Теория небольшого взрыва: как разные сорта топлива влияют на автомобиль

© Fotolia / VladstarАвтоледи на заправкеАвтоледи на заправке

МОСКВА, 21 сен — РИА Новости, Сергей Белоусов. В современном автомобиле лучше все делать по инструкции, однако в этих книжках и информационных наклейках иногда сам черт ногу сломит. Например, производитель рекомендует заправлять машину бензином АИ-98, но при этом допускает использование АИ-95, или советует лить 95-й, но не запрещает 92-й. При этом разница в стоимости двух видов топлива может достигать шести-семи рублей за литр, на полный 55-литровый бак это уже около 400 рублей, а в месяц — лишние две-три тысячи. Надо ли покупать дорогое топливо, если можно использовать более дешевое? РИА Новости попросило автомобильных экспертов объяснить, каким топливом можно и нельзя заправлять машины.

Чтобы "пальцы" не стучали

Итак, в бак залит бензин АИ-92 вместо рекомендованного АИ-95. "В случае заправки современного автомобиля бензином с пониженным октановым числом снизится мощность двигателя, — рассказывает шеф-тренер "Ауди Центра Варшавка" Дмитрий Парбуков. — Большой опасности в этом нет, так как электронные компоненты, отвечающие за работу мотора, внесут коррективы с учетом изменившихся условий. Более критичным для двигателя будет переход с рекомендованного 98-го на 92-й. В этом случае лучше снизить нагрузку на двигатель и не поднимать обороты выше средних значений. Высокая нагрузка может спровоцировать детонацию, топливо будет воспламеняться самопроизвольно, что приведет к повреждению стенок цилиндра мотора и поршневых колец, разрушению поршней и прогоранию клапанов".

"При использовании низкооктанового бензина датчик детонации определит взрывное горение топлива и даст команду блоку управления двигателем изменить угол зажигания в меньшую сторону, что приведет не только к снижению мощности и крутящего момента, но и к повышенному расходу", — добавляет Константин Епанешников, директор департамента сервиса и запчастей официального дилера Volkswagen (автомобильная группа "Авилон").

Все современные автомобили оснащаются пьезокристаллическими датчиками детонации, которые распознают вибрации в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) и посылают команды блоку управления двигателем. Тот, в свою очередь, изменяет угол опережения зажигания, состав топливно-воздушной смеси и прочие параметры, чтобы обеспечить нормальное сгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах.

Механик общается с клиентом в автосервисе
Коробку маслом не испортишь: эксперты о том, как ухаживать за трансмиссией

"Датчик детонации настолько чувствителен, что коррекция работы происходит раньше, чем в двигателе возникнут разрушительные процессы, — отмечает Дмитрий Новиков, руководитель отдела гарантии дилерского центра "Автомир-Ниссан Москва". — В настоящее время на рынке практически нет автомобилей без датчиков детонации, разве что старые "Волги" ГАЗ-24 или "Жигули" с карбюратором". В таких "раритетных" машинах переход на низкооктановое топливо опасен: процесс горения в цилиндрах приобретет взрывной, а не плавный характер (именно это явление называют детонацией), ударная нагрузка на поршневую группу ломает перегородки между поршневыми кольцами, вызывает растрескивание колец и в конечном итоге приводит к падению компрессии, повышенному расходу масла и задирам на стенках цилиндров. В итоге — капитальный ремонт двигателя. Распознать детонацию достаточно просто: она дает о себе знать характерным звоном в двигателе при движении под нагрузкой или при перегазовках. Автомобилисты с многолетним стажем помнят, что значит выражение "пальцы" стучат".

© РИА Новости / Валерий МельниковПерейти в фотобанкМужчина на автозаправочной станции "Лукойл" в Москве
Мужчина на автозаправочной станции "Лукойл" в Москве

Использование бензина АИ-98 вместо рекомендованного АИ-95 гораздо безопаснее. "Современные автомобили можно заправлять бензином с октановым числом выше, чем предусмотрено для двигателя, при этом работа ДВС будет более ровной", — отмечает Дмитрий Парбуков.

Автосервис
Классика и ноу-хау. Все, что нужно знать об обмане в автосервисе

Многие автомобилисты проводят собственные замеры и утверждают, что при заправке машины высокооктановым топливом снижается расход и улучшается динамика. "А еще бывает: помыл машину — и она бодрее ехать стала. Эффект плацебо", — считает Дмитрий Новиков. Однако другие эксперты уверены, что экономия топлива все-таки есть. "Бензин АИ-98 имеет более высокую антидетонационную стойкость, что повышает КПД процесса сгорания и эффективность", — отмечает Дмитрий Парбуков. С ним согласен и Константин Епанешников, но он считает, что нужно соблюдать осторожность: "Если двигатель не рассчитан на высокооктановое топливо, возможны прогорания поршней или клапанов из-за более высокой температуры горения".

В некоторых современных автомобилях, чаще премиальных марок, инструкция позволяет использовать любой тип бензина от АИ-92 до АИ-98. Почему так делают не все? По мнению Дмитрия Новикова, не каждый автопроизводитель имеет ресурсы и желание проводить полноценные испытания своих ДВС, чтобы получить достоверные данные о применении топлива с различным октановым числом. "Проще обозначить запрет на все, чего нет в спецификации", — резюмировал эксперт.

© РИА Новости / Сергей Белоусов Информационная наклейка на лючке топливного бака автомобиля
Информационная наклейка на лючке топливного бака автомобиля

Так что же делать, если на лючке бензобака написано "98(95)"? Эксперты считают, что ничего страшного не произойдет: при заправке автомобиля топливом АИ-95 возможны увеличение расхода, незначительная потеря мощности и крутящего момента. "Этой надписью производитель разрешает кратковременное (то есть до следующей заправки) использование бензина с пониженным октановым числом. Эта позиция перестраховки "на всякий случай" со стороны производителя", — объясняет Дмитрий Новиков.

Ради чистоты эксперимента

В России запрещено продавать топливо ниже экологического класса Евро-4, и многие крупные сети АЗС по своей инициативе продают бензин класса Евро-5. Однако автомобили давно забежали вперед: в автосалонах появляется все больше моделей с двигателями экологического класса Евро-6. Где найти такой бензин и надо ли вообще?

Дмитрий Новиков считает, что использование бензина Евро-5 в автомобиле с мотором экологического класса Евро-6 допустимо. "С автомобилем ничего не будет. Совсем. Разве что при определенном стечении обстоятельств какой-нибудь суперчувствительный прибор сможет обнаружить, что на каком-то определенном режиме работы выхлоп двигателя будет не укладываться в норму Евро-6 на пять-семь процентов, не более того. Все это чистый маркетинг и рекламные ходы".

Константин Епанешников не столь оптимистичен: "Если в автомобиле использовать топливо низкого экологического класса, то уровень вредных выбросов увеличится до экологического класса топлива. В далекой перспективе возможен ускоренный износ элементов, отвечающих за экологию, — катализатора или сажевого фильтра".

"Тяжелое топливо"

Владельцы автомобилей с дизельными двигателями оказываются в более выгодном положении — им нужно беспокоиться о топливе только при наступлении холодов, когда летний дизель на заправках сменяется (по крайней мере, должен сменяться) на зимний.

Автомобиль Renault Logan
Автосеконд-хенд: выбираем "рабочую лошадку" Renault Logan II с пробегом

Дизель различается цетановым числом: чем оно выше, тем лучше воспламеняемость топлива и равномерность его горения, а значит, более плавная работа двигателя. У стандартной "солярки" оно составляет 48-51, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 51-55. Согласно российским стандартам и стандарту Таможенного союза (ГОСТ Р 52368-2005, ГОСТ 32511-2013), цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 48 единиц, согласно ГОСТ 305-2013 — не менее 45 единиц. "Найти на заправке дизельное топливо, не подходящее для легкового автомобиля, в нашей стране невозможно. Ограничения по цетановому числу характерны для так называемого биодизеля, а в России достаточно топлива, производимого традиционным путем из нефти", — рассказывает Дмитрий Новиков.

© Fotolia / usu79Заправка автомобиля
Заправка автомобиля

Летом "солярка" служит исправно, но зимой "тяжелое топливо" начинает замерзать, что приводит к печальным последствиям: автомобиль глохнет, топливный фильтр засоряется, машина продолжает свой путь на эвакуаторе. Чтобы этого не случилось, нужно заблаговременно заправиться зимним дизелем, у которого температура кристаллизации содержащихся в нем парафинов ниже.

"Процесс получения зимнего дизельного топлива более затратный, в результате его стоимость выше. Зимняя солярка густеет и замерзает при температуре ниже минус 35 градусов по Цельсию, к тому же ее смазывающая способность, необходимая дизельному мотору, становится хуже", — говорит Константин Епанешников.

Авто
Комментарии
14 пользователей оставили 17 комментариев
"...При этом разница в стоимости двух видов топлива достигает шести-семи рублей за литр,..."

такой разницы между 95 и 92 в цене что-то не наблюдаю, даже между 98 и 92 - рублей 4-5.
Если лошадь кормить соломой, много она протянет? Так и машина, заливай всегда только одну марку которую рекомендуется изготовитель. И каждые 15 тысяч делай инспекцион.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена