Рейтинг@Mail.ru
Рыночные отношения. Почему иностранные автопроизводители не уйдут из России - РИА Новости, 15.03.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рыночные отношения
Почему иностранные автопроизводители никогда не уйдут из России
Сергей Белоусов

Автопром России развивается вне санкций и политических конфликтов. Продажи новых машин растут уже 12 месяцев подряд, производство и прибыли увеличиваются, модельные линейки многих брендов расширяются, а автопроизводители со всех уголков мира не перестают говорить о ведущей роли российского рынка в глобальном масштабе. На одном из самых крупных в мире автосалонов — в Женеве — корреспондент РИА Новости встретился с главами ведущих автомобильных компаний и поговорил с ними о российском рынке, планах и будущих новинках.

До свидания, кризис

По итогам 2017-го продажи новых легковых и легких коммерческих машин в России выросли на 11,9% — до 1 595 737 штук. Более того, положительная динамика сохраняется и в 2018 году, что позволило автомобильным корпорациям строить положительные прогнозы на будущее и увеличивать инвестиции в Россию.

Производство полного цикла на заводе Volkswagen Group Rus в Калуге
На заводе Volkswagen Group Rus, где запущено производство автомобилей полного цикла.
Ларс Химмер, глава марки Volkswagen в России

Марка Volkswagen рассматривает российский рынок как приоритетный, и наши инвестиции в производство в России наглядно демонстрируют эту позицию.

Все наши российские бестселлеры произведены на территории России, это о многом говорит. По итогам 2017 года наша доля на российском рынке составила 6,1% — лучший годовой результат Volkswagen с 2013-го. Продажи нового Tiguan увеличились в три раза, корпоративные сделки — на 20,9%. Теперь нам предстоит развивать марку во всех направлениях, закреплять ее успех в России. Я уверен, что с развитием модельного ряда SUV в 2018 году нас ожидает только удача.

При оценке спроса мы обращаем внимание на сегменты, в которых наблюдается особенно активный спрос, анализируем предпочтения клиентов и предлагаем им специальные версии любимых продуктов. У Volkswagen три основных бестселлера в России: Polo, Jetta и Tiguan. В прошлом году мы предложили специальные версии: Polo Life, Jetta Life, Passat Life и Passat Life Plus, Tiguan Sportline, Touareg Wolfsburg Edition.

Причем для внедорожника Touareg специальные версии составили 90% от всех продаж. В этом году начнем поставлять в Россию внедорожники Teramont и новый Touareg, также представим новые специальные версии наших бестселлеров — Polo Drive и Tiguan City.

Не всем компаниям в 2017-м удалось сохранить положительную динамику. Так, в премиальном сегменте отрицательные показатели были отмечены у Audi, Land Rover, Porsche и Lexus. Однако даже минус иногда превращается в большой плюс.

Джон Томсон, управляющий директор по продажам и маркетингу Lexus

Наша стратегия в России рассчитана на долгосрочную перспективу. Мы не стремимся к быстрому росту и рекордам продаж, для нас важно качество автомобилей и услуг.

Несмотря на незначительное падение по сравнению с 2016 годом, доля Lexus в премиальном сегменте, наоборот, увеличилась с 16,1 до 16,3%. Вместе с ней растет и дилерская сеть.

Скоро в нашей модельной линейке на российском рынке появится шестой кроссовер — так называемая входная модель, UX. Она будет продаваться в нескольких вариантах: с бензиновым двигателем и гибридным приводом. Это значительно усилит нашу линейку кроссоверов и внедорожников, что для российского клиента крайне важно.

Ваша страна является одним из важнейших рынков для Lexus после Китая, США, Японии и Канады и крупнейшим в Европе. Причем Россия и Канада по объемам продаж очень близки, и их позиции год от года меняются.

Российские клиенты предъявляют особые требования к нашей марке, и мы полностью их удовлетворяем, а потому продаем здесь больше моделей, чем в любой другой европейской стране.

Выстраиваемся в очереди

Многие компании во время кризиса удачно скорректировали модельный ряд, что позволило им не только сократить издержки, но и увеличить производство на своих российских заводах и трудоустроить еще больше наших граждан. Это важный момент не только для покупателя, но и для экономики страны в целом.

Пол Уиллкокс, глава Nissan в Европе

В экономике всех стран бывают этапы роста и стагнации. 

Например, продажи в Великобритании, на одном из крупнейших рынков Европы, сейчас падают, но это не повод для нас менять свои планы и прекращать инвестиции в эту страну.

То же самое в России: мы не собираемся отказываться от наших обязательств. И не только мы, а весь альянс Renault — Nissan — Mitsubishi — АвтоВАЗ, потому что верим в ваш потенциал и то, что в будущем продажи начнут стремительно увеличиваться. Это вопрос времени. Сейчас дела у нас идут лучше: в прошлом году мы увеличили объемы производства и количество смен на заводе под Санкт-Петербургом.

Да, некоторые модели ушли с российского рынка — седан Sentra, например, и Teana. Но этот класс автомобилей становится все менее популярным: думаю, в течение пяти лет спрос на них упадет еще сильнее.

Мы же всегда подстраиваемся под запросы покупателей, а они, по нашему мнению, сейчас все больше смотрят в сторону кроссоверов.

На церемонии выпуска полуторамиллионного автомобиля компании Hyunday Motor на заводе в Санкт-Петербурге. 1 февраля 2018
На церемонии выпуска полуторамиллионного автомобиля компании Hyunday Motor на заводе в Санкт-Петербурге.

Завод южнокорейского концерна Hyundai-Kia в Санкт-Петербурге работает на пределе возможностей: в три смены и даже по субботам. Впервые с 2014 года компания ожидает возвращение очередей за своими бестселлерами.

Алексей Калицев, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ»

Завод в Санкт-Петербурге, где выпускаются модели Hyundai Solaris и Creta, работает на грани своей проектной мощности.

За счет современной организации производства мы постараемся увеличить ее, насколько это возможно, но даже в таком случае сможем выпустить лишь на 5% машин больше. Если спрос превысит наше предложение, возможно, у нас снова возникнут очереди. С этого завода экспортировали около 10 тысяч Hyundai в Казахстан, Белоруссию, Украину и даже Египет, но, ввиду большого спроса в России, пока эту тему мы особо не развиваем. Зато рассматриваем возможность локализации производства 1,6-литровых двигателей и механических трансмиссий в России. В нем будут задействованы местные поставщики комплектующих.

Период дефицита — хороший знак для экономики. Hyundai постарается увеличить продажи других моделей, чтобы не потерять долю рынка.

В 2019 году состоится запуск модели Hyundai i30, а также ее спортивной версии i30 N. Уже идет сертификация. Также расширится линейка премиального бренда Genesis, для которого мы скоро создадим отдельную монобрендовую дилерскую сеть из 30-35 автосалонов.

Россия входит в пятерку важнейших для Hyundai рынков планеты. Мы не прекращаем инвестиции, ни на день не остановили производство, не уволили ни одного сотрудника с завода, хотя времена были непростые.

Спрос рождает новые модели

Повышенный спрос позволяет автопроизводителям не только расширять модельный ряд, но и создавать на основе предпочтений российских клиентов глобальные продукты.

Тьери Коскас, вице-президент Renault по продажам и маркетингу

Стратегия Renault в России — максимальная концентрация на локально произведенных машинах.

Например, в 2019 году мы начнем продавать абсолютно новый кроссовер C-класса, производство которого будет налажено в России. Сначала его увидят посетители Московского международного автосалона в августе этого года, а первыми покупателями станут россияне. Самое важное, что это вовсе не специфическая модель для одной страны, а машина глобального масштаба.

Пока Россия для Renault — второй рынок в мире: возможно, совсем скоро он станет главным. Во время кризиса компании пришлось сократить модельную линейку, но мы никогда не думали уйти из страны, как сделали некоторые бренды. Мы поступили правильно: наша доля рынка увеличилась. Сейчас продажи Renault в России продолжают расти, и мы полагаем, что по итогам 2018 года прибавим еще около 10%.

Стратегии развития компаний в нашей стране нацелены не только на прибыль: некоторые модели продаются не ради сиюминутной выгоды, а ради улучшения имиджа в глазах россиян.

Линия сборки автомобилей KIA Soul на предприятии Автотор в Калининграде
Линия сборки автомобилей KIA Soul на предприятии "Автотор" в Калининграде.
Чжон Вон Чжон, президент Kia Motors Rus

Кризис заставил многих автопроизводителей сократить портфолио моделей в России, но Kia не убрала с рынка ни одну.

Более того, мы продолжаем увеличивать количество предложений: в 2018-м запустим в производство пять или шесть новых и модернизированных моделей. Недавно представили спортивный седан Stinger, а в среднесрочной перспективе выведем на российский рынок новый компактный кроссовер B-сегмента.

Ваш рынок остается одним из главных для Kia, особенно сейчас, когда продажи новых машин во многих странах замедляются, а Россия показывает рост. Мы делаем все, чтобы для россиян наш бренд стал желанным, стараемся присутствовать во всех сегментах и спонсируем самые масштабные проекты: например, чемпионат мира по футболу — 2018. В период кризиса 2014-2016 годов мы сделали много для поддержки наших российских дилеров, затраты на маркетинг не только не сокращались, но даже увеличивались. Абсолютно все наши автомобили производятся здесь — в Калининграде и Санкт-Петербурге.

Стремительное подорожание автомобилей в России, по мнению многих игроков рынка, закончилось. Небольшое повышение цен будет происходить и дальше, но в рамках естественного развития успешной экономики.

Ян Прохазка, руководитель «Skoda Auto Россия»

Машины всегда дорожают. В последнее время цены увеличивались очень интенсивно из-за кризиса и резкого падения курса рубля: когда в 2014 году доллар и евро вдруг выросли на 70%, прайс-листы в автосалонах не изменились, ценники переписывались постепенно в течение нескольких лет.

Сейчас ситуация стабилизировалась, и мы очень не хотим нового кризиса и падения рубля.

Однако даже при самом благоприятном сценарии авто все равно будут дорожать, но уже не так, как в последние годы. Нужно повышать зарплату рабочим на заводах Skoda в России, оснащать машины новыми технологиями — это нормальный процесс для экономики любой страны.

Стратегия Skoda почти не изменилась в результате кризиса. Да, мы урезали расходы, сокращали штат сотрудников и рабочие смены на заводах, но при этом не ушли с рынка — более того, запустили новые модели: например, Kodiaq, который собирают в Нижнем Новгороде. Работать здесь не сложнее, чем в Чехии или Финляндии.

Россия была для нас важной страной и останется таковой впредь. Через кризис проходят все, это нормально.

В ожидании решения правительства

Представители автомобильной отрасли сейчас замерли в ожидании решения правительства о новых условиях промышленной сборки. Главы компаний ждут разрешения спора между Минпромторгом, предлагающим продлить действующие специнвестконтракты (СПИК), и Минэкономики, которое выступает за равный доступ к господдержке для всех компаний.

Завод Volkswagen в Калуге
Сборка автомобилей "Фольксваген" на конвейере завода "Фольксваген Групп" в Калуге.
Маркус Озегович, генеральный директор «Фольксваген Груп Рус»

Постановление правительства № 166 подходит к концу, Минпромторг и Минэкономики предлагают разные варианты решений, и мы очень хотим знать, чем все закончится. Volkswagen Group выступает за одинаковые условия для всех автопроизводителей.

Группа инвестировала в Россию более 1,75 миллиарда евро, у нас здесь три завода. С таким потенциалом и инвестициями ваша страна остается для нас важнейшим рынком. Однако сейчас сложно понять, как поведет себя российский рынок, хотя думаю, что кризис уже закончился, а рост продаж в этом году продолжится. Мы надеемся, что рынок постепенно увеличится до 2,5 миллиона машин в год, но на это потребуется много времени. Нам было приятно слышать слова президента Владимира Путина о том, что он хочет повысить ВВП страны в полтора раза. Это именно то, что нужно и Volkswagen Group: тогда автомобильный рынок окончательно преодолеет кризис. 

Мы развиваем производство в России, экспортируем продукцию в другие страны. Кроме того, планируем выпуск двигателей 1.6 MPI в России, для чего уже увеличили количество смен на заводе. Хотим передать зарубежным странам примерно 40 тысяч моторов уже в 2018-м.

Также наш локальный поставщик стекол наладит в этом году экспорт продукции, сделанной в Калуге, на наш завод в Бельгии. Наши партнеры в Ульяновске — компания Nemak — делают блоки цилиндров для двигателей и отправляют их не только в Калугу, но и на другие заводы, поэтому мы все больше интегрируем Россию в глобальную цепочку поставок. Мы должны говорить не только о локализации, но и о балансе экспорта и импорта: российское правительство оказывает огромную помощь нам в вопросах экспорта, предоставляет таможенные льготы и так далее, однако при этом мы не должны полностью отказываться от импорта.

Кризис пережили не все, и это касается не только автопроизводителей, но и дилеров. Так, прекратила свое существование сеть автосалонов «Независимость», а теперь в СМИ появились сообщения о скором банкротстве еще одного крупного дилера — Genser.

Майкл Мальмстен, президент и генеральный директор Volvo Car Russia

Сейчас моя приоритетная задача в России — поддержать дилерскую сеть Volvo.

Дилерский бизнес переживает переломный момент: продажа новых автомобилей уже не приносит сверхприбылей, как еще несколько лет назад. Следует больше внимания уделять автомобилям с пробегом, лизинговым и финансовым продуктам. Поэтому нам необходимо привнести международный опыт в работу наших партнеров, чтобы усилить их конкурентоспособность.

Индивидуальный подход — это то, чего в первую очередь ожидает клиент, приобретающий люксовый или премиальный товар. Поэтому наши усилия во многом направлены на постпродажное обслуживание. Сегодня треть дилерской сети функционирует по программе «Персональный сервис Volvo», в рамках которой кардинально меняется работа дилерского центра. Во-первых, у клиента появляется персональный механик, а время, потраченное на ТО, зачастую сокращается в два раза по сравнению с обычным сервисом.

Клиент не только экономит время, но и получает в лице механика своего рода семейного доктора, к которому можно напрямую обратиться по любому вопросу, касающемуся здоровья автомобиля, не заезжая в автосалон. Дилерский центр не должен быть точкой продаж, он призван облегчать жизнь клиенту и избавлять его от лишних забот.

Завод по выпуску грузовых автомобилей шведского концерна Volvo Group в Калуге
Открытие завода по выпуску грузовых автомобилей шведского концерна "Вольво Групп".
Россию используют — и это хорошо

В России не только продают машины — их здесь создают. Многие компании уже давно используют уникальные особенности страны для тестирования и доводки автомобилей.

Есики Кишимото, генеральный директор «Субару Мотор»

Россия — самая большая страна в мире. Здесь разнообразный климат и различные типы дорог.

Это просто идеальное место для Subaru, которые знамениты полным приводом, надежностью и энергоемкой подвеской. Мы создаем автомобили для реальных людей, реальной жизни и реальных дорог, а не для отапливаемого гаража или выставки. Все новые модели перед запуском в России проходят тест-драйв по местным дорогам. И тот опыт, который наши инженеры получают здесь, существенно влияет на то, какие автомобили вы в итоге получаете. Например, подвеску первой версии кроссовера XV дорабатывали именно в России.

В этом году мы расширяем модельный ряд: привезем в Россию и Республику Беларусь Subaru Legacy — полноприводный седан бизнес-класса. В этом сегменте у нас давно не было новинок. Первые автомобили появятся в дилерских центрах уже в мае.

Бизнес для бизнеса

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», компания Ford в феврале 2018 года показала лучшую динамику роста в сегменте легких коммерческих автомобилей, прибавив сразу 92%.

Стивен Армстронг, вице-президент группы компаний Ford и президент европейского, ближневосточного и африканского подразделений

Мы очень сильны в классе коммерческих автомобилей, наши микроавтобусы Transit на первом месте в своем сегменте в России.

И мы продолжим инвестировать в развитие этого подразделения. Кроме того, у Ford на российском рынке очень сильная линейка кроссоверов: EcoSport, Kuga, Explorer. Мы намерены и дальше развивать это направление.

У нас есть и другие модели в сегменте SUV, например Ford Edge, однако, прежде чем вывести модель на рынок, мы должны понимать, в каких объемах она будет продаваться, чтобы грамотно локализовать производство. Сейчас все авто, представленные в России, собираются вместе с Sollers, что значительно расширяет наши производственные и технические возможности здесь. Также продолжим выпускать Ford Focus под Санкт-Петербургом до тех пор, пока машины этого класса будут востребованы.

Российский рынок вновь растет — и это великолепно. Россия для Ford — как раз та страна, в которой мы хотим как можно дольше оставаться и быть конкурентоспособными, поэтому продолжим вкладывать сюда деньги.
 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала