Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
9 ноября посол США в Москве Джон Теффт заявил, что при новой администрации Россия останется одной из четырех доминант американской внешней политики. Три другие — Китай, торговля и НАТО.
Большие государства обладают значительной геополитической инерцией, перемены в стратегиях требуют времени. Поэтому с новым президентом-республиканцем Пентагону и НАТО в ближайшие годы сокращение финансирования и свертывание программ не угрожает.
В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп не раз говорил о взаимоотношениях с Россией: "Всегда считал, что вместе Россия и Соединенные Штаты смогли бы победить терроризм и восстановить мир. Также мы могли бы торговать друг с другом, не говоря уже о других выгодах, вытекающих из взаимного уважения". И позднее: "Не могу даже вообразить, чего бы я хотел добиться больше, чем дружественной России, а не как сейчас".
Америка имеет финансовые инструменты, позволяющие оказывать давление без применения военной силы. Однако предвыборные слоганы не всегда превращаются в государственные решения.
Французская Le Figaro прогнозирует: "Трамп сядет с Путиным за стол переговоров, но не позволит водить себя за нос". Газета отмечает, что Трамп обожает военную историю, у него есть способность создавать "краткосрочную стратегию", и все же этот человек — "прыжок в неизвестность". Многое будет зависеть от людей его команды, в которой не все разделяют идеи Дональда Трампа о мире без войны.8 ноября в США состоялись общие выборы в Сенат и Палату представителей Конгресса. Этот центр генерации законов и государственных решений тоже нельзя сбрасывать со счетов. С 2014 года республиканцам принадлежит большинство в обеих палатах.
Пентагон и НАТО
Американская система управления государством не сводится к единоличному правлению. И в ней менее всего подвержены резким переменам курса "силовые" ведомства, разного рода спецслужбы.
Развитие вооруженных сил, выработка и реализация стратегий определяются экономической базой, служат экономическим интересам государства. Поэтому Пентагон и НАТО останутся приоритетными инструментами США. Даже при большом желании 45-го американского президента, Национальную военную стратегию противостояния с Россией изменить не просто.
В одном из предвыборных выступлений кандидат в президенты от демократической партии Хиллари Клинтон определила четыре основы американского могущества: армия, военные блоки, экономика, ценности.
Именно в такой последовательности. И президент США Дональд Трамп волен поменять порядок слов в предложении, однако от упомянутых четырех основ не свободен. Тем более что лидерство США в Европе — под сомнением, Россия и Китай набирают силу, Ближний Восток в огне, Северная Корея наращивает ядерный потенциал, тревожат Африка и Арктика.Несмотря на военно-политический кризис американской исключительности и предвыборный скептицизм Дональда Трампа относительно "устаревшей" системы НАТО, можно предположить, что Белый дом — последнее место на планете, где могут вынашивать планы ликвидации альянса, этого "краеугольного камня мировой безопасности" (или курицы, несущей золотые яйца).
Европа и Ближний Восток
Отношения России, США и ряда стран НАТО обострились после нескольких этапов расширения альянса на восток. Налаживать добрососедские отношения с Россией, вместе бороться с ближневосточными террористами, и оставлять войска НАТО у границ России — нереально. Возможен ли теперь военно-политический разворот в Европе?
Американский журнал Time пишет: "Мы не должны прибегать к военному вмешательству по всему миру, если нет явной угрозы для безопасности США… Размещение 80 тысяч солдат на 350 объектах в Европе не имеет прямого отношения к обеспечению физической безопасности американцев".Действительно, США хорошо защищены двумя океанами и ядерным арсеналом, расширение НАТО в Европе нарушает региональную стабильность, американские военные базы технологически устарели (войска можно оперативно перебрасывать на дальние расстояния прямо из США), и разочаровали европейских граждан. Вроде бы, имеются все предпосылки для сокращения баз и вооружений.
Однако верх возьмет американский прагматизм, Вашингтон не оставит союзников по Североатлантическому альянсу, и продажи американского оружия европейским союзникам будут лишь расти.
Ближний Восток не менее важен для США, которые десятилетиями успешно вели здесь нефтяной бизнес и корректировали "диктаторские режимы". Невозможно просто взять и вывести войска — безоружных бизнесменов на Востоке не уважают.
США и Россия успешно сотрудничали по соглашению об ограничении ядерной программы Ирана. Интересы Вашингтона и Москвы в Сирии не совпадают. Пусть, Дональд Трамп считает, что Ближний Восток был бы спокойнее с Каддафи и Хусейном, а российские авиаудары в Сирии полезны, ему придется распутывать региональный клубок внешнеполитических противоречий в противостоянии с Россией. Так сложилось.АТР и ЮВА
Способен ли Вашингтон ограничить свои интересы и военно-политическое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Юго-Восточной Азии (ЮВА)? Регулярные совместные учения Пентагона с Японией, Южной Кореей и другими странами свидетельствуют о расширении влияния.
Иначе и быть не может, ведь только на шельфе Южно-Китайского моря, по данным Минэнерго США, сосредоточены запасы в размере 5,4 млрд баррелей нефти и 55,1 трлн кубометров газа. Через коммуникации Южно-Китайского моря проходят 75 процентов поставок ближневосточной сырой нефти в АТР, ежегодный объем региональной "морской торговли" оценивается в 5 трлн. долларов, из которых 1,2 трлн. долларов приходятся на торговлю с США.
Ранее доктор геополитических наук Университета Париж-8 (Université Paris-VIII) Пьер Пикар отмечал: "Политический курс Трампа — заключать соглашения с крупными державами, включая Китай и Россию, и договариваться с их лидерами, чтобы разделить между собой геополитические роли, а также обеспечить спокойствие американцев при новом мировом балансе. При такой политике гораздо меньший риск конфликтов".
Всё не так просто. Однажды Дональд Трамп уже предложил Японии и Южной Корее приобрести собственное ядерное оружие, то есть самостоятельно решать весь комплекс оборонных проблем. Если в Тихом океане США сделают шаг назад, а их союзники — шаг вперед, начнется гонка обычных и ядерных вооружений, что лишь усилит региональную турбулентность. Возможно, уничтожит систему безопасности в Восточной Азии. В сложившейся геополитической ситуации уместно вспомнить поговорку: "Куда ни кинь — всюду клин".Таким образом, при всей неординарности Дональда Трампа, экономические интересы США и долгосрочная стратегия "расширенного сдерживания" не позволят 45-му президенту США существенно изменить военно-политические основы американского могущества.
Ваш комментарий будет проверен модератором
на предмет соответствия Правилам.
Ваш комментарий будет проверен модератором
на предмет соответствия Правилам.
Ваш комментарий будет проверен модератором
на предмет соответствия Правилам.