Иван Данилов, автор блога Crimson Alter
"Информированные источники" The Wall Street Journal утверждают, что "чиновники США и других западных стран рассматривают возможный экстренный вывод на рынок стратегических запасов нефти в том случае, если новые поставки не смогут предотвратить очередной скачок цен. <…> Администрация Трампа активно рассматривает использование национальных нефтяных резервов, имеющихся для чрезвычайных ситуаций, и одновременно давит на другие страны, чтобы они увеличили добычу нефти. <…> Использование стратегических нефтяных резервов — редкость и обычно применяется только в качестве крайней меры. Нынешние дискуссии о такой мере (несмотря на их предварительность) подчеркивают растущее беспокойство стран — потребителей нефти по поводу нефтяного снабжения".
Сам Трамп — бесспорный мастер политического пиара и информационных кампаний. Именно поэтому можно предположить, что очередная "утечка информации" из Белого дома была на этот раз тщательно спланирована и вброшена в инфополе перед саммитом в Хельсинки с двойной целью. С одной стороны — это некий сигнал Эр-Рияду и Москве. В том смысле, что проводится демонстрация альтернативных мер воздействия на нефтяной рынок, которые будут применяться в том случае, если мегакартель "ОПЕК + Россия" не пойдет на содержательные уступки.
Агентство Bloomberg указывает на то, что такая экстренная мера будет воздействовать в большей степени на эмоции участников рынка, а не на их логику:
Ключевой акцент в этой экспертной версии — "временность" ценового воздействия. Важно еще и то, что временное воздействие будет куплено очень дорогой ценой. Если выбросить на рынок в течение нескольких месяцев весь американский стратегический запас, то цены действительно могут просесть, но только пока будут длиться продажи, а потом США останутся полностью беззащитными перед любыми изменениями конъюнктуры нефтяного рынка. Несмотря на то что американские журналисты сейчас представляют стратегический нефтяной запас как некую "страховку от последствий природных катаклизмов" (вроде урагана Катрина), на самом деле стратегический запас, который сейчас собирается распечатать Трамп, был создан как "страховка от геополитических катаклизмов" вроде арабского нефтяного эмбарго начала 70-х годов, которое вызвало настоящий топливный кризис в Америке.
К сожалению для вашингтонской администрации, может сложиться ситуация, в которой Соединенным Штатам придется распечатать нефтяные резервы и постараться за считаные месяцы решить "иранскую проблему", то есть сменить режим в Тегеране до того, как закончится эффект от выброса резервов на рынок. Практика показывает, что медленное экономическое удушение Ирана, на которое так рассчитывал Трамп, является труднореализуемым — например, в силу того, что Пекин и Москва не боятся дополнительных американских санкций и продолжают импортировать иранскую нефть или инвестировать в иранскую нефтедобычу. Россия и так под санкциями, а Китай ведет с США торговую войну.
В целом можно констатировать, что максимум, чего может добиться администрация Трампа с помощью стратегического нефтяного резерва, — это временного изменения конъюнктуры рынка. Причем нельзя не заметить, что Белый дом и американская пропаганда обходят молчанием очевидный вопрос: а почему иранскую нефть на мировом рынке не могут заменить американские сланцевые компании, которые якобы прибыльны даже при ценах в 30 долларов за баррель и постоянно наращивают добычу? Почему они не закроют нефтяной дефицит, особенно в столь важный для Вашингтона момент? Косвенный, но очень точный ответ можно найти в другой новости агентства Bloomberg: "Согласно опросу, проведенному Федрезервом, американским нефтяным компаниям, работающим в центральном регионе США, нужна цена нефти на уровне 69 долларов за баррель до того, как они увеличат добычу", причем в прошлом году эти же компании обуславливали увеличение добычи ценовым уровнем в 56 долларов за баррель.
Американские сланцевики фактически стали на сторону мегакартеля "ОПЕК + Россия", а значит, Трампу придется самостоятельно выкручиваться из нефтяной ловушки, в которую он сам себя загнал.