Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"
Принцесса Турандот
Не успели театральные корифеи надивиться успеху первой постановки неопытной вахтанговской студии, как московская публика уже рукоплескала их следующему шедевру – спектаклю "Принцесса Турандот" по сказке Карло Гоцци. В холодном и голодном 22-м эта веселая жизнеутверждающая постановка возвращала людям веру в любовь и добро. И это несмотря на то, что Вахтангов создал спектакль уже будучи смертельно больным. Режиссер скончался вскоре после премьеры. С "Турандот" утвердился стиль Вахтанговского, который сам Евгений Багратионович формулировал так: "нет праздника – нет спектакля".
Виринея
Дело Вахтангова продолжили его ученики – Борис Захава, Юрий Завадский и Алексей Попов. Последний в 1925 году поставил спектакль "Виринея" по повести Лидии Сейфуллиной. Инсценировка истории о бесшабашной деревенской бабе, чью жизнь переворачивает война и революция, пришлась по душе не только простым зрителям, но и власть имущим. После премьеры в книге отзывов театра обнаружилась запись: "По-моему, пьеса — выхваченный из живой жизни кусок. Артисты, видимо, способные люди, может быть, не так много у них искусства, как у артистов МХАТ, но жизненности, кипучей жизненности, — по-моему, больше. В общем, хорошо, даже великолепно. И. Сталин".
Человек с ружьем
Среди завсегдатаев театра были и высокопоставленные члены советского правительства, и руководители НКВД. Находясь под таким пристальным вниманием "властителей времени", вахтанговцы в 1937 году приготовили новый спектакль к 20-летию большевистской власти – "Человек с ружьем". Роль Ленина блестяще сыграл Борис Щукин. Первый же его выход на сцену в образе вождя мирового пролетариата вызвал в зале бурю оваций, которая не смолкала несколько минут.
Живой труп
В 1939 году худруком Вахтанговского был назначен Рубен Симонов. Яркий, музыкальный и по-восточному эксцентричный, он оказался прекрасным руководителем, сумевшим сохранить театр в тяжелые годы репрессий и войны. При нем в труппу влилось знаменитое второе поколение вахтанговцев: Юрий Любимов, Николай Гриценко, Владимир Этуш, и пришедшие со стороны Юлия Борисова, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой и Людмила Максакова. В 1962 Симонов поставил под них "Живой труп" по пьесе Толстого. Фурор произвела не только безукоризненная игра Николая Гриценко и Людмилы Максаковой, но и исполнение Баха на сцене гитаристом Сергеем Сорокиным.
Конармия
В 1966 году Симонов поставил "Конармию" по рассказам Бабеля и стихам Маяковского. Долгие годы находившееся под запретом творчество Бабеля и после реабилитации писателя вызывало ярый протест маститых красноармейцев, поэтому постановка была встречена гневными письмами и обвинениями в клевете на бойцов революционной армии. Тем не менее, спектакль имел огромный успех и принес Симонову Ленинскую премию.
Антоний и Клеопатра
После смерти Симонова театр почти 20 лет возглавлял его сын Евгений. При нем Вахтанговский пережил взлеты и падения, связанные в основном с ужесточившейся идеологической составляющей при формировании репертуаров советских театров. Однако были и бесспорные удачи. Например, спектакль по шекспировской классике "Антоний и Клеопатра", поставленный Симоновым в 1971. Михаил Ульянов, Василий Лановой и Юлия Борисова проживали античные страсти так, что зал замирал от волнения.
Ричард III
Евгения Симонова на посту худрука сменил Михаил Ульянов. Любимец зрителей, актер сыграл одну из своих самых значимых ролей в спектакле 1976 года "Ричард III". Руководителем он тоже оказался талантливым. При Ульянове в Вахтанговский пришло новое поколение звезд, которые сегодня составляют костяк труппы: Сергей Маковецкий, Евгений Князев, Максим Суханов, Нонна Гришаева, Юлия Рутберг, Мария Аронова и другие. До сих пор перед началом спектаклей в театре звучит голос Ульянова, призывающий публику выключить мобильные телефоны.
Маскарад
Новейшая история Вахтанговского связана с именем литовского режиссера Римаса Туминаса. Выпускник ГИТИСа, он неоднократно ставил в российских театрах, и в 2007 году принял предложение стать художественным руководителем легендарного театра на Арбате. Туминас бережно отнесся к традициям вахтанговцев и взялся возродить те, что казалось, были утрачены. В 2010 режиссер вернул на сцену культовый спектакль "Маскарад", появившийся в репертуаре театра в июне 1941, но снятый из-за начала войны. Постановка завоевала любовь зрителей и критиков. Роль Арбенина считается лучшей в карьере Евгения Князева.
Пристань
К 90-летию театра Туминас создал грандиозную постановку, посвященную актерскому служению и преемственности. В спектакле "Пристань" он вывел на сцену всех ветеранов-вахтанговцев, составивших славу и историю этого места. Вместе с корифеями – Василием Лановым, Владимиром Этушем, Юлией Борисовой, Людмилой Максаковой, Юрием Яковлевым — в постановке задействованы те, кто сегодня продолжает их дело.
Евгений Онегин
Одно из последних триумфальных обращений Туминаса к классике – спектакль "Евгений Онегин" 2014 года. Постановка была удостоена премии "Золотая маска" за лучшую работу режиссера, хотя исполнитель главной роли Сергей Маковецкий заслужил награду, кажется, не меньше. Его ироничный, едкий Онегин идеально вписался в созданную Туминасом на сцене "энциклопедию русской хандры".