Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"
Дынин, "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"
Директор пионерлагеря Дынин из культовой комедии Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" стал первой большой работой Евстигнеева в кино. Его герой одновременно гротескный и реалистичный, добродушный и строгий. Самоуверенный бюрократ, которого дети боятся и презирают. Фильм вышел в 1964 году и сделал Евстигнеева одним из самых востребованных исполнителей характерных ролей. Еще бы, ведь миллионы зрителей не могли сдержать улыбку, слыша ставшую крылатой фразу: "Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка".
Даже в совсем крошечных ролях Евстигнеев умел вывести удивительно правдоподобный, детально проработанный образ.
Так было и с легендарным фильмом Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". Казалось бы, Смоктуновский и Ефремов безраздельно владели зрительским вниманием все полтора часа экранного времени, но именно появившийся на 2 минуты Евстигнеев в роли режиссера народного театра подарил нам еще одну нетленную фразу: "Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?"
Как нигде психологически тонко Евстигнеев продемонстрировал свой комедийный талант в первой экранизации романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок". Режиссер Михаил Швейцер сильно рисковал, ставя свой двухсерийный черно-белый фильм по одному из самых популярных классических романов советского времени. Но с таким актерским составом было бы странно, если бы фильм не имел успеха. Блистательный дуэт Сергея Юрского в роли гениального афериста Остапа Бендера и Евгения Евстигнеева, перевоплотившегося в его новую жертву, подпольного миллионера Корейко, никого не оставил равнодушным.
Еще один творческий союз у Евстигнеева сложился с режиссером Эльдаром Рязановым. После "Берегись автомобиля" они вместе работали над картиной "Старики-разбойники". Несмотря на то, что сам фильм считается не самым удачным в карьере Рязанова, созданный им тандем Никулин-Евстигнеев — классика отечественной комедии. Образы двух пенсионером, которые идут на "преступление века", чтобы доказать себе и обществу, что их рано списывать со счетов, получились не столько смешными, сколько невероятно трогательными. Евстигнеев же здесь виртуозно играет мимикой и жестами, что впоследствии не раз пригодится ему в других ролях.
Перед успешными комедийными актерами часто встает вопрос, как выйти из любимого зрителем амплуа, не потеряв в качестве игры. Евстигнеев рискнул и не прогадал. Его трагикомические, а затем и лирические роли были приняты аудиторией на "ура". Чего только стоит "азартный Парамоша" из фильма Владимира Наумова "Бег". Лента сама по себе уникальная — экранизация произведений Булгакова в 1970 году казалась гимном белогвардейщине, но каким-то чудом вышла на экраны, а сцена игры в карты между Евстигнеевым и Ульяновым очередная веха в творческом пути актера.
Вернер Плейшнер, "Семнадцать мгновений весны"
Широте диапазона игры Евтигнеева позавидовали бы многие современные актеры. Еще одна грань его таланта раскрылась в роли скромного профессора Плейшнера в культовом многосерийном телефильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Герой Евстигнеева переживает колоссальный эмоциональный скачок — от эйфории выхода на свободу до осознания полного провала своей миссии и неизбежности смерти. Актер сыграл эту трансформацию так психологически точно и правдиво, что зрители сопереживали Плейшнеру не меньше, чем Штирлицу.
Петр Ручников, "Место встречи изменить нельзя"
Роль в еще одном великолепном советском сериале "Место встречи изменить нельзя" добавила в копилку Евстигнеева образ вора в законе. От рассеянности и душевных терзаний профессора Плейшнера не осталось и следа. Перед нами солидный, самоуверенный воротила. Даже оказавшись загнанным в угол, "Ручечник" не показывает свою слабость. В его вызывающем "Указ 7-8 шьешь, начальник?" больше презрения к закону в лице Владимира Высоцкого, чем страха.
Звездочёт, "Про Красную шапочку"
Музыкальную двухсерийную телесказку Леонида Нечаева полюбили и взрослые, и совсем юные зрители. Не в последнюю очередь благодаря актерскому, и что еще важнее, вокальному дуэту Евгения Евстигнеева и Рины Зеленой. Добрый и смешной Звездочёт, распевающий о том, что "там высоко-высоко кто-то пролил молоко" — одно из самых приятных воспоминаний для поколений российских детей.
Алексей Иванович Беглов, "Зимний вечер в Гаграх"
Одна из немногих главных ролей Евстигнеева, и возможно, самая жизненная, — Алексей Беглов из музыкальной драмы Карена Шахназарова "Зимный вечер в Гаграх". Здесь Евстигнеев не только поет, но и блестяще бьет чечетку. Образ актера может показаться непривычно ровным и обыденным, здесь нет надрывного драматизма, и всё же переживания Беглова трогают до глубины души. Все его проблемы — от упущенного дивана мечты и неудач на работе до распавшегося брака и потерянных отношений с дочерью — понятны любому, даже бесконечно далекому от танцевального искусства человеку.
Профессор Преображенский, "Собачье сердце"
Роль, с которой Евстигнеев ассоциируется, пожалуй, у большинства зрителей — профессор Преображенский из еще одной булгаковской экранизации. "Собачье сердце" режиссера Владимира Бортко моментально стало хитом. Фильм давно разобрали на цитаты, и уже сложно представить, что главную роль мог сыграть кто-то другой. Между тем на нее пробовались и Михаил Ульянов, и Леонид Броневой, и Юрий Яковлев. Однако, думаю, никто сегодня не усомнится в правильности режиссерского выбора, ведь сыграть еще ближе к оригиналу, кажется, просто невозможно.