В российский прокат выходит фильм "Стартрек: Возмездие" — кино с блестящим бэкграундом, судьба которого с самого начала несколько не задалась.
Первая часть этой новой инкарнации знаменитой sci-fi франшизы, перезапущенной режиссером Джей Джей Абрамсом, отгремела еще в 2009 году, и очередная серия по маркетинговым причинам задержалась на несколько лет.
Неожиданно сложно далось продюсерам название фильма, которое, по словам продюсеров, обсуждали дольше и громче, чем сам съемочный процесс. В итоге фильм получил компромиссное и ни к чему не обязывающее имя Star Trek Into Darkness. Впрочем, на этом приключения с названием не закончились, но это уже наша, российская часть истории. Тем временем мировой прокат, который начался на две недели раньше отечественного, показывает неплохие, но вовсе не грандиозные сборы и доброжелательные, но, опять же, не восторженные отзывы зрителей и критиков.
В целом создается впечатление, что каким бы неудачным ни был очередной "Стартрек", киносообщество просто не может принять этот фильм плохо, признавая давние заслуги этой франшизы перед самим жанром науч-попа.
Для тех, кто не знаком с этими заслугами — небольшая справка. Мир "Звездного пути" — это мир далекого будущего, в котором победил здравый смысл и наука. В центре политики и экономики будущего находится Федерация — государство, объединяющее полторы сотни звездных систем с их планетами и расами, внешний вид, язык и материальный мир которых проработан на таком уровне, что зачастую о жизни этих инопланетян мы знаем больше, чем о каких-нибудь малых народах Севера.
Главная цель героев "Стартрека" — подобно своим предшественникам эпохи великих географических открытий исследовать неизвестные миры и "смело идти туда, где не ступала нога человека". Конечно, такая концепция, которая позволяет авторам концентрироваться не на психологии основных персонажей (что рискованно с точки зрения возможных повторов), а на внешней атрибутике, обеспечивает фактически бесконечную жизнь сериалу, который успешно существует уже много десятков лет.
Внимание и последовательная любовь к деталям, пусть и вымышленным, особенно отличает "Стартрек" от большинства прочих sci-fi миров. Самый любопытный пример такой любви — это существование клингонского языка, искусственно сконструированного лингвистом Марком Окрандом для одной из рас, действующих в сериалах и фильмах "Звездного пути". Это абсолютно живой и функциональный язык, у которого есть свои реальные научные институты, свои четкие правила, словарь и носители, которые переводят на клингонский мировую литературную классику, ставят оперы и даже пытаются прививать его своим детям в качестве первого естественного языка.
Такая же дотошность относится и ко всем остальным явлениям из мира "Стартрека" — внешнему виду рас, технике, истории и т.д. Все это хотя и кажется наивным наследием масштабной популяризации науки 1960-х — времени, когда герои "Звездного пути" впервые появились на экранах, — по-прежнему привлекает и завораживает многомиллионное сообщество трекки — поклонников франшизы.
Всего же за сорок с лишним лет существования "Звездного пути" было снято 6 сериалов, 12 полнометражных фильмов, написано больше трех сотен романов и без счета рассказов и комиксов, настольных и видеоигр и т.д.
Очередной фильм из этой вселенной в нашем прокате называется "Стартрек: Возмездие" — имя, против которого российские трекки протестовали почти как пенсионеры против монетизации льгот. В сети существует обращение, взывающее к совести прокатчиков, произвольно изменивших название, с предложением более уместных вариантов, а также научных консультаций, касающихся перевода всего фильма.
Действительно, учитывая муки продюсеров с международным заглавием фильма, решение российского офиса назвать фильм таким образом может показаться немного небрежным, тем более, что фильм "Звездный путь: Возмездие" (Star Trek: Nemesis) уже был создан и выходил в прокат в 2002 году.
Впрочем, все объясняется очень просто. Для большинства наших зрителей "Стартрек: Возмездие" — не часть какой-то уникальной и важной истории, а просто большой голливудский блокбастер со взрывами, полетами в космосе и Бенедиктом Камбербэтчем в одной из ключевых ролей. Весь многолетний культурный слой, связанный с франшизой, который на подсознании считывают американцы, никому, кроме трекки, здесь просто недоступен, поэтому и особые церемонии с переводом и неймингом у нас не оправданы.
Утешает лишь то, что и режиссер двух последних фильмов Джей Джей Абрамс был не слишком щепетилен по отношению ко вселенной "Звездного пути". В обоих его фильмах почти нет сектантского самолюбования пятидесятилетней историей "Стартрека", а акцент едва ли не впервые перенесен на отношения между членами команды корабля "Энтерпрайз" — в последнем фильме балансирующими на грани гомосексуальности.
Экипаж "Энтерпрайза" во главе с капитаном Кирком (Крис Пайн) в "Возмездии" совсем не занимается исследованиями далеких миров, а гоняется за космическим сверхчеловеком Ханом (Бенедикт Камбербэтч), на фоне чего и развивается непростая дружба капитана с его старшим помощником, остроухим вулканцем Споком (Закари Куинто).
Фильм при этом смотрится прилично — он красивый, динамичный, порой смешной и даже немного трогательный. И все же в этой многомиллионной конструкции слишком чувствуется задача понравиться каждому: и фанам "Стартрека", и любителям космических полетов, и поклонникам Камбербэтча, мальчикам, девочкам, клеркам, мечтающим о космосе и всем-всем прочим.
Подробнее о фильме читайте в материале проекта Weekend Группы сайтов РИА Новости >>
В итоге от наивного исследовательского обаяния "Звездного пути" почти ничего не остается, и маленькие сюрпризы для тех, кому оно дорого, вроде появления старого Спока-Леонарда Нимоя, ситуацию не меняют. Такое впечатление, что сосредоточившись на маркетинге и перемудрив с названиями, продюсеры очень спокойно отнеслись к качеству самого зрелища. В итоге они получили сносное, но совсем бездушное кино, которое проживет ровно столько, сколько длится его прокат в кинотеатрах.
В отличие от оригинального сериала, который и спустя пятьдесят лет на беспощадных к старому кино Blu-Ray выглядит так же убедительно и завораживающе, как и в 1960-х.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции