Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
Тринадцатого ноября украинские СМИ сообщили, что посольство США в Киеве переслало в администрацию президента Порошенко свои предложения к законопроекту по созданию Антикоррупционного суда. Беспрецедентное вмешательство Штатов во внутреннюю жизнь Украины объясняется ситуацией в борьбе с коррупцией, которую США курируют уже более трех лет. На Украине наступил очередной и, вполне вероятно, последний по смыслу и результативности этап борьбы с продажностью должностных лиц. Дальше возможна только имитация: борцы с мздоимством после серии взаимных обвинений сами превратились в глазах населения в коррупционеров. Главным бенефециаром в сложившейся ситуации становятся украинские власти — президент, правительство, депутаты. Все те, кто выступили организаторами развала антикоррупционной системы.
Погрязли в денежных скандалах
Последние недели на Украине выдались весьма тревожными для представителей власти. Во-первых, попал под домашний арест сын главы МВД Арсена Авакова Александр. По версии следствия, еще в 2015 году он с помощью замминистра Сергея Чеботаря организовал для подконтрольных предприятий договор на пошив полицейских рюкзаков. Как утверждают борцы с коррупцией, стоимость рюкзаков была завышена в пять раз, в результате чего друзья сына Авакова (а возможно, и он сам) получили необоснованную выгоду в размере 14 миллионов гривен.
Пока борцы с коррупцией трясли завод Порошенко на предмет получения документации, правительство под шумок внесло изменения в свое прошлое постановление в пользу президентских цен на боевые машины "Тритон". И, таким образом, тоже оказалось замешанным в коррупционных действиях.
Впрочем, двумя громкими эпизодами дело не ограничилось. В эти же дни досталось и генеральному прокурору Юрию Луценко. Дело в том, что в марте Краматорский городской суд на секретном закрытом заседании (сделано это было по настоянию прокуратуры) принял решение о конфискации 1,5 миллиарда долларов Виктора Януковича, которые при ближайшем рассмотрении оказались ценными бумагами — облигациями внутреннего займа, принадлежавшими десяти ближайшим членам команды бывшего президента Украины.
Кроме того, сейчас начинается еще один знаковый процесс — над Романом Насировым, главой Государственной фискальной (налоговой) службы Украины. Он был арестован весной этого года. Насирову инкриминируют необоснованные отсрочки и послабления при выплате налогов целому ряду политиков-бизнесменов. Есть очень веские основания для подозрений, что делал он это по прямому указанию Порошенко. В этом деле сумма ущерба может исчисляться уже сотнями миллионов долларов.
Учитывая тенденции, неудивительно, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон, как утверждают украинские СМИ, характеризуя ситуацию на Украине в целом и гражданский конфликт в частности, заявил: "Нет смысла бороться за тело Украины на востоке, если ее душу сгубит коррупция".
Несовершенная система
Первоначальные успехи борьбы с коррупцией на Украине объясняются просто. Созданная система была независимой от органов власти. Надо отметить, что она даже финансируется из-за рубежа — из различных государственных и неправительственных фондов США и ЕС.
Но постепенно в, казалось бы, стройной системе все чаще стали появляться бреши. К примеру, стало известно, что прокурору САП Назару Холодницкому Порошенко сразу после назначения секретным указом присвоил внеочередное звание генерала юстиции. Холодницкий не разглядел в этом решении главы государства признаков коррупции и звание благосклонно принял. Теперь, как утверждают осведомленные источники, его часто видят в коридорах администрации президента.
Надо ли говорить, что все эти факты злоупотреблений украинские власти делали достоянием общественности с помощью различных утечек.
По-настоящему "крепким орешком" оказался только глава НАБУ Артем Сытник, который как выявлял, так и продолжает отыскивать коррупционеров на различных этажах местного истеблишмента.
Однако, несмотря на победы следователей, говорить об успехах в судебных процессах не приходится. Одна из причин: структура борьбы с коррупцией — сырая. В системе отсутствует важное звено — Антикоррупционный независимый суд. Соответствующий законопроект вносили в парламент, но в итоге отозвали. С альтернативным проектом работает администрация президента — и тоже пока без видимых результатов.
Очевидно, представители власти, попавшие на крючок антикоррупционного следствия, не спешат создавать независимый суд. Тем более что МВФ, который также контролировал на Украине борьбу с коррупцией, теперь денег Киеву не обещает. Сейчас созданием суда всерьез озаботились США, для них украинский проект, помимо всего, носит еще и имиджевый характер. Что из этого выйдет — покажет время.
Все против всех
Теперь же на фоне общего бардака начались игры самих антикоррупционных структур, подстегиваемых властью. Так, НАБУ объявило, что руководитель НАПК Корчак отведенное ей машино-место предоставила своей свекрови. На основании этого ведомство зачислило Корчак в ряды коррупционеров.
Но это еще не все. Соль в том, что Артем Сытник (с подачи которого вскрылась махинации Порошенко, Авакова, Насирова, Луценко и прочих) при назначении на должность подавал декларацию, в которой раскрыл источники принадлежащих ему средств и имущества. Она была проверена и утверждена соответствующей комиссией в 2015 году. Но теперь антикоррупционные ведомства Украины, явно и тайно конкурирующие с НАБУ, утверждают, что эта проверка декларации Сытника была незаконной, поскольку тогда не было закона об электронном декларировании. Теперь же, когда такой закон принят, все предыдущие проверки — незаконны. Следовательно, назначение Сытника тоже незаконно…
Как обычно бывает на Украине, все пришло в состояние хаоса. Борцы с коррупцией воюют не с мздоимством, а друг с другом — из-за машино-мест, устаревшей декларации, нанятых адвокатов и прочей белиберды.
И в этой мутной воде, похоже, утонет суть самой борьбы с казнокрадами. Впрочем, в выигрыше кое-кто останется. А именно — украинская власть.