Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Израиль вновь бомбил сирийские войска. Его авиация вывела из строя зенитно-ракетную батарею С-200, расположенную в 50 километрах от Дамаска.
Понятно, что с военной точки зрения бомбардировки не имеют никакого смысла. Гибнут единичные военнослужащие (запрещенная в России ИГИЛ* за день убивает больше, чем Израиль за год). Иногда уничтожается техника и наносится некоторый вред инфраструктуре. Но это несопоставимо с ущербом, причиненным тому же Алеппо в ходе эпической трехлетней битвы.
Редкие налеты израильской авиации не могут помочь боевикам. "Умеренные" уже ведут переговоры в Астане о послевоенном урегулировании. "Неумеренных" собирают в Идлибе, чтобы потом разом с ними покончить, не отвлекая силы на десятки различных фронтов и котлов.
Руководство Израиля десятилетиями демонстрирует завидный практицизм. Ни один шекель не тратится даром. Бомбит ли Израиль соседей или возвращает территории в обмен на мир, все должно служить укреплению его безопасности.
Кстати, юридически Сирия и Израиль находятся в состоянии войны с 1948 года. Однако, за исключением серии арабо-израильских войн, ливанской войны 1982 года и гражданской войны в Ливане, соблюдалось перемирие и даже велась ограниченная приграничная торговля. С началом гражданской войны в Сирии обстрелы и бомбежки сирийской территории со стороны Израиля возобновились. Причем всегда страдали от них только правительственные войска.
Понятно, что до последнего времени Сирии, вооруженные силы которой были связаны на фронтах гражданской войны, было не с руки отвечать на ограниченную агрессию Израиля, чтобы не спровоцировать полномасштабное вторжение. Однако ситуация быстро меняется не в лучшую для еврейского государства сторону. Одним из главных бенефициаров победы Башара Асада в гражданской войне будет Иран, не скрывающий своего намерения уничтожить Израиль.
Давайте вспомним, что к тому моменту, как стало ясно, что в Сирии победит Асад, Израиль уже пару лет оказывал поддержку его оппонентам, в том числе и бомбовыми ударами. То есть негативные последствия для него уже наступили. Очевидно, в Иерусалиме решили, что хуже не будет, но цель бомбовых ударов теперь диаметрально противоположная. Если до этого они наносились в интересах США и антиасадовских в расчете на допуск к дележу трофеев, то ныне их задача — добиться, чтобы Израиль стал полноправным участником послевоенного урегулирования. Иерусалиму жизненно необходимо, чтобы его голос звучал, а интересы учитывались при определении новой конфигурации Ближнего Востока. Слишком велик будет соблазн для арабских стран (как выигравших в сирийском конфликте, так и проигравших) повысить авторитет власти и улучшить свое материальное положение за счет разгрома еврейского государства. Да и разросшиеся армии чем-то занять надо — когда военные сидят без дела, у них лишние мысли появляются.
России, конечно, неинтересно, чтобы Израиль был сброшен в море. Это нарушит баланс сил на Ближнем Востоке и позволит арабским странам проводить более эгоистичную политику — они будут меньше нуждаться в сильном союзнике. Но, во-первых, удержать союзников от нападения и позволить Иерусалиму полноценно влиять на выработку формата послевоенного устройства региона — разные вещи. Более того, Россия может даже поспособствовать заключению между Иерусалимом и Дамаском мирного договора и прекращению состояния войны. Но после возвращения Сирии Голанских высот, что по доброй воле Израиль не сделает.
Таким образом, сегодня бомбовые удары являются для Израиля предметом торговли. Еврейские военные создают своим политикам вещь, которую последние могут попытаться обменять на участие в мирном процессе.
Однако, судя по всему, на сей раз расчетливые израильские политики просчитались. Как было сказано, единичные бомбовые удары для Сирии неприятны, но терпимы. Они лишь накачивают сирийцев желанием мести. Для России это вообще не проблема, они никак не влияют на обстановку.
А прочность позиции Москвы на Ближнем Востоке увеличится — Россия станет там двумя ногами в качестве востребованного справедливого третейского судьи.
*Террористическая организация, запрещенная в России.