Легойда: выбор князя Владимира – ключ к пониманию русской культуры

© фото Владимира ЕштокинаВладимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархатаВладимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда рассказал РИА Новости, почему нашему обществу необходимо масштабное празднование юбилея святого князя Владимира и как его исторический выбор веры связан с современным состоянием нашей социально-экономической жизни.

В преддверии празднования 1000-летия преставления святого князя Владимира председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда рассказал в интервью РИА Новости, в чем значение этого юбилея для церкви и общества, как будут его отмечать на Украине, в Белоруссии и России и как связаны недостатки в нашей социально-экономической жизни с историческим выбором веры князем Владимиром. Беседовала Марина Борисова.

- В прошлом году решение о церковно-государственном праздновании юбилея святого князя Владимира принималось на фоне действительно всенародного празднования юбилея преподобного Сергия Радонежского. Но в этом году главным общенародным праздником стал юбилей Победы. Не отошло ли в тень празднование 1000-летия преставления святого Владимира?

— Мне кажется, что неверно предлагать некую матрицу "один год — один праздник". Никто не собирается дважды входить в одну реку, но это не означает, что каждый раз нужно изобретать велосипед и как-то искусственным образом менять форматы праздников. Совершенно очевидно: равноапостольный князь Владимир – фигура исключительная для русской истории, для русской цивилизации, человек, который стоит у истоков русской государственности, русской культуры, ценностной системы исторической Руси.

Я говорю о той Руси, из которой в ценностном плане родились современные Беларусь, Украина и Россия. И тысячелетие князя Владимира позволяет нам еще и еще раз вернуться к истокам нашей истории, к выбору христианства, который предопределил создание, формирование всей нашей культуры. Культуры в широком смысле – не только литературы и искусства, как сказал один из русских философов, безусловно, "пораженных христианством", но и экономики и правового сознания со всеми его особенностями. Ведь даже риторический вопрос: "Как тебя судить – по закону или по совести", предполагающий один единственный возможный ответ, фундаментально отличает нас от других народов — если русский скажет: "по совести", немец: "по закону", то американец, скорее всего, не поймет вопроса.

А восходит это расхождение к митрополиту Илариону и его знаменитому "Слову о законе и благодати", в свою очередь восходящему к Евангелию, к библейской дихотомии Ветхого и Нового Заветов. При этом оно не отрицает закон, но указывает на место нравственной составляющей в русской правовой культуре.

Конечно, в разных исторических условиях эта нравственная доминанта то появляется, то исчезает. Меняется и отношение к закону. Но когда вторичность закона по отношению к благодати перестает балансироваться нравственным чувством и пониманием невозможности нарушать правила, установленные в обществе, наступает правовой нигилизм.

- Сегодня многие обращают внимание на то, что христианство к моменту официального крещения не было для Киевской Руси новшеством – вспоминают и святую Ольгу, и многочисленных христиан — славян и греков, игравших не последнюю роль в жизни русского государства. В чем же истинное значение акта крещения киевлян в водах Днепра?

— Понятно, что крещение Руси связано не появлением на ней христианства – оно действительно было там и до князя Владимира, а сам князь Владимир с дружиной, по преданию, крестился в Херсонесе. Но именно Киевская – и это очень важно и символично – крещальная купель становится основанием новой культуры. И когда сегодня некоторые, так сказать, мыслители из великого князя, которого церковная традиция считает равным апостолам, сравнивая его подвиг с подвигом распространителей христианства в Римской империи, пытаются сделать какого-то местечкового лидера, который, оказывается, крестил не Русь, а, например, какой-нибудь один этнос, это, конечно, принижение роли князя Владимира.

Да, важно помнить о том, что была Киевская Русь. А для церковного сознания, как мне кажется, важно здесь то, что христианизация русской культуры, а точнее ее создание, порождает замечательный идеал Святой Руси. Идеал, который означает не то, что в средние века на Руси жили только святые люди, а то, что святость была культурным идеалом, к которому стремились. Национальным героем, если хотите, был святой подвижник. И это важнейший акцент сегодня, да и в любое другое время он незаменим.

- Можно ли сказать, что личный выбор вероисповедания князя Владимира стал цивилизационным выбором России, и правы ли те, кто утверждают, что именно принятое на государственном уровне православие в его византийском изводе оторвало Россию от остальной Европы и теснее связало ее с Востоком? Каковы плюсы, а возможно, и минусы этого выбора?

— Я думаю, что это был и личный выбор князя Владимира, и, конечно, цивилизационный выбор Руси. Князь Владимир вообще пытался во многом буквально воплотить в жизнь – так, как он понимал — евангельские призывы, например, приглашал к себе на пиры всех людей, которых встречали на улице его слуги.

А что до утверждений "оторвало от Европы" и "связало с Востоком", мне кажется это немного странным. С каким Востоком связало?.. На момент, когда князь Владимир делал свой выбор, Византия, если считать, что это Восток, собственно, во многом и была цивилизованной Европой. Да и христианская церковь еще официально не разделилась на католичество и православие.

Правда, уже в летописи мы видим описание посещения послами князя Рима и Константинополя как ситуацию выбора, но это, как недавно подчеркнул патриарх Кирилл, был выбор между Римом, пострадавшим от варваров, и Константинополем, находящимся на пике могущества.

Я бы вообще не стал говорить об "отрыве от Европы", если подразумевать под ней Западную Европу – у Киевской Руси не было с ней ни географически, ни политически никакой прямой связи. Вообще, все наследие Западной Европы всегда принималось Русью опосредованно. Просто до Петра I это было греческое, византийское наследие, после Петра – в большей степени римское.

А что до плюсов и минусов выбора… Когда сейчас популяризируют Макса Вебера с его "Протестантской этикой" как ключ к капиталистическому процветанию, хочется, прежде всего, возразить, что католические страны тоже вполне успешно развивают капитализм. Кроме того, разве состояние современного капитализма – это некая панацея, которая превращает земную жизнь в какой-то рай, в котором все замечательно? Почему мы должны рассматривать это как идеал?

Мы сейчас как раз наблюдаем за закономерным развитием того, о чем писал в своей знаменитой работе Макс Вебер. Это современное состояние потребительского общества, в котором человек создает себе ценностное лжеполе, в основании которого лежит безудержное потребление, логика "покупатель всегда прав" и так далее. Мы являемся свидетелями того, как все это приходит к своему логическому концу и создает все больше и больше проблем в жизни людей.

А если брать современную Россию, то те недостатки, которые есть в нашей социально-экономической и общественной жизни, связаны не с выбором православия, а может, как раз с недостаточной укорененностью и глубиною проникновения православия в разные сферы жизни.

- Традиционно крещение самого князя Владимира связывают с древним Херсонесом. Как проходит празднование юбилея святого в Крыму и насколько в нем участвуют сами крымчане?

— Юбилей князя Владимира – это, прежде всего, церковный праздник, ведь мы чтим память святого, поэтому в этот день равного апостолам князя молитвенно помянут во всей Христовой церкви, на многих языках мира. Разумеется, в странах, которые обязаны Владимиру своим существованием, запланированы государственные и общественные мероприятия, прежде всего, в Москве, Киеве, Минске. В Херсонесе, где он, по преданию, принял святое крещение, также намечена программа торжеств.

Думаю, что общественное внимание к юбилею князя – возвращение традиционного народного почитания, а не некий новодел. В интересе к временам крещения Руси, к личности преобразившегося ее князя заложен ответ на вопрос выбора пути для современных народов исторической Руси, да и для каждого из нас.

- Что для вас лично значит ваш святой покровитель, живший более 1000 лет назад? Каким вы его себе представляете? Какие детали его биографии, жития, какие его черты вам наиболее близки? Обращаетесь ли вы к нему в молитве?

— Безусловно, я обращаюсь к нему в молитве. Он для меня пример человека, который существенным, коренным образом изменил свою жизнь. Просто зримо изменил. И его фраза "Я был зверь, а стал человек" — это для меня не просто позиция исторического князя Владимира, который является моим небесным покровителем, это для меня путь, который должна пройти любая душа, любой человек в движении от звериного, греховного в себе к человеческому, то есть к тому, что есть образ и подобие Бога.

Авторы
Комментарии
9 пользователей оставили 12 комментариев
>> "если подразумевать под ней Западную Европу, у Киевской Руси не было с ней ни географически, ни политически никакой прямой связи."

1. Ингигерда, жена великого киевского князя Ярослава Мудрого - дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга и королевы Эстрид.
2. Гертруда Польская, жена киевского князя Изяслава Ярославича - дочь короля Польши Мешко II и Рыксы Лотарингской.
3. жена Святополка Владимировича, великого киевского князя - дочь Болеслава Храброго, польского короля.
4. жена великого князя Владимира Мономаха - Гита Уэссекская, принцесса английская, дочь англосаксонского короля Гарольда II.

ну и?
Выбор сделанный одним человеком и силой навязанный всем остальным - является ключом к пониманию русской культуры. Как иронично.
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена