Нюра Н. Берг
Итак, Верховная рада проголосовала за два скандальных законопроекта — главный, о реинтеграции Донбасса в версии президента Порошенко, принят в первом чтении. Другой же, второстепенный и технологический, о продлении закона об особом статусе так называемых ОРДЛО, т. е. фактической территории ЛНР и ДНР, который исчерпал трехлетний срок годности, принят прицепом.
Россия в который раз названа агрессором, Минские соглашения, по сути, признаны ничтожными, Порошенко получил право единолично объявлять войну, Украина забетонировала свой отказ от ответственности за исполнение своих социальных обязательств перед жителями ЛДНР, но никакой сенсации в этом нет.
Аналитики тем временем подчеркивают фирменную шизофрению Цеевропы. Никакого мирного урегулирования конфликта не предлагается, риторика закона и депутатов остается исключительно воинственной и агрессивной. Но реальные отношения Украины с Россией по-прежнему не вписываются в формат военного противостояния. Действует Большой договор о дружбе и сотрудничестве, и редкие вскрикивания о необходимости его дезавуирования жестко и мгновенно пресекаются. Дипломатические отношения по-прежнему нетленны, послы не отозваны. Военное положение не введено. Харьковские украино-российские соглашения о продлении аренды украинской территории для российского флота не отменены. Россия остается в тройке крупнейших инвесторов и по-прежнему является огромным рынком для сбыта украинских товаров. Это, к слову, странно, с какой стороны ни погляди…
Теперь пора посмотреть, как восприняли закон его, так сказать, объекты. Искушенные жители ЛДНР из числа руководства комментируют принятие закона так — если его будут исполнять всерьез, ситуация резко обострится, и дело пойдет к настоящей большой войне. Если это просто бла-бла-бла, то все останется по-прежнему — страшным и тоскливым днем сурка. Другие подчеркивают, что закон принимается исключительно в целях обеспечения коммерческих интересов Порошенко и его друзей — торговля Украины с ЛДНР идет и сейчас, набивая карманы президента и его клики золотом, но карманы эти бездонны, а вокруг все такое вкусненькое.
Собственно, планы радикалов не скрываются и вполне определенно излагаются в многочисленных воняющих кровью и адреналином аккаунтах в социальных сетях. Жителей региона намерены на неопределенный срок лишить избирательных прав, провести среди них массовые чистки и насильственную глубокую украинизацию, что бы ни понималось под этим термином. Жесткое переформатирование сознания с помощью украинских СМИ, перед которыми бледнеет любой Геббельс, обработка детей в школах и детсадах, юношества — в вузах, где будет тотально заменен штат преподавателей. Контроль над эманациями недовольства будут осуществлять специально назначенные старосты — ручки-то помнят.
Население никто не собирается рассматривать полноправными гражданами Украины, даже если оно согласится вернуться в жестяное лоно Неньки. Иллюзии на этот счет питают некоторые мечтательные граждане, но им вряд ли суждено сбыться. Ибо директивы им даны четкие, без намеков и экивоков. Не нравится — пошли вон.