Массовая безработица может начаться через четыре года. Когда приедут роботы

© AP Photo / Seth WenigАвтомобиль службы Uber. Архивное фотоАвтомобиль службы Uber. Архивное фото

Олег Макаренко, для РИА Новости

Офис компании Uber в Сан-Франциско. Архивное фото
НАСА совместно с Uber разработает проект летающего такси
Китайская компания Volvo договорилась с Uber о поставке 24 тысяч автомобилей для роботизированного такси.

Согласно заявлениям представителей компании, речь идет о беспилотных автомобилях четвертого уровня, в которых пассажиру достаточно назвать пункт назначения, чтобы автопилот сам повез его в нужном направлении, а человек будет лишь приглядывать за процессом. Это не фантастика — беспилотные автомобили четвертого уровня уже ездят в тестовом режиме по некоторым дорогам Аризоны: их выпустила месяц назад аффилированная с Google компания Weymo.

Многие удивлялись, да и продолжают удивляться авантюрной политике Uber. Даже если учесть, что эта организация отчаянно экономит на налогах, получая таким образом несправедливое преимущество перед старорежимными таксопарками, ее цены все равно слишком низки. Поездки на такси стоят столь дешево, что Uber планово убыточен: в 2016 году компания зафиксировала 2,8 миллиарда долларов убытков при выручке всего лишь в 6,5 миллиарда.

Можно было предположить, что Uber планирует классический захват рынка через демпинг: убить всех конкурентов низкими ценами, стать монополистом и снова повысить цены до высокого уровня. Теоретически сверхнизкие ставки по кредитам и пузырь на фондовом рынке позволяют компании последовать примеру Илона Маска — продолжать работать в минус еще несколько лет, прожирая заемные деньги и инвестиции акционеров.

Вместе с тем попытка убить конкурентов при помощи одного лишь демпинга навряд ли увенчается успехом: вход на рынок такси настолько прост, что немедленно после возврата цен к здоровому уровню разорившиеся конкуренты вернутся, не дав компании насладиться даже несколькими годами монопольного положения.

Посетитель в здании штаб-квартиры компании Toyota Motors в Токио. Архивное фото
Toyota профинансирует создание летающего автомобиля
Если предположить, что во главе Uber стоят разумные люди (а у нас нет никаких причин предполагать обратное), следует сделать вывод: у них был более хитрый план. И действительно, контракт с Volvo отлично вписывается в схему, о которой я уже не раз предупреждал: отказ от работы с живыми водителями и переход на автопилоты.

Суть комбинации, которую, видимо, собирается провернуть Uber, довольно проста. Сначала набрать огромную клиентскую базу за счет низких цен и массированной рекламы. Далее — захватив достаточно большую долю рынка, заменить живых водителей роботами-автопилотами. В завершение: за счет централизации и экономии на рабочей силе начать зарабатывать, сохраняя при этом прежние сверхнизкие цены, которые отсекают от рынка конкурентов с живыми водителями.

Если у Uber все получится, компания перестанет быть всего лишь посредником между пассажирами и таксистами, а станет огромным таксопарком с хорошей рентабельностью. Полагаю, снижение числа жертв аварий явится одним из главных аргументов для законодателей, чтобы быстро легализовать беспилотные автомобили по всему миру.

Давайте подсчитаем. Живой водитель работает всего лишь по восемь часов в день, отдыхает по пятницам и субботам. Один месяц в году водитель проводит в отпуске, при этом дополнительно к отпуску есть еще майские и январские праздники. Если учесть все это, получится, что один автопилот заменяет четырех с половиной водителей.

Аэротакси на выставке GITEX-2017 в Дубае
Инновация в пустыне: к 2030-му четверть транспорта в ОАЭ будет беспилотным
При цене автопилота в 10-15 тысяч долларов он окупится за три-четыре месяца в странах со средними зарплатами и еще быстрее — в государствах с высокими зарплатами. Это невероятно короткий срок, который не оставляет бизнесменам выбора. Как только технология выйдет на рынок, примеру Uber последуют все: автопилоты начнут распространяться по автопаркам, как лесной пожар в сухую и ветреную погоду.

На наших глазах мир перекатывается сейчас через шаткую точку равновесия, за которой нас ждут очень быстрые и для многих болезненные перемены.

Массовый выход на рынок беспилотных такси запустит цепную реакцию. Профессия водителя фактически умрет: конкурировать с роботами невозможно будет ни по цене, ни по безопасности. Вслед за профессиональными водителями потеряют работу занятые в околодорожной инфраструктуре: работники придорожных кафе, сотрудники бензоколонок, устраняющие последствия ДТП "жестянщики", страховые агенты, курьеры и даже офицеры ГИБДД.

Конечно, рабочие места не исчезнут полностью: так, например, английская королева наверняка предпочтет сохранить себе "живого водителя". Однако емкость этих сегментов рынка труда сократится в разы, если не на порядки. Если учесть, что автоматизация начнет уничтожать рабочие места и в других областях, попытка поменять специальность, скорее всего, потерпит неудачу. Когда в лесу идет дождь, перебегать с места на место бесполезно: вода рано или поздно просочится сквозь ветви всех деревьев. Судя по всему, нам придется вспомнить девяностые годы, когда стабильная зарплата в твердой валюте сама по себе считалась за счастье, независимо от ее размера.

Во время прошлых технологических переходов рабочие места не уничтожались так быстро: кучеры могли переквалифицироваться в шоферов, конюхи — в автомехаников. Куда сейчас пойдут выставленные на мороз водители, у меня, к сожалению, предположений нет.

Беспилотный электромобиль Jaguar Future Type Concept. Архивное фото
В "ГЛОНАСС" предсказали число беспилотных автомобилей в мире к 2020 году
Разумеется, спрос на разнообразные услуги сохраняется высоким: те же массажисты, например, в большом дефиците. Проблема в том, что этот спрос не подкреплен деньгами даже сейчас, когда безработица в России и в мире находится на относительно умеренных уровнях. Увы, опыт Великой депрессии и прочих кризисов показывает, что занять безработных в сфере услуг обычно не получается, ибо в условиях кризиса за такие услуги некому платить.

Во всех этих мрачных прогнозах нет ничего нового — эксперты разного уровня давно уже считают скорое схлопывание рынка труда практически неизбежным. Вместе с тем раньше мы не знали, когда это схлопывание начнется — через год или спустя пять-десять лет. Теперь, спасибо Uber, у нас есть вероятная дата начала катастрофы: 2019-2021 годы.

Юмор ситуации в том, что у России нет иных способов смягчить проблему, кроме как попытаться возглавить безобразие, вложившись в новые технологии по максимуму. Выбирать нам сейчас приходится из двух сценариев.

Сценарий первый — огораживание колючей проволокой от всего нового, запрет автопилотов и прочих роботов. Этот сценарий, как показывает история, довольно быстро приведет страну к экономическому краху.

Сценарий второй — массовая роботизация и тотальный переход на цифру. Такой вариант развития событий позволит нам сохранить хотя бы самые высокотехнологичные рабочие места, при этом в бюджете останется достаточно средств, чтобы максимально смягчить обществу переход в новый технологический уклад.

НЛО над автомобилем
Что за?.. Автомобили-бестселлеры, о которых никто никогда не слышал
Вы, вероятно, знаете, что с мая этого года Владимир Путин четко обозначил курс на цифровую экономику. На практике это означает следующее: самыми важными людьми в стране должны стать ученые и разработчики новых технологий. Если все сложится успешно, Россия сохранит достаточный уровень промышленности, чтобы полностью обеспечивать свою экономику и экспортировать товары за рубеж. Заняты в этой промышленности будут в основном роботы, однако автоматизированные заводы и фермы станут приносить государству достаточно денег, чтобы как минимум платить безработным хорошую компенсацию за вынужденное безделье.

Судьбе стран, которые проиграют эту технологическую гонку, позавидовать будет сложно. Там не будет ни работы, ни денег, а безнадежно безработному населению придется массово уходить на свои участки в шесть соток, чтобы как-то выживать самостоятельно, без надежды на помощь от государства.

© AP Photo / John LocherПассажирский шаттл на автоматическом управлении в Лас-Вегасе, США
Пассажирский шаттл на автоматическом управлении в Лас-Вегасе, США
Мнение
Комментарии
22 пользователя оставили 112 комментариев
Чемпионат мира по футболу 2018
19 июня 15:00
-
Колумбия
-
Япония
19 июня 18:00
-
Польша
-
Сенегал
19 июня 21:00
-
Россия
-
Египет
20 июня 18:00
-
Уругвай
-
Саудовская Аравия
Чемпионат мира по футболу 2018
19 июня 15:00
-
Колумбия
-
Япония
19 июня 18:00
-
Польша
-
Сенегал
19 июня 21:00
-
Россия
-
Египет
20 июня 18:00
-
Уругвай
-
Саудовская Аравия
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена