Рейтинг@Mail.ru
История России. Оглянись в восторге - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История России. Оглянись в восторге

Читать ria.ru в
Сегодня на официальном уровне в спорах об учебниках по истории нашего отечества побеждает точка зрения: «Что ни делалось в советском прошлом, все к лучшему». Такова концепция. И тогда к лучшему: Октябрь, Гражданская война, массовые репрессии, изведение цвета русского крестьянства, отключение света русской интеллигенции, Венгрия 56-го, Чехословакия 68-го, Афганистан. Все к лучшему, а к худшему только - 90-е годы минувшего столетия и Борис Ельцин. А к лучшему опять же - убийства Мейерхольда, Гумилева, Мандельштама, Николая Вавилова, Михоэлса...

Блог автора  

Сегодня на официальном уровне в спорах об учебниках по истории нашего отечества побеждает точка зрения: «Что ни делалось в советском прошлом, все к лучшему». Такова концепция. И тогда к лучшему: Октябрь, Гражданская война, массовые репрессии, изведение цвета русского крестьянства, отключение света русской интеллигенции, Венгрия 56-го, Чехословакия 68-го, Афганистан. Все к лучшему, а к худшему только - 90-е годы минувшего столетия и Борис Ельцин.   

А к лучшему опять же - убийства Мейерхольда, Гумилева, Мандельштама, Николая Вавилова, Михоэлса...

А к худшему - либералы и Борис Ельцин...

А к лучшему - все, что случилось после Ельцина...

А к худшему - либералы и Запад.

...Если с высоты птичьего полета посмотреть на широкую панораму российской истории советского розлива, то картина открывается вполне себе живописная и величественная. Кровь и жертвы - только к украшению и возвышению ее.

Теперь мне интересно, что учитель истории средней школы после того, как расскажет своим ученикам о целесообразности сталинских репрессий,  ответит на вопрос какого-нибудь умника из 5-го б:

- Все понятно, господин учитель. Сталин Россию спас. А зачем он великого ученого убил? Зачем он замечательного артиста и выдающегося режиссера казнил?».

Другой умник из класса постарше, начитавшийся в Интернете Шаламова и Солженицына, скажет:

- Понятно, господин учитель, убивать и мучить врагов народа - это в порядке вещей. А убивать и мучить детей врагов зачем?».

Детский вопрос примечателен: не «за что?», а «зачем?». Мол, не будем зацикливаться на правовой стороне дела, но рациональный смысл-то какой есть какой-либо?

- Так получилось, малыш. Таковы издержки, кои возможны при всяком благом начинании  - наверное, молвит господин рядовой учитель.

Если бы на его месте оказался нерядовой писатель Проханов, ответ был бы жарким и пафосным. Он бы рассказал, что у него у самого предки сгорели в топке массовых репрессий во славу красной империи, и как это здорово (для тех, кто «сгорел») быть великомучеником. И что Булгаков, считающийся, по  мнению «зловонных либералов», антисталинистом и антикоммунистом, на самом деле является еще каким сталинистом, «певцом "созидательного зла, апологетом Сталина-Воланда, попирающего меньшим злом большее, инфернальное, закрывающего железным ключом «врата адовы».

Поскольку тему адовых душегубств сталинизма не закрыть никаким «железным ключом», то неосталинистам приходится тем или иным  способом их конвертировать в некие драматические действия, находившиеся в рамках необходимой самообороны государства, венцом которой стал девятый день мая 45-го года.

Великая победа - как справка о реабилитации величайшего из преступников - гражданина Сталина.

Советская атомная бомба - как справка о реабилитации гражданина Берии.

...До определенной поры шла реабилитация невинно пострадавших в советские годы. Похоже, сейчас пришло время реабилитации тех, кто обрекал на страдания реабилитированных, кто подписывал расстрельные списки, кто отдавал приказы пытать, казнить, истязать холодом и голодом. Заодно и тех, кто идеологически обосновывал пытки, расстрелы, истязания.      

Реабилитационный процесс пошел и набирает ход.

Современный учебник истории, видимо, призван послужить квалифицированным пособием в этом деле. Им уже служит до известной степени телевизор, по которому время от времени показываются фильмы, называющиеся документальными, о детях кремлевских небожителей.

Один из них показали перед Новым годом. Он был посвящен подвижничеству дочери Кагановича, фамилия которого стоит на многих расстрельных списках.

Человек прожил длинную жизнь, пережил Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева. Уйму народу загубил, но воспитал преданную себе дочь. Более всего меня тронуло его завещание. В нем  он написал, что оставить своей наследнице ему особо нечего. Дачи нет, машины - тоже. А завещает он дочери одну вещь - социалистический строй под названием «СССР».

Умер завещатель в июне 91-го, за месяц до того, как обрушилось оказавшееся столь непрочным завещанное им строение.    

Из фильма видно, что верный ленинец умирал, и ни на минуту его не то, чтобы не посетило раскаяние за невинно погубленные души, но и тень сомнения в том, что натворил в сотрудничестве со своими единомышленниками, не мелькнула в его сознании. «Гвозди бы делать из этих людей», - сказал бы талантливейший поэт советской эпохи. Да он это и сказал в свое время о большевистских вождях в поэтическом возбуждении, не подозревая, насколько был все-таки прав по сути.     

Сегодня живой интерес со стороны массовой публики представляют не только вожди, но и их дети, коим приходится как-то преодолевать пропасть между чувствами любви, признательности родному человеку, живой частью самих себя, и объективными представлениями о его личной ответственности за то, что происходило в истории.

Понятно, что дети родителям - не судьи. Но им все равно жить в непосредственной близости от этой «пропасти». Да и нам приходится все еще жить рядом с ней, имея ее в виду.       

О пропасти между частной жизнью и историческим прошлым у Пушкина написана поэма «Медный всадник». Начинается она за здравие «Петра творенья», да и самого Петра, поставившего Россию на дыбы, а кончается за упокой души бедного Евгения, осмелившегося молвить гранитному памятнику: «Ужо тебе!».

Пушкин оглянулся на Россию в печали. Бывало, что оглядывался и в радости. А бывало - с непатриотической горечью: «Догадал меня черт с умом и талантом родиться в России».

Лермонтов был еще более «антипатриотичен»: «Прощай немытая Россия...»

Гоголь озирался с ужасом. Салтыков - с сарказмом. Чехов - с тоской и с юмором.

И только высокопоставленные бюрократы во все времена были убеждены, что наше прошлое - замечательно, настоящее - прекрасно, а будущее в своем величии не поддается описанию. Потому во все времена они предпочитали, чтобы незрелому юношеству преподавали мифологию под видом истории.

С мифологией удобнее, комфортнее. Хотя бы потому, что она не так упряма и нелицеприятна как история.

***

Сегодня много охотников сравнивать масштабы жертв сталинизма и уровень тех потерь, что страна понесла после августа 91-го. И снова проклинать Ельцина.

Не буду спорить о цифрах, о процентных соотношениях. Скажу об очевидном. При Сталине исправно работала машина по уничтожению людских масс, как оптом, так и в розницу. Строго говоря, Советский Союз был таким комбайном, который  со временем износился, проржавел и прогнил.

В проклинаемые 90-е демократическая машина конструировалась из подсобных материалов  и средств. Она ехала шаг вперед, два шага назад. И приехала.      

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала