Крым и флот: третья годовщина взаимного спасения

Третья годовщина воссоединения Крыма с Россией (56)
© РИА Новости / Евгений БиятовПерейти в фотобанкУчастники празднования годовщины Крымской весны во время шествия по центральным улицам Симферополя. 2015 годУчастники празднования годовщины Крымской весны во время шествия по центральным улицам Симферополя. 2015 год

Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Вспомним стремительное развитие событий в Крыму три года назад.

Празднование годовщины Крымской весны в Крыму. Крым
Референдум в Крыму о статусе автономии

Республиканский референдум о независимости состоялся 16 марта 2014 года. На следующий день, 17 марта, на основании результатов референдума Верховный совет Крыма принял решение о провозглашении независимости Республики Крым и обратился к России с просьбой о вхождении в ее состав. В тот же день президент России Владимир Путин подписал указ о признании независимости Крыма и одобрил проект договора о вхождении Крыма в состав России.

Договор был подписан 18 марта. Собственно, этот день и принято считать датой возвращения Крыма. Однако юридически процесс завершился чуть позже — 21 марта, когда договор был ратифицирован Федеральным собранием Российской Федерации.

Скорость, с которой после государственного переворота в Киеве Крым сменил статус, практически бескровный характер перехода и очевидный массовый энтузиазм населения породили информационную легенду о некоей "особой русскости" Крыма по сравнению с Донбассом, три года воюющим за реализацию того же сценария.

На деле судьбу Крыма решил Черноморский флот. И произошло это не в первый раз. Впрочем, с тем же успехом мы можем сказать, что сам флот своим возникновением и существованием обязан Крыму.

© РИА Новости / Василий БатановПерейти в фотобанкМорской пехотинец Черноморского флота РФ на одном из избирательных участков города Севастополя. 2014 год
Морской пехотинец Черноморского флота РФ на одном из избирательных участков города Севастополя. 2014 год

Ключ от Черного моря

Флешмоб Горжусь Россией! в Севастополе
Крымчанам вернули Родину: что изменилось на полуострове за три года
Россия несколько веков пыталась укрепиться в Причерноморье. Азов первый раз был захвачен донскими казаками еще в правление Алексея Михайловича. Правительство царевны Софьи организовало два похода на Крым (успехом, правда, не увенчавшихся). Петр Великий вновь захватил Азов и даже создал азовскую флотилию, но вынужден был отказаться от крепости и кораблей по условиям Прутского (1711) и Адрианопольского (1713) мирных договоров.

При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне Россия с большим напряжением сил вновь пробилась к азовскому побережью, но укрепиться на Черном море и завести флот не смогла.

Русско-турецкие войны Екатерины Великой дали, наконец, выход к Черному морю в районе современных Одессы, Николаева и Херсона, из которых только Херсон возник до присоединения Крыма (в 1778 году). Но полноценного флота до 1783 года Россия на Черном море не имела. 19 апреля 1783 года Екатерина подписала манифест о присоединении Крыма к России, а до конца года были построены и крепость Севастополь, и флот, чья судьба с тех пор неразрывно связана с Крымом.

Московский Кремль. Архивное фото
"Не может идти и речи": Кремль исключил возможность сделки с США по Крыму
И это неслучайно. Географическое расположение полуострова таково, что он господствует над акваторией Черного моря. Особенно над ее северной частью. Между устьем Дуная и устьем Псоу можно построить сколько угодно портов, но флот в них будет блокирован и обречен на уничтожение, если не контролировать Крым.

Поэтому логично, что проигрыш Крымской войны обусловил запрет России содержать флот на Черном море. Захват Крыма немцами в 1918 году вынудил советскую власть затопить корабли. Фашистская оккупация Крыма, после падения 4 июля 1942 года Севастополя, почти на полтора года парализовала действия советского флота.

Симбиоз полуострова и флота

Глава Республики Крым Сергей Аксенов. Архивное фото
Мифы об "аннексии" и "оккупации" Крыма рушатся, заявил Аксенов
Власти независимой Украины, не сумев добиться полного контроля над Черноморским флотом распавшегося СССР, вынужденные согласиться не только на раздел флота, но и на аренду Россией базы в Севастополе, два десятилетия, с момента подписания соответствующего соглашения, пытались выжить российский Черноморский флот из Крыма. В этом отношении украинские националисты проявили поразительное, не свойственное им в принципе, здравомыслие.

Уход флота означал резкое сокращение российского влияния в Крыму, что открывало неограниченные возможности перед украинизацией местного населения. В свою очередь, потеря флотом Крыма подрывала возможности России на Черном море.

© РИА Новости / Рамиль СитдиковПерейти в фотобанкАндреевский флаг на одном из кораблей Черноморского флота РФ на военно-морской базе в Севастополе
Андреевский флаг на одном из кораблей Черноморского флота РФ на военно-морской базе в Севастополе

Случись это — и не было бы никакой сирийской операции. И еще неизвестно, сколько продлилась бы и чем закончилась августовская пятидневная война 2008 года с Грузией. Без крымских баз флот может думать только об обороне, а без господства флота в Черном море операции сухопутных сил требуют огромного перерасхода ресурсов на обеспечение открытого приморского фланга.

Регионы России. Крым, Архивное фото
Мнение: возможно, Крым станет последней темой конфликта Запада с Россией
В общем, история последних 234 лет убедительно свидетельствует, что русский Крым не может существовать без русского флота на Черном море. Но и русский флот не может существовать без крымских баз.

Таким образом, ранней весной 2014 года русский флот и русский Крым спасли друг друга. Только сохранение этого симбиоза Крыма и флота и только осмысленное согласование крымскими властями интересов полуострова с интересами флота гарантирует Крыму развитие и процветание.

Курортный потенциал — не панацея

Не стоит надеяться, что бывшая всесоюзная здравница сможет базировать свою экономику только на курортном потенциале.

Севастополь, архивное фото
Политолог: западная пропаганда перестаралась с "украинским" Крымом
Во-первых, для курортной зоны не нужны заводы, не нужны вузы, не нужны военные училища. Курортная зона обеспечивает рабочие места горничных, официантов, а также в индустрии развлечений.

Во-вторых, и это главное, 290 миллионов населения СССР могли выбирать между Крымом и Кавказом. Сейчас же для 146 миллионов населения России, помимо этих двух традиционных курортных зон, открыты Таиланд и Мальдивы, Турция и Канары, Испания и Италия, Тунис и Египет — весь мир открыт. И цены везде конкурентные, и сервис постоянно улучшается, и сезон практически у всех круглый год.

Как бы ни бились власти над заполнением Крыма, сухие цифры свидетельствуют о том, что курортный потенциал может служить хорошим дополнением к экономике полуострова, но никак не ее основой.

/

Можно, конечно, надеяться, что Москва захочет сделать из Крыма "витрину для Украины". Но Украина находится в столь жалком состоянии и настолько быстро скатывается в катастрофу, что для нее витриной может быть уже даже воюющий Донбасс.

Федеральный центр обеспечил водную, энергетическую независимость Крыма от Украины, в течение полутора-двух лет будет достроен мост, соединяющий полуостров с Кубанью, приведут в порядок дорожную сеть Крыма, и постепенно, но довольно быстро, вливания из федерального бюджета если не иссякнут полностью, то существенно сократятся.

Локомотив экономического развития

Наталья Поклонская. Архивное фото
Наталья Поклонская: Киеву пора привыкнуть, что Крым чужой
В то же время флот — столь сложный и высокотехнологичный организм, что требует обеспечения мест базирования практически всеми современными производствами, хотя бы на уровне ремонтных мощностей. Ему нужны и судоремонтные (а заодно и кораблестроительные) предприятия, и металлообработка, и значительное количество электроэнергии, и специалисты в современной электронике (с соответствующими производственными мощностями). Флоту необходимо круглый год обеспечивать личный состав питанием. И лучше, чтобы хозяйства находились поближе к базам. Даже дорожная сеть, строящаяся сейчас в Крыму, необходима флоту для доставки всего необходимого.

Это только верхушка айсберга — флоту надо столько всего, что не перечислить. Ну а всем этим производствам необходимы образованные специалисты, которых разумно готовить на месте, а не завозить. Этим специалистам, военнослужащим, их семьям надо где-то жить. Следовательно, необходимо массовое жилищное строительство. Индустрия развлечений нужна им не только летом, но и зимой, что открывает новые возможности перед тем же курортным бизнесом, и так далее.

95-летие со Дня создания Морской авиации Черноморского флота. Архивное фото
Морская авиация Черноморского флота расширила радиус действия
Собственно, сейчас флот может и должен стать главным локомотивом экономического развития Крыма.

Кстати, так тоже было всегда. Когда в 1783 году Екатерина Великая присоединила полуостров, по нему бродили только табуны татарских коней да стада овец. А в небольших приморских городках (скорее, поселках) татаро-греко-армянское население жило за счет контрабандной торговли, маскируемой под рыболовецкий промысел. Порты, арсеналы, крепости, дороги были возведены в интересах созданного флота. Дворцы и парки появились гораздо позже, когда Крым стал уже вполне цивилизованным регионом.

Но участие флота в экономическом развитии Крыма — не благотворительность. Флот, в свою очередь, заинтересован в надежном крепком тыле: в населении, не мечтающем переделать военные базы в яхтклубы, а связывающем с флотом свое благосостояние, способном обеспечить флот необходимыми специалистами и комплексом услуг.

Крым. Архивное фото
Опрос: почти 80% россиян видят пользу в воссоединении Крыма с Россией
Как видим, взаимозависимость Крыма и флота существует не только в моменты военных кризисов. В мирные времена она не так бросается в глаза, но, пожалуй, даже более существенна.

Тем более что хоть бескровная, но от этого не менее эпическая победа "Крымской весны", состоявшаяся три года назад, и сегодня важная и вдохновляющая.

Но живут люди не на площадях с флагами, не на баррикадах, а в повседневной рабочей рутине. Чтобы эта рутина не вызывала раздражение, она должна быть комфортна, работа — доходна, и желательно еще наличие чувства сопричастности к великому делу. Все это дает флот, получая взамен прочный крымский тыл — надежный и во время войны, и в эпоху мира.

Мнение
Комментарии
12 пользователей оставили 15 комментариев
"... можно построить сколько угодно портов, но флот в них будет блокирован и обречен на уничтожение, если не контролировать Крым". Жаль, что так же ясно и определённо никто не сказал про Курилы. Всё как-то вскользь про пару баз Тихоокеанского флота.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена