Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
Празднование Дня России на Украине прошло на пару дней раньше, чем в самой России. Отмечали его в Доме приемов посольства России под Киевом. Это лесопарковая зона, туда в этот день приехали несколько десятков украинцев, которые, несмотря на прогрессирующую в стране официальную русофобию, относятся к России с симпатией и доверием.
"Улыбайтесь, вас снимают"
По словам сотрудников посольства, этот костюмированный патруль — непременный атрибут, почти всегда дежурно находится здесь, в лесопарковой зоне, особенно если становится известно о проведении каких-либо мероприятий, встреч, праздников.
Сам Дом приемов расположен на территории дачи бывшего первого секретаря Компартии Украины Щербицкого. Это под Киевом, добираемся сюда на такси. Однополосная асфальтированная дорога пролегает через лес, петляет и вдруг останавливается у ворот, украшенных львами. Рядом — около десятка автомобилей гостей, часть из них, правда, были привезены на автобусах Россотрудничества от памятника философу Сковороде, что расположен на Подоле.
Отчаяние смельчаков-реалистов
Собственно, Служба безопасности Украины, как пояснили мне сотрудники посольства, и так всех гостей знает, все они внесены в соответствующие списки "предателей родины", многие из тех, кто мужественно пришел в этот день в Дом приемов российского посольства, как потом они рассказывали мне уже во время приема сами, постоянно ощущают за собой слежку, их телефоны прослушиваются, а почта перлюстрируется.
Настроение у собравшихся нескольких десятков украинцев, несмотря на антироссийский антураж за пределами территории Дома приемов, приподнятое, торжественное. Как говорит один из главных редакторов издания, которое весьма критически настроено к нынешней власти, "пока есть сильная и мощная Россия и мы сильны, нас побоятся тронуть".
Впрочем, истины ради надо сказать, большинство тех, кто в этот день собрались здесь — мои друзья, в предыдущие годы весьма успешные журналисты, писатели, историки, деятели культуры… Но сегодня они оказались в творческом вакууме, то есть большинство лишены за свои политические взгляды возможности работать, а значит, и источников существования.
"Да, перебиваемся кто как может, — рассказывает Вячеслав. — Случайными публикациями, у кого-то оставалось что-то от прежних времен. Помогаем друг другу как можем, живем весьма скромно. У кого-то супруг или супруга работает не в нашей сфере, а где-то на предприятии, где нет идеологического контроля. Ну, в общем, крутимся как можем…"
— Почему же не уезжаете?— спрашиваю коллег.
— Почему мы должны отдавать нашу Украину "бандеровцам"?— говорит Владимир. — Я лично им не уступлю.
Мне, живущему в благополучной по украинским меркам России, конечно, трудно понять своих товарищей-коллег, с которыми еще несколько лет назад мы здесь же, на Украине, проводили пресс-конференции, круглые столы, встречались с нашими политическими противниками во Львове и Донецке, Харькове и, конечно, в Киеве, открыто, ничего не опасаясь, спорили, обсуждали то, что происходит в стране и между нашими государствами. Тогда это не казалось чем-то эксклюзивным, невероятным. А сегодня открыто и честно, как получается, можно говорить о действиях украинской власти только в лесу — и то на охраняемой территории российского посольства…
И все же праздник
При Михаиле Зурабове посольство в лучшей гостинице города — "Интерконтинентале" — собирало почти ежемесячно творческую и бизнес-элиту страны: по несколько сотен человек, обсуждали значимые для России и Украины исторические события. Был на этих вечерах и олигарх, а ныне президент Петр Порошенко. Я даже брал у него на одном из таких мероприятий интервью. Говорил он тогда о российско-украинских культурных и экономических связях, которые, как Порошенко утверждал, надо не только сохранять, но и укреплять. Сейчас, став президентом, действует в совершенно обратном направлении — последовательно их разрушает.
Может быть, так происходит из-за материальных трудностей, которые побеждают моральные принципы. Но как воспитывать детей, если вчера ты был за дружбу с Россией, а сегодня приветствуешь переименование проспекта генерала Ватутина в улицу гауптштурмфюрера СС Шухевича?
Об этой дилемме в этот день мы тоже много говорили, потому что она не теоретическая, а вполне конкретная и в этой журналистской среде имеет конкретные имена и фамилии.
Так что в праздник мы не могли перестать говорить о повседневных заботах, о предательстве и верности, о правде и лжи.
Расходились, против обыкновения не поздно, завтра новый день, который принесет моим украинским коллегам, людям мужественным и духовно сильным, новые проблемы.
Все имена, диалоги, обстоятельства и место происходившего — подлинные. А фамилий участников и фотографий с места события на этот раз не будет. Не хочу даже невольно помогать сотрудникам СБУ.
Им и так помогает президентский "Пятый канал".