Рейтинг@Mail.ru
Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие

Читать ria.ru в
Дзен
Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. "Вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. Анна Михайлова выбрала 10 спектаклей этого театра, в которых видна связь поколений.

Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"

Здание Театра имени Евгения Вахтангова
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова
Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. В тот день зрители пришли в особняк на Арбате, не зная, чего ожидать от любительской труппы, а увидели чудо. То была пьеса Мориса Метерлинка "Чудо Святого Антония" в постановке молодого талантливого режиссера Евгения Вахтангова. Так родилась Третья студия Московского художественного театра, в 1926 году переименованная в честь её основателя и первого руководителя. За почти столетие "вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. У них свой стиль игры, свои традиции и заветы. Мы выбрали 10 спектаклей театра Вахтангова, в которых наглядно видна связь поколений.

Принцесса Турандот

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкСцена из спектакля "Принцесса Турандот" в постановке Третьей студии Московского Художественного театра (ныне Государственный академический театр им. Е. Вахтангова). 1922 год
Сцена из спектакля Принцесса Турандот в постановке Третьей студии Московского Художественного театра (ныне Государственный академический театр им. Е. Вахтангова). 1922 год

Не успели театральные корифеи надивиться успеху первой постановки неопытной вахтанговской студии, как московская публика уже рукоплескала их следующему шедевру – спектаклю "Принцесса Турандот" по сказке Карло Гоцци. В холодном и голодном 22-м эта веселая жизнеутверждающая постановка возвращала людям веру в любовь и добро. И это несмотря на то, что Вахтангов создал спектакль уже будучи смертельно больным. Режиссер скончался вскоре после премьеры. С "Турандот" утвердился стиль Вахтанговского, который сам Евгений Багратионович формулировал так: "нет праздника – нет спектакля".

Виринея

© РИА Новости / Александр Гладштейн | Перейти в медиабанкСпектакль по пьесе Сейфуллиной и Правдухина "Виринея" в постановке Драматического театра имени Вахтангова
Спектакль по пьесе Сейфуллиной и Правдухина Виринея в постановке Драматического театра имени Вахтангова

Дело Вахтангова продолжили его ученики – Борис Захава, Юрий Завадский и Алексей Попов. Последний в 1925 году поставил спектакль "Виринея" по повести Лидии Сейфуллиной. Инсценировка истории о бесшабашной деревенской бабе, чью жизнь переворачивает война и революция, пришлась по душе не только простым зрителям, но и власть имущим. После премьеры в книге отзывов театра обнаружилась запись: "По-моему, пьеса — выхваченный из живой жизни кусок. Артисты, видимо, способные люди, может быть, не так много у них искусства, как у артистов МХАТ, но жизненности, кипучей жизненности, — по-моему, больше. В общем, хорошо, даже великолепно. И. Сталин".

Человек с ружьем

© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкСцена из спектакля "Человек с ружьем". Московский художественный академический театр имени Евгения Вахтангова
Сцена из спектакля Человек с ружьем. Московский художественный академический театр имени Евгения Вахтангова

Среди завсегдатаев театра были и высокопоставленные члены советского правительства, и руководители НКВД. Находясь под таким пристальным вниманием "властителей времени", вахтанговцы в 1937 году приготовили новый спектакль к 20-летию большевистской власти – "Человек с ружьем". Роль Ленина блестяще сыграл Борис Щукин. Первый же его выход на сцену в образе вождя мирового пролетариата вызвал в зале бурю оваций, которая не смолкала несколько минут.

Живой труп

© РИА Новости / Александр Гладштейн | Перейти в медиабанкСцена из спектакля "Живой труп". Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова
Сцена из спектакля Живой труп. Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова

В 1939 году худруком Вахтанговского был назначен Рубен Симонов. Яркий, музыкальный и по-восточному эксцентричный, он оказался прекрасным руководителем, сумевшим сохранить театр  в тяжелые годы репрессий и войны. При нем в труппу влилось знаменитое второе поколение вахтанговцев: Юрий Любимов, Николай Гриценко, Владимир Этуш, и пришедшие со стороны Юлия Борисова, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой и Людмила Максакова. В 1962 Симонов поставил под них "Живой труп" по пьесе Толстого. Фурор произвела не только безукоризненная игра Николая Гриценко и Людмилы Максаковой, но и исполнение Баха на сцене гитаристом Сергеем Сорокиным.

Конармия

© РИА Новости / Чернов | Перейти в медиабанкСцена из спектакля театра имени Евгения Вахтангова "Конармия"
Сцена из спектакля театра имени Евгения Вахтангова Конармия

В 1966 году Симонов поставил "Конармию" по рассказам Бабеля и стихам Маяковского. Долгие годы находившееся под запретом творчество Бабеля и после реабилитации писателя вызывало ярый протест маститых красноармейцев, поэтому постановка была встречена гневными письмами и обвинениями в клевете на бойцов революционной армии. Тем не менее, спектакль имел огромный успех и принес Симонову Ленинскую премию.

Антоний и Клеопатра

© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкТрагедия Уильяма Шекспира "Антоний и Клеопатра". Московский художественный академический театр имени Евгения Вахтангова
Трагедия Уильяма Шекспира Антоний и Клеопатра. Московский художественный академический театр имени Евгения Вахтангова

После смерти Симонова театр почти 20 лет возглавлял его сын Евгений. При нем Вахтанговский пережил взлеты и падения, связанные в основном с ужесточившейся идеологической составляющей при формировании репертуаров советских театров. Однако были и бесспорные удачи. Например, спектакль по шекспировской классике "Антоний и Клеопатра", поставленный Симоновым в 1971. Михаил Ульянов, Василий Лановой и Юлия Борисова проживали античные страсти так, что зал замирал от волнения.

Ричард III

Евгения Симонова на посту худрука сменил Михаил Ульянов. Любимец зрителей, актер сыграл одну из своих самых значимых ролей  в спектакле 1976 года "Ричард III". Руководителем он тоже оказался талантливым. При Ульянове в Вахтанговский пришло новое поколение звезд, которые сегодня составляют костяк труппы: Сергей Маковецкий, Евгений Князев, Максим Суханов, Нонна Гришаева, Юлия Рутберг, Мария Аронова и другие. До сих пор перед началом спектаклей в театре звучит голос Ульянова, призывающий публику выключить мобильные телефоны.

Маскарад

Новейшая история Вахтанговского связана с именем литовского режиссера Римаса Туминаса. Выпускник ГИТИСа, он неоднократно ставил в российских театрах, и в 2007 году принял предложение стать художественным руководителем легендарного театра на Арбате. Туминас бережно отнесся к традициям вахтанговцев и взялся возродить те, что казалось, были утрачены. В 2010 режиссер вернул на сцену культовый спектакль "Маскарад", появившийся в репертуаре театра в июне 1941, но снятый из-за начала войны. Постановка завоевала любовь зрителей и критиков. Роль Арбенина считается лучшей в карьере Евгения Князева.

Пристань

К 90-летию театра Туминас создал грандиозную постановку, посвященную актерскому служению и преемственности. В спектакле "Пристань" он вывел на сцену всех ветеранов-вахтанговцев, составивших славу и историю этого места. Вместе с корифеями – Василием Лановым, Владимиром Этушем, Юлией Борисовой, Людмилой Максаковой, Юрием Яковлевым — в постановке задействованы те, кто сегодня продолжает их дело.

Евгений Онегин

Одно из последних триумфальных обращений Туминаса к классике – спектакль "Евгений Онегин" 2014 года. Постановка была удостоена премии "Золотая маска" за лучшую работу режиссера, хотя исполнитель главной роли Сергей Маковецкий заслужил награду, кажется, не меньше. Его ироничный, едкий Онегин идеально вписался в созданную Туминасом на сцене "энциклопедию русской хандры".

Знаменитые спектакли Театра имени Е.Вахтангова
Актер Евгений Князев в роли Алексея Каренина в хореографическом спектакле "Анна Каренина" по мотивам романа Льва Толстого на музыку Альфреда Шнитке в постановке Анжелики Холиной.
1 из 10

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала