Павел Гайков, для РИА Новости
Одним из главных героев Года российского кино нужно признать сценариста Михаила Местецкого. Кто-то запомнил его имя после "Легенды №17", кто-то знал давно по музыкальным проектам, но в этом году он раскрылся совершенно по-новому. Весной выпустил свой режиссерский дебют – фильм "Тряпичный союз" о трёх подростках, основавших в пику всему миру свою дачную коммуну.
Главный признак любого хорошего кино – способность вызывать у зрителя эмоцию. В этом смысле "Тряпичный союз" и "Хороший мальчик" выбрали беспроигрышную стратегию. Они предлагают встать на место несовершеннолетнего героя, остро проживающего все происходящее в его жизни – первую любовь, первый пожар, первого съеденного жука…
Пубертатные переживания, приводящие к экстравагантным поступкам, заставляют зрителя вспомнить все, что происходило в его душе в этом возрасте, когда молодость, радость и справедливость были не просто словами; когда жизнь проживалась острее, и казалось, что старый прогнивший мир рухнет, стоит только поднажать.
Ничего удивительного в том, что в обоих фильмах отметился молодой актёр Александр Паль (в "Хорошем мальчике" играет застенчивого преподавателя информатики). В каждом его фильме – от "Горько!" до "Ледокола" — эта "новая искренность" бьёт ключом. Его герои бескомпромиссны и склонны к художественным жестам, хоть и не всегда подозревают это в себе. Паля можно причислять к главным открытиям года уже в третий раз подряд.
И конечно, "Хороший мальчик" – еще одна ступень в карьере удивительно одаренного актёра Семена Трескунова, в понедельник отметившего своё 17-летие.
Оба фильма удостоились положительных отзывов критиков, оба благополучно добрались до проката, причем дистрибьютором "Мальчика" выступило российское представительство Walt Disney Company.
Одним словом, этим двум удалось невозможное: "Тряпичный союз" и "Хороший мальчик" стали теми самыми мифическими "нормальными русскими фильмами", которых всем всегда не хватает. Рассказывающими одновременно и весело, и грустно о повседневном – и вечном.
Еще одно достижение "Хорошего мальчика" – это совершенно новый образ Москвы как портового города. Режиссер Оксана Карас выросла в Казахстане на берегу Каспийского моря, и ей очень хотелось придать образу Москвы морской романтики, что дало удивительный результат.
Съёмки проходили на набережной канала имени Москвы, напротив Северного речного порта, на зеленых улицах с невысокими домами – универсальной территории, где стираются границы Москвы и провинции, и любая история кажется своей, родной.