Кладбище недостроя: как "утонул" флот Украины

© РИА Новости / Алексей ВовкЧерноморский судостроительный завод в НиколаевеЧерноморский судостроительный завод в Николаеве

Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости

В центре Николаева у здания областной администрации собрался митинг, который ждал премьера Украины Владимира Гройсмана, посетившего с визитом область. Митингующие — сотрудники Государственного судостроительного завода имени 61 коммунара — хотели в очередной раз спросить у премьера, когда им все-таки начнут выплачивать двухлетнюю задолженность по зарплате, и до каких пор они будут содержать за свой счет недостроенный боевой крейсер "Украина"? Но не дождались. Предупрежденный местными властями о санкционированном митинге премьер-министр изменил график своего визита и в обладминистрацию не приехал.

Расцвет ломбардов

Тем временем августовская жара расплавляла вполне традиционный южно-русский город. Вы здесь почти не найдете украинских названий (за исключением госучреждений), не услышите и украинскую речь. Все на русском — и вывески, и разговоры.

Президент Украины Петр Порошенко и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов во время заседания Совета национальной безопасности и обороны в Киеве. 15 марта 2017 года
Продажа "Украины": национальная идея и судьба крейсера

Маленькие домики с закрытыми выбеленными заборами садами в центре, неспешность в движениях и словах — это сегодняшний Николаев.

Если вы заказываете кофе в местной кафешке, то раньше чем через 15 минут его не принесут. И это — не плохой сервис, это ритм жизни такой.
Местные, городские базары поражают дешевизной и поистине украинским изобилием — здесь все "свойское" и все копеечное: арбуз — 3 гривны, дыня — 7, персики — 20. Даже и торговаться неудобно — дешевле только бесплатно.

А еще поражает повсеместность ломбардов. Видимо, бизнес по продаже наследия прошлых более счастливых времен процветает не случайно — людям нужно продавать скупщикам часть из своего прошлого, чтобы жить в настоящем.

Речная колыбель "авианосцев"

На самом деле ныне тихий южный Николаев когда-то был одним из важнейших стратегических городов Советского Союза, к которому было приковано внимание всех западных разведок мира. Потому что на стапелях трех местных судостроительных заводов, где трудились десятки тысяч инженеров и рабочих, создавался флот страны. Авианосцы СССР с сопутствующими им судами — крейсерами, фрегатами, корветами и прочими боевыми морскими кораблями — конструировались и создавались именно здесь, в Николаеве. Именно отсюда отправился к далеким северным берегам советский, а ныне российский авианосец "Адмирал Кузнецов".

© РИА Новости / Алексей ВовкЧерноморский судостроительный завод в Николаеве
Черноморский судостроительный завод в Николаеве
Корабль Константин Ольшанский. 2012 год
Запчасти от ВМС Украины нужны России как уши мертвого осла

При этом город расположен не на море, а в устье рек Южный Буг и Ингул. Но именно по Ингулу и выходил в Черное море весь авианесущий флот СССР, по наследству доставшийся России.

"С распадом СССР строительство авианосцев стало неактуальным. Пропала империя, а вместе с ней — и необходимость создавать боевые корабли такого уровня, — считает главный редактор николаевского интернет-издания "Город N" Анатолий Онофрейчук.

"Только такие империи, как США и СССР могли себе позволить такое — строить авианосцы, — вторит ему главный технолог Черноморского судостроительного завода Ярослав Коваленко. — Это же миллиарды. В СССР никто не считал, во сколько это обошлось стране. Хотя потом, в постперестроечный период, поняли, что перенапряжение экономики, связанное со строительством авианесущего флота, стало одной из главных причин развала СССР".

Впрочем, здесь на трех николаевских судостроительных заводах, в которые при СССР были вложены миллиарды, строили не только авианосцы, но, как уже сказано, и боевые корабли сопровождения и мирные научные суда, большие рыболовные морозильные траулеры (БМРТ).

© РИА Новости / Алексей ВовкЧерноморский судостроительный завод в Николаеве
Черноморский судостроительный завод в Николаеве
Украинский фрегат Гетман Сагайдачный
"Правь морями, Украина". Флота нет, а праздник есть

"Строили мы их по конвейерной технологии, как у Форда собирают автомобили. Но для кораблестроения это уникальная технология", — вспоминает Коваленко.

Мы идем вместе с ним по цеху, а на самом деле огромному, высотой с девятиэтажный дом, ангару, где когда-то круглосуточно гремел судостроительный конвейер. Даже футбольный стадион кажется в сравнении с ним детской площадкой. Нас окружают огромные краны, конструкции, специальные рельсовые пути, на фоне которых человек волей-неволей чувствует себя песчинкой мироздания. Но сегодня все это стоит молчаливым укором — краны ржавеют, стапеля почти не загружены.

"Были времена накануне развала Советского Союза, когда каждые три недели с конвейера сходил БМРТ — большой морозильный траулер. Мы их построили 110", — продолжает свой рассказ главный технолог.

Теперь в год делают три-пять.

На кладбище недостроя

Все, что не успели достроить накануне развала СССР, так и осталось на заводах Николаева. Словно в детской игре "замри" на 25 с лишним лет застыли у причальной стенки Черноморского судостроительного завода два бесхозных больших морозильных траулера.

© РИА Новости / Алексей ВовкЧерноморский судостроительный завод в Николаеве
Черноморский судостроительный завод в Николаеве

 

"А вот уникальное судно, предназначенное для сбора ядерных отходов в северных морских широтах", — показывает Коваленко на скорбный силуэт судна, которое, кажется, от стеснения за свою непригодность специально закамуфлировалось в ржаво-зеленые цвета среди окружающих его вышек и кранов.

Кстати, о кранах. Здесь, на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, есть два уникальных крана, способных поднимать и перемещать 900-тонные конструкции. Таких на территории бывшего СССР больше нет нигде. Сейчас используются редко, лишь для того, чтобы поднимать на ремонт небольшие буксиры и катера.

Украинские военные моряки в Одессе. Архивное фото
Украина собирается пополнить флот списанными кораблями НАТО

Но еще более анекдотическая, а может быть, и более чудовищная история произошла у соседей "черноморцев" — на судостроительном заводе имени 61 коммунара.

Здесь к концу советской эпохи достраивали крейсер, который после спуска на воду должен был пополнить Военно-морской флот СССР. Но не успели. СССР перестал существовать раньше, чем крейсер построили. Новая независимая Украина в далеком теперь уже 1991 году решила этот крейсер достроить теперь уже для себя. С тех пор прошло 26 лет. Крейсер, готовый к выходу в море, но без боевого вооружения так и стоит у причальной стенки николаевского завода. Государство Украина не смогло найти средств на его довооружение.

Флагман ВМС Украины сторожевой корабль проекта 1135 Гетман Сагайдачный и ракетный эсминец ВМС США Дональд Кук
Доработка напильником: как НАТО адаптирует ВМС Украины под свои стандарты
"Более того, недавно выяснилось, что после 2014 года Минобороны Украины вообще отказалось от судна, — рассказывает председатель профкома завода Николай Головченко. — И у нас теперь странная ситуация. Мы не можем это судно бросить, не обслуживать, и потому вынуждены поддерживать в нем все системы жизнеобеспечения. Но государство Украина не платит нам за него ни копейки. Вот и выходит, что коллектив содержит этот недострой за свой счет. А государство нам задолжало 60 миллионов гривен. И ни от кого — ни от президента Петра Порошенко, ни от премьера Владимира Гройсмана нет ответа, что же будет с крейсером "Украина"?"

© РИА Новости / Алексей ВовкЧерноморский судостроительный завод в Николаеве
Черноморский судостроительный завод в Николаеве

Вот и на этот раз премьер Украины Гройсман, прибывший в четверг, 17 августа, в Николаев, в очередной раз проигнорировал судостроителей, собравшихся у областной администрации с вопросами о том, как им, работникам государственного предприятия, жить дальше без зарплаты и что делать с крейсером?

Жизнь после смерти кораблестроения Украины

Смерть кораблестроения в Николаеве была скорой, но не мгновенной. Как рассказывают наши собеседники, некоторое время были надежды и были обещания властей. Но постепенно всемирно известный центр авианесущего и вообще военного кораблестроения СССР превратился в тихий, типично провинциальный украинский городок. Только повсеместно открытые ломбарды еще напоминают о том, что когда-то здесь жила рабочая и инженерная элита империи, которая в советские времена могла себе позволить покупку дорогих ювелирных изделий. Теперь пенсионеры, дети и внуки кораблестроителей вынуждены проедать остатки примет этого былого величия империи. И не только с помощью ломбардов.

Украинский фрегат Гетман Сагайдачный. Архивное фото
Флагман ВМС Украины вышел из строя сразу после ремонта

"Мы на нашем заводе могли бы выпускать любую боевую технику, в том числе и сухопутную, могли бы делать бытовые приборы, — утверждает председатель профкома завода имени 61 коммунара Николай Головченко. — Но это никому не надо, государство, которому мы принадлежим, от нас отвернулось".

По его словам, нынешняя власть, ориентируясь на ЕС и НАТО, не хочет развивать, вернее, восстанавливать собственную промышленность, поскольку получает списанную боевую технику из Европы. И поэтому, полагают здесь, не нужен оказался и крейсер "Украина". А сами заводчане перебиваются случайными заработками.

© РИА Новости / Алексей ВовкПредседатель профкома завода имени "61 коммунара" Николай Головченко
Председатель профкома завода имени "61 коммунара" Николай Головченко

А у их соседей на верфях и стапелях Черноморского судостроительного завода история выходит еще интереснее. Менеджмент этого предприятия ищет и находит заказы, в том числе и за границей, а именно в Западной Европе и России. И вот из-за заключения договоров с российскими заказчиками теперь у менеджмента куча неприятностей. Внешне это выглядит как обвинение в непатриотичности. Но на самом деле все иначе.

Дело в том, что сначала государство Украина, разместившее заказ на боевые суда на этом предприятии, перестало платить за выполненные работы, а потом направило прокуратуру, которая должна разобраться, почему отсюда (из-за неуплат) не поступают налоги.

Причина претензий в политике, а не в финансах. Владелец этого предприятия — Вадим Новинский, народный депутат из Оппозиционного блока и политический противник нынешнего президента Петра Порошенко. Когда-то они были партнерами и друзьями. Теперь все поменялось, и прокуратура блокирует работу предприятий Новинского.

А на Черноморском судостроительном в тот же день, 17 августа, появилась группа из прокуратуры для выемки документов. Так что и здесь не ждут ничего хорошего в ближайшем будущем.

Памятник всем войнам и броненосец "Потемкин"

В центре Николаева на улице Пушкинской есть удивительный памятник. Гранитная стела хранит следы всех изменений, которые претерпел памятник за более чем 100 лет. Сначала это был памятник героям 1812 года, потом большевики приспособили его под своих героев. После Великой Отечественной войны он стал памятником ее героям. Но новые власти решили провести радикальную реконструкцию.

© РИА Новости / Алексей ВовкГранитная стела героям 1812 года в Николаеве
Гранитная стела героям 1812 года в Николаеве

Сорвали с него все что было и восстановили только доску, посвященную войне 1812 года.

Украинские военные покидают корабль Константин Ольшанский в бухте Донузлав
ВМС Украины нашли повод не забирать из Крыма свою рухлядь. Даже два повода

История с этим памятником очень характерна для Николаева, как, впрочем, и для всей Украины. Своего нового создать не могут. Да и, если честно, то и советское эксплуатировать тоже разучились. Могут только, подчиняясь политической целесообразности, мечтательно всматриваться в далекое туманное прошлое, восстанавливать мемориальные доски дооктябрьского периода.

Здесь, в Николаеве, оказывается, когда-то в XIX веке построили и знаменитый броненосец "Потемкин".

И теперь говорят об этом со смешанными чувствами: с гордостью за прошлое и с горечью за бесплодное настоящее.

Мнение
Комментарии
45 пользователей оставили 75 комментариев
А еще, очень жаль убитых результатов труда советских людей.
Наглядная иллюстрация, что происходит со страной, руководство которой работает в интересах транснациональных корпораций, т.н глобалистов.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена