Ничего смешного

Вероятно, некоторым то, что я сейчас напишу, покажется слишком резким, рискованным преувеличением. Но я твердо решил высказать это свое убеждение: создатели большинства наших телевизионных так называемых юмористических передач являются в строгом смысле этих слов врагами народа. Кто еще, кроме врагов, может сознательно, в своих корыстных целях, приносить народу нравственный и интеллектуальный ущерб? А то, что «аншлаги», «кривые зеркала» и «комнаты смеха» такой ущерб телевизионной аудитории – то есть, фактически всему народу – приносят, не подлежит сомнению, и уже многократно было сказано и написано разными людьми: от профессиональных телевизионных критиков до политиков самой разной ориентации.

Вероятно, некоторым то, что я сейчас напишу, покажется слишком резким, рискованным преувеличением. Но я твердо решил высказать это свое убеждение: создатели большинства наших телевизионных так называемых юмористических передач являются в строгом смысле этих слов врагами народа.

Только не ловите меня, не шейте мне возрождения нравов тридцать седьмого и последующих годов. Я выражаюсь не в политическом, переносном смысле, а в точном, буквальном.

Кто еще, кроме врагов, может сознательно, в своих корыстных целях, приносить народу нравственный и интеллектуальный ущерб? А то, что «аншлаги», «кривые зеркала» и «комнаты смеха» такой ущерб телевизионной аудитории – то есть, фактически всему народу – приносят, не подлежит сомнению, и уже многократно было сказано и написано разными людьми: от профессиональных телевизионных критиков до политиков самой разной ориентации. Собственно, эти передачи не обругал уже только ленивый, так что остается загадкой, кто же их смотрит, если все ругают. Между тем, смотрят, судя по рейтингам, тоже все…

Попробуем начать с самого начала. А что, собственно, такого уж дурного в этих передачах? Что, шутки не смешные? Ну так и ладно, нам не смешно, а всем остальным смешно, пусть себе смеются… Темы неприличные и стилистика заборных надписей? Так ведь это ж для взрослых… Пошлость или, в лучшем случае, банальность в каждом слове? Так ведь не для культурной элиты существует телевидение, а для всех простых людей…

Вот последнее-то, на мой взгляд, и есть самое ужасное – культивирование мифологии «простого человека», с которым надо попроще. Про задницу что-нибудь, про тещу, ну и, для социальности, про гаишника, бандита, проститутку… Да еще пародия на такую же знаменитость, как сам пародист, раскрученную за деньги и сходящую за соловья лишь благодаря полному отсутствию конкуренции среди певчих птиц. В зрителе поощряют «простоту», одобрительно подмигивают. Ты, может, стесняешься выглядеть глупым, пошлым, циничным? Так не стесняйся, вокруг все такие, и мы, развлекающие тебя, такие же. Давай, не смущайся, вот правда жизни, вызывающая наш и твой понимающий смех: все вокруг дерьмо, и мы все дерьмо, и это очень смешно и даже приятно – сидеть в дерьме.

Наша эстрадная сатира прошла большой путь от Райкина и Жванецкого до Петросяна и Степаненко. Героем Райкина был воинствующий хам, и он вызывал адекватные ответные чувства – отвращение и даже ненависть. Герои нынешних звезд «веселого цеха» – такие же или еще более откровенные хамы, но они и изображаются, и воспринимаются с твердым убеждением: это не выродки, а нормальные люди, как все. Прежде народу предлагали посмеяться над быдлом, теперь народу объясняют, что он быдло и есть.

И объяснить это удается. Удается потому, что аудиторию всегда убеждают «творцы», которые искренне верят в то, что говорят, изображают, пишут. Нынешние сатирики и юмористы сами глубоко уверены, что имеют дело с «пиплом», который «хавает», с темной и тупой толпой, которая «в тонкости не въезжает». И эта их уверенность заразительна.

Что же касается хавающего пипла, то в этом ровно столько же правды, сколько в известном утверждении колумбийских наркобаронов: американцам нужен кокаин, мы только удовлетворяем их спрос… Вообще, сходство между нашим эстрадным юмором и наркотиками полнейшее и во всем. Точно так же, как в человеческом организме заложена склонность к употреблению одурманивающих веществ, так и в человеческой психологии есть, видимо, некая тяга к пошлости и цинизму. Поставщики наркотиков намеренно используют глубинную потребность человека в эйфории, создавая предложение, которое потом рождает устойчивый спрос, поскольку возникает зависимость – точно так же и мафия отечественной эстрадной юмористики «подсаживает» на свою продукцию телеаудиторию с тем, чтобы потом собрать с болезненно зависимых огромные деньги за билеты на живые концерты. Наркоманию создают наркоторговцы, наркоманы - лишь жертвы, это общеизвестно; точно так же и пристрастие к аншлагоподобной отраве создают ее распространители, вышеупомянутый пипл есть лишь объект, субъекты же - Дубовицкая и ее сообщники.

В большинстве цивилизованных стран закон преследует лишь тех, кто продает наркотики, но не тех, кто их потребляет – вот и нам, руководствуясь здравым смыслом и чувством справедливости, никак не следует судить за дурной вкус публику, суду общественного мнения подлежат те, кто этот дурной вкус удовлетворяют и тем самым стимулирует. В конце концов, ведь и пить поддельную водку никто никого не заставляет прямо, однако ж милиция ловит тех, кто ее делает, а не тех, кто покупает. Не тех, кто выкладывает свои деньги за навязанный яд, а отравителей, наживающих миллионы. Продавцы пошлости, к слову, тоже торгуют ею себе не в убыток – о чем свидетельствуют переполняющие глянцевую периодику фоторепортажи из их загородных дворцов. Приблизительная оценка показывает, что одна шутка про мужа, вернувшегося из командировки, приносит шутнику примерно один квадратный мир роскошной коттеджной площади.

Между прочим, будучи лично знакомым с некоторыми из этих мошенников, я утверждаю, что они отлично понимают, чем занимаются, и сами свою пакость не употребляют – в своем кругу, будучи людьми культурными, так, как перед публикой, не шутят. Впрочем, и наркодилеры, как правило, сами не нюхают и не ширяются…

Остается разобраться с коронным возражением защитников порнографии смеха (наша телевизионная юмористика имеет точно такое же отношение к настоящему юмору, какое порнография к любви): мол, не нами все это придумано, на Западе комические телепередачи еще пошлее и глупее наших. Ничего не поделаешь – рынок, чего хочет потребитель, то и дает производитель, это универсальное правило при продаже хоть прокладок, хоть смеха. Видимо, предполагается, что ссылка на западный опыт должна действовать, как заклинание. Между тем, контраргумент лежит на поверхности – если продолжить параллель с наркотиками, так у них, в Америке, например, и в этом пока безусловное первенство, нам их масштабы наркомании еще не снились. Так может, на некоторое время приостановить нам борьбу с дурью, пока не догоним по уровню ее потребления передовые страны? А то даже неловко… И к существующим на телевидении веселеньким программкам добавить еще с десяток, чтобы у нас были не только свои кривляющиеся идиоты, но и лицензионные. Кстати, можно будет заодно попробовать догнать и Францию по потреблению алкоголя на пропитую без того душу, а ввиду отсутствия своего приличного вина, еще приналечь на родимую белую…

Смотрю в телепрограмму – такое впечатление, что не жизнь у нас, а смех один. Но как-то не хочется смеяться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Авторы
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.