Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации
В комитете по разведке сената США закончился допрос бывшего директора ФБР Джеймса Коми о порядочности и профессионализме нынешнего президента. В итоге все усомнились в наличии этих качеств у самого Коми.
Кто давил?
Коми подтвердил предыдущие сообщения СМИ о том, что Трамп требовал от него верности, просил прекратить расследование по Флинну, сообщить об отсутствии сговора штаба Трампа с Москвой. Решение о том, содержит ли это состав преступления "препятствие правосудию", примет спецпрокурор Роберт Мюллер. Официальное обвинение президенту может выдвинуть палата представителей.
Что в этих словах противозаконного (даже если не знать, что по американским законам президент как глава исполнительной власти имеет право останавливать расследование против любого человека)? Ни угроз, ни взяток — простое дружеское пожелание оставить в покое человека, который пытался предотвратить срыв российско-американских отношений после дипломатической истерики Обамы в последние дни его президентства. В такой формулировке это заявление Трампа очень сложно трактовать как "давление на следствие". Сам Коми отказался трактовать это решение, но заметил, что речь шла скорее о создании некоего дискомфорта, а не о попытке влияния. И на следствие слова Трампа не повлияли, так что президенту можно пришить только неполиткорректность. Но неполиткорректность — это же, как говорят в Америке, его второе имя. "Вы выбрали президента извне системы. Тот, кто никогда не был во власти и не тратил особо много времени на общение с ней, разве что на местном уровне. Ну вот он сейчас на своих действиях и учится реакции людей на действия, которые он считает нормальными", — говорит губернатор Нью Джерси Крис Кристи.
Нужна посадка
Напомним, что формальной причиной увольнения Коми была его профнепригодность. "Администрация решила оболгать меня и, что важнее, ФБР, заявив, что организация была в беспорядке и плохо управлялась", — заявил сам Коми.
Собственно, у многих вменяемых людей факт беспорядка сомнений не вызывал — достаточно было последить за прошлогодней эпопеей вокруг Хиллари, когда ФБР возбуждает расследование в отношении нее по обвинению в нарушении гостайны, затем по команде подруги Хиллари — генпрокурора Лоретты Линч — закрывает расследование, затем по решению Коми открывает, затем под давлением СМИ закрывает.
Последней каплей стала неспособность директора ФБР выявить источник утечек информации о делах администрации Трампа в прессу. Однако американская либеральная тусовка стала по обычаю конструировать реальность и позиционировала Коми как жертву трамповского произвола, борца за добро и справедливость.
Последний Флинн