним лет существования "Звездного пути" было снято 6 сериалов, 12 полнометражных фильмов, написано больше трех сотен романов и без счета рассказов и комиксов, настольных и видеоигр и т.д.

Очередной фильм из этой вселенной в нашем прокате называется "Стартрек: Возмездие" — имя, против которого российские трекки протестовали почти как пенсионеры против монетизации льгот. В сети существует обращение, взывающее к совести прокатчиков, произвольно изменивших название, с предложением более уместных вариантов, а также научных консультаций, касающихся перевода всего фильма. 

Действительно, учитывая муки продюсеров с международным заглавием фильма, решение российского офиса назвать фильм таким образом может показаться немного небрежным, тем более, что фильм "Звездный путь: Возмездие" (Star Trek: Nemesis) уже был создан и выходил в прокат в 2002 году. 

Впрочем, все объясняется очень просто. Для большинства наших зрителей "Стартрек: Возмездие" — не часть какой-то уникальной и важной истории, а просто большой голливудский блокбастер со взрывами, полетами в космосе и Бенедиктом Камбербэтчем в одной из ключевых ролей. Весь многолетний культурный слой, связанный с франшизой, который на подсознании считывают американцы, никому, кроме трекки, здесь просто недоступен, поэтому и особые церемонии с переводом и неймингом у нас не оправданы.

Утешает лишь то, что и режиссер двух последних фильмов Джей Джей Абрамс был не слишком щепетилен по отношению ко вселенной "Звездного пути". В обоих его фильмах почти нет сектантского самолюбования пятидесятилетней историей "Стартрека", а акцент едва ли не впервые перенесен на отношения между членами команды корабля "Энтерпрайз" — в последнем фильме балансирующими на грани гомосексуальности.

© Фото : Официальный сайт фильма "Стартрек: Возмездие"Кадр из фильма "Стартрек: Возмездие"
Кадр из фильма "Стартрек: Возмездие"

Экипаж "Энтерпрайза" во главе с капитаном Кирком (Крис Пайн) в "Возмездии" совсем не занимается исследованиями далеких миров, а гоняется за космическим сверхчеловеком Ханом (Бенедикт Камбербэтч), на фоне чего и развивается непростая дружба капитана с его старшим помощником, остроухим вулканцем Споком (Закари Куинто).

Фильм при этом смотрится прилично — он красивый, динамичный, порой смешной и даже немного трогательный. И все же в этой многомиллионной конструкции слишком чувствуется задача понравиться каждому: и фанам "Стартрека", и любителям космических полетов, и поклонникам Камбербэтча, мальчикам, девочкам, клеркам, мечтающим о космосе и всем-всем прочим.

Подробнее о фильме читайте в материале проекта Weekend Группы сайтов РИА Новости >>

В итоге от наивного исследовательского обаяния "Звездного пути" почти ничего не остается, и маленькие сюрпризы для тех, кому оно дорого, вроде появления старого Спока-Леонарда Нимоя, ситуацию не меняют. Такое впечатление, что сосредоточившись на маркетинге и перемудрив с названиями, продюсеры очень спокойно отнеслись к качеству самого зрелища. В итоге они получили сносное, но совсем бездушное кино, которое проживет ровно столько, сколько длится его прокат в кинотеатрах.

В отличие от оригинального сериала, который и спустя пятьдесят лет на беспощадных к старому кино Blu-Ray выглядит так же убедительно и завораживающе, как и в 1960-х.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Колумнисты
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена