Специально для Центра международной журналистики и исследований МИА "Россия сегодня"
- Господин Мегерле, в Германии антиисламские и антииммигрантские акции проходят уже несколько лет. И вот протесты антиисламского движения ПЕГИДА и встречная демонстрация его противников состоялись в австрийской столице Вене. Что же происходит в европейских обществах, и кому это выгодно?
— Вопрос стоит так: является ли ислам частью Европы, и должны ли развиваться основы нашего мультикультурного общества. Многие по сей день сохраняют верность отсталому и устаревшему мировоззрению. Именно поэтому на выборах в Европарламент в мае 2014 года партии с антииммигрантскими, человеконенавистническими и антиисламскими программами смогли добиться больших успехов. К примеру, правопопулистская "Альтернатива для Германии" набрала 7 процентов голосов. Существенно усилили свои позиции датская "Народная партия", во Франции — крайне правый "Национальный фронт", в Англии — антииммигрантская "Партия независимости". В Венгрии второй по влиянию силой стала неонацистская партия "Йоббик". Все они тиражируют страхи и распространяют предрассудки о беженцах, которые и так потеряли все и нуждаются в нашей помощи. Избиратели этих партий хотят возвращения старого национального государства, несмотря на то, что в прежней форме оно существовать не может.
- Все заметнее становятся и немецкие ультраправые партии и группировки. Какие их них самые сильные? Какое место среди них занимает недавно созданное движение ПЕГИДА?
— На демонстрации ПЕГИДА выходят те, кто разочаровался в политике. Они во всем винят политиков, и требуют возможности открыто выражать свои человеконенавистнические взгляды. Официально эти демонстрации проводятся против исламизации страны. Фактически же манифестантов объединяет требование "Иностранцы — вон!". Наиболее многочисленные демонстрации ПЕГИДА проходят в Дрездене, столице земли Саксония. Однако там практически нет граждан иностранного происхождения.
Старейшей крайне правой партией в ФРГ является неонацистская Национал-демократическая партия Германии (НДПГ). Она конкурирует с другими ультраправыми новообразованиями, такими, как партия "Правые" (Die Rechte) или партия "Третий путь" (Der Dritte Weg). Отчасти все они напоминают запрещенную НСДАП. Сейчас постоянно заявляет о себе новая партия — правопопулистская "Альтернатива за Германию". К ее рядам прибились бывшие избиратели ХДС и ХСС, которые не желают поддерживать либеральный курс канцлера Меркель.
- Как бы вы квалифицировали ПЕГИДА с политической точки зрения? Можно ли с уверенностью говорить о том, что это движение имеет четкие идеологические основы?
— ПЕГИДА была образована в октябре 2014 года людьми, выступающими против притока беженцев и ислама. Многие приверженцы ПЕГИДА разделяют конспирологические мифы и считают официальную политику полностью несостоятельной. Министр юстиции ФРГ Хейко Маас от партии СДПГ назвал протесты движения "позором Германии".
- Какие связи имеются у ПЕГИДА с НДПГ и "Альтернативой за Германию"? Возможен ли их альянс в будущем? Каким образом маргинальные неонацисты и ультраправые могут пробиться в легитимные политические круги?
— Сторонники ПЕГИДА и "Альтернативы" выходят на многие демонстрации рука об руку. Они идентично мыслят. Однако они не планируют единых акций с НДПГ, в чьих кругах по сей день превозносится гитлеризм и отрицается Холокост. НДПГ — крохотная фракция, и представлена только в ландтаге — парламенте — земли Мекленбург-Верхняя Померания. Благодаря чему ее бывший председатель является депутатом Европарламента. Успехи же "Альтернативы" на выборах в ландтаги Бранденбурга, Саксонии и Тюрингии, а также мощные демонстрации ПЕГИДА в Дрездене и Лейпциге приведут к тому, что в кругах коалиции ХДС/ХСС примутся думать о дальнейшем ужесточении политики в отношении беженцев.
Успехи на выборах и на улицах сдвигают вправо и общественно-политический климат. Однако речи об альянсе всех правопопулистских и ультраправых сил пока не идет. Для этого эти партии и группировки слишком разобщены, у них различные идеологические установки.
При этом многочисленные демонстрации ПЕГИДА либо координируются ультраправыми и неонацистами, либо проходят при их участии. Отрадно, что ответные демонстрации противников ПЕГИДА 19 января собрали 45 тысяч человек в 15 городах Германии.