Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Сразу после саммита "Большой двадцатки" в Гамбурге госсекретарь США Рекс Тиллерсон направился в Киев. Во-первых, он представил местным зицпредседателям нового ответственного от Белого дома за Украину Курта Волкера. Во-вторых, напомнил президенту Украины Петру Порошенко, что Вашингтон с начала кризиса в Донбассе выделил стране 600 миллионов долларов для его преодоления. По факту — потребовал отчета.
Показательно, что теперь новые американские назначенцы прибывают на Украину уже без той помпы, с которой заявлялась туда Виктория Нуланд, в ходе пятиминутного телефонного разговора решавшая все кадровые вопросы новой власти, а заодно ставившая на место ЕС с его пожеланиями. Да, действующей администрации очень хотелось бы, чтобы, уходя в отставку, Нуланд, Байден и Керри с Обамой забрали с собой украинский кризис и назначенных ими украинских руководителей.
Но просто уйти оттуда без серьезных внутренних и внешнеполитических последствий сегодня Вашингтон не может. Слишком много сил и средств вложено в этот проект до Трампа и слишком жестко принуждали его предшественники европейских союзников к занятию проукраинской позиции во взаимоотношениях с Россией. Теперь сделать вид, что всего этого не было, американская администрация не может.
Иных же предложений у Америки в запасе нет. Вот сейчас и предстоит в ходе долгих переговоров выработать такой формат компромисса, который мог бы удовлетворить всех. Как правило, его формула базируется на том, что никто не получает желаемого, но все остаются при своем. Теперь осталось определить, кому и что принадлежит.
При таком раскладе украинский вопрос становится частью глобального пасьянса. Он увязывается, во-первых, с попыткой компромисса по Сирии, а во-вторых, с попыткой урегулировать сложнейшие отношения в треугольнике Москва — Вашингтон — Пекин.
Поэтому в Гамбурге с Си Цзиньпином встретился не только Дональд Трамп, но и Владимир Путин, видевшийся с китайским коллегой буквально накануне встречи "Двадцатки". Китайско-американские противоречия играют в развитии нынешнего глобального кризиса не меньшую роль, чем российско-американские. Без китайско-американского компромисса урегулирование не будет полноценным, даже если будет достигнут российско-американский компромисс.
Это и внушает дипломатам осторожный оптимизм, хотя никто не сомневается, что переговоры будут долгими и сложными и их еще не раз попытаются сорвать при помощи военных и политических провокаций.
Здесь надо отметить неформальную, но существенную роль формата "Большой двадцатки". Российско-американские переговоры состоялись на полях форума и не могут быть непосредственно связаны с его программой. Тем не менее формат "Двадцатки" для России более удобен, чем формат "Восьмерки", куда Москву уже три года не зовут, вновь сократив до "Семерки".
Что такое "Семерка"? Это США с союзниками. Когда к ним присоединяется Россия, она оказывается по большинству вопросов одна против семи. Вашингтон же чувствует за собой поддержку "цивилизованного мира". В формате "Двадцатки" встречаются та же "Семерка", но еще Россия с союзниками и некоторое количество разнообразно настроенных и колеблющихся между центрами силы нейтралов. В ходе встреч на полях и пленарных заседаний американская дипломатия сталкивается с противодействием своим инициативам совсем не со стороны России. Наши с американцами вопросы решаются с глазу на глаз.
Штаты любят ссылаться на "опасения" и "просьбы" своих союзников, когда им необходимо оправдать формально беспричинную агрессивность. Это как раз украинский случай. В Гамбурге Трамп имел возможность убедиться, что у России куда больше оснований давить на США "по просьбам трудящихся".
Вслед за военно-политическими аргументами, дискредитированными на Украине, в Ираке, Сирии и Афганистане, вслед за финансово-экономическими аргументами, продемонстрировавшими свою несостоятельность в процессе санкционной войны Запада против России, Соединенные Штаты потеряли и свои морально-политические аргументы.
Так что сама атмосфера "Двадцатки" способствовала американской конструктивности.