Тот, кто верил слезам

Скончался сценарист Валентин Черных (7)
"Я – конъюнктурщик",- говорил про себя сценарист Валентин Черных. В восьмидесятые годы эти слова восприняли бы как самокритику. Сегодня в них слышится вызов, чувство собственной правоты, даже гордость. В стране, где в театре лишь 5-6 процентов выпускаемых спектаклей – по пьесам на современном материале, а в кино катастрофически не хватает качественных сценариев на современном материале, конъюнктурщики в хорошем смысле – страшный дефицит.

"Я – конъюнктурщик",- говорил про себя сценарист Валентин Черных. В восьмидесятые годы эти слова восприняли бы как самокритику (сделанный по его сценарию фильм "Москва слезам не верит" как раз и обвиняли в конъюнктурности). Сегодня в них слышится вызов, чувство собственной правоты, даже гордость. В стране, где в театре лишь 5-6 процентов выпускаемых спектаклей – по пьесам на современном материале, а в кино катастрофически не хватает качественных сценариев на современном материале, конъюнктурщики в хорошем смысле – страшный дефицит. Разве это не роскошь – вместо коммерческих "трендов" ловить чаяния времени?

Чуть впереди времени

Валентин Константинович всегда шагал в ногу со временем. И поэтому не верится, что его не стало. Он порой и опережал время, но не слишком – как раз настолько, чтобы очередная выпущенная по его сценарию картина попала в "яблочко" зрительских ожиданий.

Фильмом "Москва слезам не верит" был удовлетворен запрос публики на свой "домашний эпос": рассказ о провинциалах, переехавших в послевоенный период из деревни в город – точнее, о тех из них, кто ценой многих усилий выбился в интеллигенцию.

Трилогия "Любить по-русски", начатая в 1995 году и повествующая о борьбе сельских жителей во главе с бывшим секретарем обкома против местного криминала, стала художественным отражением того "левого поворота", который на самом деле случился в России середины девяностых, но не был замечен столичной политической тусовкой. (Вспомним, что на выборах 1995 года КПРФ получила большинство в Госдуме, а ее выдвиженцы заняли губернаторские посты чуть ли не в половине регионов.)

Картина "Воспитание жестокости у женщин и собак" обобщила витавшее в воздухе ощущение "брутализации" общества, в котором даже собаки как бы заражаются вирусом жестокости от собственных хозяев.

Даже сделанная в конце восьмидесятых мелодрама "Любовь с привилегиями" трактовала модную тогда тему массовых репрессий как-то по-особенному, в стиле Черных – приближенно к человеку. Женщина из курортного города, вроде бы нашедшая свое столичное счастье и вышедшая замуж за отставного министра, вдруг узнает, что он принимал участие в травле ее отца, будущей жертвы сталинских репрессий…

"Переселение народов"

Главная тема сценариев Черных – судьба провинциала в городе. Наверное, в выборе этой темы был и автобиографический элемент – уроженец Псковской области, перебравшийся в Москву, он и в интервью, и в предисловиях к книгам признавался – "лимитчиков" он понимает и уважает больше, чем коренных жителей городов-миллионников.

Если Бальзак своих провинциальных парвеню в Париже одновременно и жалел, и судил, то Черных своими новыми горожанами… восхищался.

И.Муравьева и В.Алентова в фильме "Москва слезам не верит"

"У нас в стране произошло великое переселение народов, – писал он. – Впервые городское население стало больше сельского, то есть сегодня каждый третий горожанин в очень недавнем прошлом – сельский житель или житель очень маленького города… Этот провинциал за 15-20 лет успевает получить высшее образование, занять положение на работе, получить или построить квартиру, обзавестись семьей… Это вживание выковывает крепкие характеры".

Вот эти-то характеры Черных и интересовали. Подобно тому же Бальзаку, он любил своих героев – любил такими, какими они были, со всеми недостатками. Тем более, что недостатки их – как правило, продолжение их же достоинств.

Если почитать сценарий фильма "Москва слезам не верит", то можно заметить, что актриса Ирина Муравьева, да и режиссер фильма Владимир Меньшов, сильно облагородили Людмилу – подругу Катерины, вместе с ней поселяющуюся на время в профессорской квартире и участвующую в "соблазнении" Рудольфа.

Сценарная Людмила почти не борется за справедливость, она просто ставит себе задачу выжить в Москве – в этой "большой лотерее". Даже образование (вспомним знаменитые походы героини Ирины Муравьевой в Ленинскую библиотеку – для встреч с "академиками, докторами и философами" в курилке) – так вот, даже чтение книг посвящено одной задаче, а именно – выживанию через успех.

И что – автор ее за это уничтожает, разоблачает, стирает в порошок? Нет…

Заточенные под успех

Интересно: в одном из интервью Черных в чем-то уподобил Людмиле не кого-нибудь, а первого космонавта – Юрия Гагарина, по биографии которого одно время писал сценарий.

На съемках кинофильма «Любовь земная»

"Этот улыбчивый человек, этакий "рубаха-парень", на самом деле был абсолютно четкой машиной, заточенной на успех. Он не работал почти ни одного дня, он всегда учился… Он четко шел к цели и делал сам себя", – говорил о своем сценарном замысле Черных.

Такой подход к биографии национального героя не мог понравиться родственникам. Фильм так и не сложился. А жаль: для Черных эта "заточенность" на достижение своей цели – достоинство. Именно она выковывает сильных и интересных людей. Порой советская редактура лепила из них потом стопроцентно положительных, "правильных" героев.

Но авторский замысел, как правило, был такой четкий и уверенный, что его контуры все равно проглядывали и впечатляли – даже сквозь розовую водичку советского позитива.

В сценарии Катерина, когда дает интервью телевидению на заводе, не прикидывается энтузиасткой, а просто объясняет выбор предприятия: "На заводе были места в общежитии, а мне негде было жить".

В фильме этой фразы нет, но режиссер нашел свое решение: перед камерой Катерина держит явно не вяжущийся с ее образом, "киношный" гаечный ключ. Мы видим удивленное лицо снимающего ее оператора – не подозревавшего прежде о ее профессии любовника. И при просмотре фильма людям все становилось еще яснее, чем в какой-нибудь современной мелодраме про путану из провинции.

Почему именно сценарии Черных, вроде бы совсем несложные, без сложно "закрученных" сюжетов, заставляли людей то спорить, то ностальгировать, то даже ругаться, но ни в коем случае – не оставаться равнодушными, не отворачиваться от экрана с разочарованной фразой "это не про нас"?

За кажущейся незамысловатостью стояла работа, если хотите – уважение к персонажам. Черных рассказывал: когда писал сценарий, в котором персонажем был водитель мусоровоза, заставил себя познакомиться с несколькими мусорщиками, узнал их жаргон, привычки, биографии.

Так сейчас невозможно работать, скажете? Черных – работал. На его счастье, большая часть его творческой жизни пришлась на время, когда автор сценария, как и автор пьесы в театре, мог работать рядом с режиссером до самого выхода "продукта" в свет. Сейчас у авторов часто просто нет такой возможности.

Кого душит "голливудский пакет"?

Васильев и Алентова в фильме «Москва слезам не верит»

Почему? Наверное, потому, что современный автор сценария безумно рад уже тому, что его работу приняли в производство. А ведь бывает и так: берут сценарий, меняют название, чуть подправляют текст – и вперед, в производство, без каких-либо выплат автору.

Как потом защищаться, как что-то доказывать молодому кинодраматургу без имени, без влияния? И как это имя себе создавать, если 90 процентов фильмов, идущих в 90 процентах кинотеатров – это так называемый "голливудский пакет", то есть набор произведенных или еще находящихся в производстве американских фильмов.

Новое время – новые проблемы, новые препятствия между замыслом и пленкой, между пленкой и приходом фильма к зрителю. Но преодолевает эти препятствия по-настоящему только одно – талант.

А ограничения были всегда – они просто меняли формы. Сколько лет наша кинодраматургия мечтала уйти от "рабочих типов", радовалась любой возможности ввернуть в сюжет какого-нибудь "вырожденца" – хоть гангстера, хоть наркомана?

А у Черных баталовский Гоша из "Москва слезам не верит" – электросварщик высшего разряда. И что, на него неинтересно смотреть? Критик Лев Аннинский как-то заметил: неужели людям, которые смотрят сегодняшние боевики, совсем неинтересно узнать, какие же люди делают разбиваемые в них автомобили.

"Диалог – это всегда биография", – сказал Валентин Константинович в одном из интервью. В своих диалогах он написал нам биографию наших родителей. Нам еще предстоит написать нашу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Авторы
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена