Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
9 ноября посол США в Москве Джон Теффт заявил, что при новой администрации Россия останется одной из четырех доминант американской внешней политики. Три другие — Китай, торговля и НАТО.
Большие государства обладают значительной геополитической инерцией, перемены в стратегиях требуют времени. Поэтому с новым президентом-республиканцем Пентагону и НАТО в ближайшие годы сокращение финансирования и свертывание программ не угрожает.
В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп не раз говорил о взаимоотношениях с Россией: "Всегда считал, что вместе Россия и Соединенные Штаты смогли бы победить терроризм и восстановить мир. Также мы могли бы торговать друг с другом, не говоря уже о других выгодах, вытекающих из взаимного уважения". И позднее: "Не могу даже вообразить, чего бы я хотел добиться больше, чем дружественной России, а не как сейчас".
Америка имеет финансовые инструменты, позволяющие оказывать давление без применения военной силы. Однако предвыборные слоганы не всегда превращаются в государственные решения.
8 ноября в США состоялись общие выборы в Сенат и Палату представителей Конгресса. Этот центр генерации законов и государственных решений тоже нельзя сбрасывать со счетов. С 2014 года республиканцам принадлежит большинство в обеих палатах.
Пентагон и НАТО
Американская система управления государством не сводится к единоличному правлению. И в ней менее всего подвержены резким переменам курса "силовые" ведомства, разного рода спецслужбы.
Развитие вооруженных сил, выработка и реализация стратегий определяются экономической базой, служат экономическим интересам государства. Поэтому Пентагон и НАТО останутся приоритетными инструментами США. Даже при большом желании 45-го американского президента, Национальную военную стратегию противостояния с Россией изменить не просто.
В одном из предвыборных выступлений кандидат в президенты от демократической партии Хиллари Клинтон определила четыре основы американского могущества: армия, военные блоки, экономика, ценности.
Несмотря на военно-политический кризис американской исключительности и предвыборный скептицизм Дональда Трампа относительно "устаревшей" системы НАТО, можно предположить, что Белый дом — последнее место на планете, где могут вынашивать планы ликвидации альянса, этого "краеугольного камня мировой безопасности" (или курицы, несущей золотые яйца).
Европа и Ближний Восток
Отношения России, США и ряда стран НАТО обострились после нескольких этапов расширения альянса на восток. Налаживать добрососедские отношения с Россией, вместе бороться с ближневосточными террористами, и оставлять войска НАТО у границ России — нереально. Возможен ли теперь военно-политический разворот в Европе?
Действительно, США хорошо защищены двумя океанами и ядерным арсеналом, расширение НАТО в Европе нарушает региональную стабильность, американские военные базы технологически устарели (войска можно оперативно перебрасывать на дальние расстояния прямо из США), и разочаровали европейских граждан. Вроде бы, имеются все предпосылки для сокращения баз и вооружений.
Однако верх возьмет американский прагматизм, Вашингтон не оставит союзников по Североатлантическому альянсу, и продажи американского оружия европейским союзникам будут лишь расти.
Ближний Восток не менее важен для США, которые десятилетиями успешно вели здесь нефтяной бизнес и корректировали "диктаторские режимы". Невозможно просто взять и вывести войска — безоружных бизнесменов на Востоке не уважают.
АТР и ЮВА
Способен ли Вашингтон ограничить свои интересы и военно-политическое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Юго-Восточной Азии (ЮВА)? Регулярные совместные учения Пентагона с Японией, Южной Кореей и другими странами свидетельствуют о расширении влияния.
Иначе и быть не может, ведь только на шельфе Южно-Китайского моря, по данным Минэнерго США, сосредоточены запасы в размере 5,4 млрд баррелей нефти и 55,1 трлн кубометров газа. Через коммуникации Южно-Китайского моря проходят 75 процентов поставок ближневосточной сырой нефти в АТР, ежегодный объем региональной "морской торговли" оценивается в 5 трлн. долларов, из которых 1,2 трлн. долларов приходятся на торговлю с США.
Ранее доктор геополитических наук Университета Париж-8 (Université Paris-VIII) Пьер Пикар отмечал: "Политический курс Трампа — заключать соглашения с крупными державами, включая Китай и Россию, и договариваться с их лидерами, чтобы разделить между собой геополитические роли, а также обеспечить спокойствие американцев при новом мировом балансе. При такой политике гораздо меньший риск конфликтов".
Таким образом, при всей неординарности Дональда Трампа, экономические интересы США и долгосрочная стратегия "расширенного сдерживания" не позволят 45-му президенту США существенно изменить военно-политические основы американского могущества.