К вопросу о гербе России: где начинается русская слава

Герб России

Игорь Пшеничников, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), для РИА Новости

На днях появилось сообщение о том, что лидер байкерского клуба "Ночные волки" Александр Залдостанов (Хирург) обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой отобразить на государственном гербе советские символы. Сообщалось, что байкер предлагает изобразить двуглавого орла в лучах солнца и в обрамлении "советских колосьев". В верхней части герба — пятиконечная звезда Победы. Это, по мнению Хирурга, должно обозначать "патриотический курс страны".

Лидер байк-клуба Ночные волки Александр Залдостанов, известный как Хирург
Байкер Хирург попросил Путина изменить герб России
Правда, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что в Администрацию президента обращение от байкера Александра Залдостанова об изменении герба России пока не поступало. Надеюсь, что и не поступит, а то его придется рассматривать. Радуюсь и тому, что член Геральдического совета при президенте РФ Сергей Мироненко уже успел назвать предложение Залдостанова "бредом".

Хочу отметить, что сам себя я тоже отношу к патриотам — в том смысле, в каком слово "патриот" понимается во всем мире. То есть я люблю Россию, желаю ей всемерного блага, я ее защищаю, как умею и как могу.

Еще хочу сказать, что мне очень симпатичен Александр Залдостанов. Он, как и я, патриот. Тоже, не сомневаюсь, готов многим пожертвовать ради нашей общей Родины. Он из той породы людей, которые вызывают уважение.
Однако давайте разберемся, что представляет собой предложение Хирурга, и к чему, будь оно реализовано, может привести.

Из предложения Хирурга вытекает, что советский период в истории России — чуть ли не главный фундамент патриотизма, чуть ли не главный движитель России вперед. Это не так.

Александр Залдостанов во время посещения мемориала "Курган Славы" под Минском

А куда мы денем патриотизм, мужество и жертвенность, проявленные российскими солдатами на полях Первой мировой войны? Можно по-разному относиться к императору Николаю II, но не надо забывать, что в эту войну Россия вступила, спасая братскую Сербию от неминуемой гибели в результате агрессии со стороны Австро-Венгрии. Это пример несравненной жертвенности русских, не имеющий аналогов в истории.

В советской историографии его всячески попытались вымарать, как и всю предыдущую историю России. Но только один этот факт имеет огромное значение для всех последующих поколений наших сограждан. Как с этим быть?

А то, что в этой же войне экспедиционный корпус русской армии дрался в Шампани и Арденах, спасая союзную Францию — об этом забыли? Или забыли об "атаке мёртвых" — контратаке русских солдат при обороне крепости Осовец в 1915 году после применения немцами отравляющего газа? И о многих других примерах мужества и самоотверженности наших солдат на той "забытой войне", на которой будущий маршал Победы Георгий Жуков был унтер-офицером.

Русские солдаты во Франции во время Первой мировой войны

Двуглавый орел со скипетром и державой. Архивное фото
В Геральдическом совете назвали бредом идею изменить герб
Можно еще вспомнить то, как Россия спасла православную Болгарию в войне с Турцией в 1878-79 гг., и беспримерное мужество русских солдат при обороне перевала Шипка. Разве память об этом не наполняет наши сердца гордостью и не делает нас более стойкими в суровых обстоятельствах?

А еще была война с войсками Наполеона и героическая Бородинская битва в 1812 году, и вхождение годом позже русских войск в Париж. Разве это не слава России?

А еще раньше Петр I наголову разбил войска шведского короля Карла XII под Полтавой и спас Россию. В противном случае трудно предположить, какой из двух языков — русский или шведский — был бы у нас государственным. Это учитываем в копилке русской славы?

А еще раньше, в 1612-м, наши предки выгнали поляков из Москвы и положили конец смутному времени. Тогда-то уж точно Россия была на грани гибели. И памятник героям тех дней — Минину и Пожарскому — стоит, между прочим, на Красной площади. Это в расчет не берем?

Еще раньше, в 1380-м, войско Дмитрия Донского разбило орды Мамая на поле Куликовом. А еще в 1242- было Ледовое побоище на Чудском озере, в котором князь Александр Невский разгромил рыцарей Ливонского ордена. И так далее в глубину веков…

К чему я всё это вспоминаю? К тому, что история России, ее величие и слава ковалась не только на полях Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Она не только в подвиге Юрия Гагарина, о котором вспоминает Хирург. И никто не отвергает титанические усилия, подвиг и достижения народа в советский период.

Но Россия — это не молодое государство, как утверждают некоторые, ведя отсчет ее истории, кто с 1917 года, а кто и с 1991-го. Мы — наследники великой истории, которая сама по себе является основой для патриотизма. Наша история — один из главных столпов силы и целостности России.

Но если, зная нашу историю, следовать логике Александра Залдостанова, тогда на нашем гербе надо одновременно с двуглавым орлом, советскими колосьями и звездой изобразить что-то символизирующее поверженных Наполеона и Карла XII, что-то от мемориала на болгарской Шипке, что-то от Брусиловского прорыва, и так далее.

Флаги России. Красная площадь. Архив
Государственные символы России - флаг, гимн и герб
В нашей стране всё еще не утихли распри по поводу событий октября 1917 года и последующей гражданской войны. Для кого-то октябрь 17-го — это всё ещё Великая Октябрьская революция. Для многих, в числе которых и я, это антигосударственный переворот, который был нацелен на полное разрушение Российского государства — прежде всего его духовной, культурной и исторической основ. Неслучайно же переход красноармейцев в Белое движение расценивался у "красных" как предательство революции, а переход офицеров или солдат Белого движения к "красным" — как измена Родине. Чувствуете разницу? Вот и делайте выводы.

Споры о советском периоде в истории России, полагаю, будут еще долго продолжаться. А в канун 100-летия октябрьских событий они, вероятно, обострятся с новой силой. Искренне хочу, чтобы идеология советского периода осталась в прошлом, и уж, конечно, чтобы она не стала поводом для вражды. Уверен: историю своей Родины, которую любишь, надо знать, даже если ты и не историк.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Архивное фото
В Кремле прокомментировали предложение Хирурга изменить герб
Наша тысячелетняя история нам поможет сплотиться. В противном случае в нашем сознании будет некая гремучая смесь из отдельных фактов, цифр и изречений, которая, материализуясь, может превратиться в такого гомункула, что нам самим снова сделается страшно, как было страшно в огне Гражданской войны и в мясорубке массовых репрессий. Что нам изобретать? Для патриотизма наша история нам уже всё дала.

Даже слегка смахнув пыль с исторических книг, мы увидим главное — все свершения нашего народа в советский период были не благодаря советской власти, а вопреки ей — вопреки репрессиям, убийствам, голоду, бесправию и несвободе людей. Основу всех побед советского строя в разных областях следует искать в гигантской сокровищнице знаний, опыта и, повторюсь, славы, накопленных за все предыдущие века истории России. Разве советская наука, техника, промышленность, образование и медицина, военное искусство и т.д. родились на ровном месте и являются заслугой большевиков?

Герб на выставке "Коронация в Кремле"

Может быть, Хирург и родом из СССР. Но я считаю, что все мы родом из тысячелетней России. И не признавать этого, не использовать этого, — значит снова подвергать себя риску окунуться в подобное тому, что Россия переживала после февраля и октября 1917 года.

Мнение
Обсуждение
21 пользователь оставили 27 комментариев
  • Интересные суждения у автора.. но он забывает упомянуть о том, что история России, дала миру ПЕРВОЕ НА ПЛАНЕТЕ социалистическое государство, где впервые народу, была передана вся полнота власти и недра. А до этого и "после", власть и недра полностью подчинены буржуазно-родовым кланам-элитам. Обсуждение этого вопроса к 100-летию революции, и включения в геральдику нашей страны символов этого уникального исторического периода истории, имеют весьма серьезные основания. И эти основания, старательно выхолащиваются придворными писателями, вроде автора этой статьи, которых элиты щедро кормят и неустанно обзывают "патриотами".
    22:43
    30.11.2016
  • Кто такой Игорь Пшеничников не знаю, а вот Мироненко С. точно сам стал вершиной бреда. Да и автору пора понять, что такое понятие- революция, революционные преобразования. Ведь построили единственную страну в которой государство имело право собственности, а не кто то иной. И были не плохие результаты у страны, вот руководили подсуетились у руля, не те, кто там должен быть. Споры на самом деле будут вечно. Потому, что в разных системах, разные прослойки были у помойки... А вот, то что герб... Ну, ладно автор, расскажи историю герба, как он видоизменялся от одного столетия к другому и почему так происходило, а теперь - нельзя... А все кто пытается покуситься на герб - враги. У нас что самодержавие?
    00:16
    01.12.2016
  • Автор статьи [советник директора Российского института стратегических исследований И. Пшеничников] вправе "считать", что он "родом из тысячелетней России", появившейся в 1016 году н. э. Кроме того, он вправе "считать", что "двуглавый орёл" - прародитель его папы, дедушки, прадедушки и т. д. [вплоть до 1016 года].
    00:28
    01.12.2016
  • ovak77 в ответ пользователю galaction.tereshin(показатьскрыть)
    galaction.tereshin, в 862 году н.э. на княжение был призван князь Рюрик. Рюрики правили вплоть до 1917 года.
    02:55
    01.12.2016
  • Думаю, что такой вот герб предложенный Хирургом вполне подошел бы союзному государству России и Беларуси... Давно пора реально Союз обозначить как следует...
    Ну а для самой России нету смысла вдаваться в такие изменения...
    Ну это мое мнение и я его озвучил, но не навязываю...
    04:30
    01.12.2016
  • статья-конечно,не полный бред.История страны богата героизмом.Но это страна,ставшая великим государством с огромным мировым влиянием именно в 20 веке.Исторический пример ,как энтузиазм и подлинный патриотизм в условиях ,далеких от благоприятных,за кратчайший срок стала индустриальной,укрепила свою,новую ,валюту,победила в войне,полетела в космос ,чьи научные школы во многом были непревзойденными,страна-пример,что может сделать идея,если она есть ,к каким вершинам привести,и если эта идея-всеобщая справедливость.Огрехи и ошибки есть всегда,их количество-это параметр культуры.Но великое советское прошлое-это огромный участок национального фундамента будущего,даже если в нем и после него есть гниль предателей и пустозвонов
    07:08
    01.12.2016
  • ovak77, династия Рюриковичей закончилась на Иване Грозном. Далее, около 300 лет, правили Романовы.
    08:16
    01.12.2016
  • Так орёл-то останется. Просто обозначить переходной период от царской России к современной и не более.
    10:05
    01.12.2016
  • Статья категорически антисоветская, а значит категорически русофобская. Эту статью писал враг России. Все свершения нашего народа в советский период, нравится это или нет, произошли благодаря Сталину и его системе, но ни как не вопреки.
    10:09
    01.12.2016
  • Я родом из СССР,поддерживаю предложение,советский период самый важный в развитии,а до 17го была лишь прелюдия,ну а после 91го пошел закат...
    10:30
    01.12.2016
  • Sergey Rusi в ответ пользователю ovak77(показатьскрыть)
    ovak77, хотя бы погуглил для общего развития
    10:31
    01.12.2016
  • Хорошая статья!
    10:40
    01.12.2016
  • По мнению Хирурга, на гербе России реальный объект (солнце) должен освещать хвост вымышленного объекта ("двухглавого орла"), над головой которого красуется искусственный объект (пятиконечная звезда). Вся эта "лепота" должна быть помещена в "советские колосья", обвитые кумачовой лентой.
    10:41
    01.12.2016
  • Нет и не было никогда такой страны -Россия. Была россия монархическая, романовская. Где царь-хозяин земли русской. Еще Петр I в знак величия этой россии платил на потеху все просвещенной Европы дань татарам. И весь дальнейший патриотизм этого отрезка российского патриотизма (монархического) очень печален. Для одних каторжный труд, бесправие,голод, мракобесие. Бесчестье, поражений в битвах с Наполеоном на полях Европы (если я вижу павших солдат, здесь сражались австрийцы, если брошенные ранцы-русские). Посмешище для просвещенного мира 1854 г. Жуткий позор 1905 г. Деспотизм крепостничества. Для других патриотов, одного процента, владевших всеми богатствами страны, и в те времена и в эти , для которых алчность и грабеж способ существования, герб прежней, монархической россии , действительность и надежда. Для всех остальных пока повод для размышления. На это указывает и результаты референдума 91 г. когда 75% высказались за сохранения СССР, ди и последние выборы где 23% имеющих право голоса проголосовали за действительность. И снова подавляющее большинство отказали этой действительности в доверии.
    11:01
    01.12.2016
  • авторы таких статеек забывают,что если ругать советское прошлое,надо вспомнить,что без этого периода они бы ,может,не родились,практически точно не стали на тот уровень в социальной лестнице,где сейчас,не выучились бы бесплатно,-все это,если они,конечно,не принадлежали к титулованным фамилиям или не имели промышленников времен царской России в роду.а если не имели,то социализм всем этим обливателям грязью прошлого даже смешно ругать страну,на деле изменившую к лучшему их участь.И эти господа,плоть от плоти победившего пролетариата,еще выражают недовольство? Глупо и стыдно...
    11:12
    01.12.2016
  • "Даже слегка смахнув пыль с исторических книг, мы увидим главное — все свершения нашего народа в советский период были не благодаря советской власти, а вопреки ей — вопреки репрессиям, убийствам, голоду, бесправию и несвободе людей" - вот так на глазах людей, которые родились в СССР и прекрасно помнят как и что было начинают переписывать историю. Такими темпами так коммунистов и коммунистический строй вообще вне закона объявят, как это сделали прибалты с хохлами.
    13:11
    01.12.2016
  • Rog Guka,
    Во многом согласен с Вами, но считаю что ничего добавлять к символике герба не надо, он точно отражает чаяния власть имущих.
    14:24
    01.12.2016
  • "Может быть, Хирург и родом из СССР. Но я считаю, что все мы родом из тысячелетней России. И не признавать этого, не использовать этого, — значит снова подвергать себя риску окунуться в подобное тому, что Россия переживала после февраля и октября 1917 года." - Россия, а вернее Союз Советских Социалистических Республик переживал период расцвета индустриализации, когда строились заводы и фабрики (которых сейчас нет), развивалось сельское хозяйство, развивалась наука и образование, и в это лично я готов окунуться. А если он имеет в виду гражданскую войну, то это было неизбежно при смене политического строя, по другому его бы сменить не дали. Та же гражданская война, только в срытой форме идет уже на протяжении 25 лет после распада СССР - Азербайджан и Армения, Молдова и Приднестровье, Абхазия, Осетия и Грузия, Украина - эти народы жили в одной стране и нормально между собой уживались, и не было такого отношения друг к другу которое есть сейчас.
    14:39
    01.12.2016
  • Долго и нудно, а в сухом остатке: на деле пользуемся домами, заводами, фабриками на 90% построенных в СССР, но это оказывается не главное, главное в другом, не понятном даже автору. Так что же главное то?
    15:24
    01.12.2016
  • Николай Черненко, :)))) Спасибо за поддержку! Красиво сказано:- он точно отражает чаяния власть имущих.
    17:17
    01.12.2016
  • Все верно автор сказал
    18:15
    01.12.2016
  • ovak77, Да уж... Не знать историю своей страны и при этом пытаться умничать...
    Иной раз лучше промолчать (если уж даже лень школьный учебник по истории открыть)
    01:08
    02.12.2016





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.