Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Проект соглашения представлен Минобороны, согласован с МИД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Президент поручил Минобороны и МИД провести переговоры с армянской стороной, и подписать документ от имени Российской Федерации.
Ранее Россия начала формировать аналогичные группировки с вооруженными силами Абхазии и Южной Осетии. Оборонные и союзнические приоритеты Российской Федерации на Южном Кавказе отражены в Военной доктрине.
Для сдерживания (предотвращения) военных конфликтов Россия рассматривает возможности расширение круга государств-партнеров, в том числе членов БРИКС, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ и ШОС.
Что изменилось в жизни Кавказа настолько, что потребовалась коррекция вплоть до слияния оборонных потенциалов Армении и России?
Растущее давление
Современная военно-политическая обстановка отличается многовариантностью угроз национальной безопасности.
Что касается Южного Кавказа, настораживают решение Брюсселя о "существенном пакете" для Грузии, регулярные учения НАТО и визиты генсека альянса Йенса Столтенберга, многолетняя подозрительная активность госдепартамента США. НАТО по-прежнему призывает Россию отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, будто исторический выбор народов – не в счет.
Кроме того, выходцы из Закавказья воюют в рядах ИГ (группировка запрещена в России) на Ближнем Востоке, и могут вернуться для дестабилизации региона.
При сохранении суверенитета Армении, отдельные подразделения армии и органов безопасности Армении – по согласованию сторон – войдут в составе ОГВ в Вооруженные Силы России. Полагаю, силовой блок Армении целесообразно включить в состав ОГВ целиком, ведь современные войска и спецслужбы действуют комплексно, руководствуясь едиными стратегией и планированием.
Принцип действия
Соглашение предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности для объединенной (совместной) группировки войск двух государств, касается силового блока, пограничных, таможенных структур, и не затрагивает государственной независимости, политических институтов Армении.
Согласно положению, среди основных задач группировки – прикрытие сухопутной части госграницы РФ и Армении, в том числе совместно с силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ.
Для управления группировкой создается объединенное командование (командующий назначается на должность и освобождается от неё верховным главнокомандующим Вооруженных сил Армении по согласованию с верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ).
В мирное время командующий ОГВ подчиняется начальнику Генштаба Армении, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время – командующему войсками Южного военного округа Российской Армии или начальнику Генштаба ВС РФ (по решению верховных главнокомандующих России и Армении).
Вероятно, в рамках ОГВ чаще будут проводиться совместные маневры – для отработки тактического взаимодействия в едином информационном пространстве, с однотипными вооружением, военной техникой и средствами связи.
В 2013 году Армения подтвердила евразийский вектор своего развития. ОГВ – новый шаг на этом пути. Сохранение суверенитета и оборонной безопасности Армении гарантирует её стратегический (исторический) партнер – Россия.