Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
МВФ сообщил в понедельник, что не собирается рассматривать украинский вопрос до конца августа. Это значит, что до конца текущего года Киев не может рассчитывать на возобновление кредитования со стороны Фонда.
С тех пор формулировка "пока не собираемся рассматривать украинский вопрос" полностью исчерпывает отношения Киева и МВФ, повторяясь с завидной регулярностью из месяца в месяц, из года в год.
Претензии МВФ к Украине
Фонд выдвигает Украине несколько претензий.
Во-первых, Киев никак не достигнет согласованных с МВФ макроэкономических показателей. Эта претензия была главной в 2015 году и уже тогда свидетельствовала о том, что Фонд просто не хочет давать деньги и ищет благовидный предлог.
Это подтверждается тем, что, во-вторых, МВФ сообщил Украине, что не может её кредитовать пока не разрешён вопрос с долгом России. Те самые три миллиарда долларов, которые Киев не желает отдавать. При этом мы помним, что МВФ во 2015 году изменил правила и разрешил себе кредитовать дефолтные страны (именно под ситуацию на Украине). Там были оговорки о необходимости предпринять добросовестные попытки договориться с кредитором. Но все прекрасно понимают, что пожелай МВФ продолжить кредитование Украины — и любые её заявления по долгу были бы признаны такими "добросовестными попытками".
Между тем, Фонд чётко привязал ситуацию к решению Лондонского суда, которое будет не скоро. Да Россия суд и не торопит. Ведь сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда не так Москва заинтересована побыстрее процесс выиграть, как Киев должен быть заинтересован поскорее его проиграть.
Ведь как только суд примет решение в пользу России, Киев получит возможность сказать, что решение есть, а денег нет, и обратиться к МВФ с просьбой возобновить кредитование, поскольку ситуация с долгом определилась, а чтобы "добросовестно договориться" с Москвой, Киеву нужны займы.
В-третьих, МВФ уже начал страховаться и на тот случай, если Украина сможет решить проблему с тремя миллиардами, которые должна России. В июле 2016 года МВФ публично обвинил Украину в выпуске ничем не обеспеченных государственных ценных бумаг для фондового рынка, то есть в мошенничестве.
В общем, чиновники Фонда подстраховались на все случаи жизни. Но не удивлюсь, если они найдут и четвёртую, и пятую причину не давать Украине денег.
Успеть вовремя соскочить
Украинское правительство (тогда ещё премьером был Арсений Яценюк) в прошлом году заявляло, что кредит МВФ должен поступить на Украину не позже февраля 2016 года, иначе государство может не устоять. Но сейчас впору вести речь о феврале 2017 года. Но и тогда, впрочем, денег тоже не будет.
Это означает, что как МВФ, так и имеющие на него определяющее влияние США давно списали Украину со счетов и сняли с довольствия.
Похоже, что, в отличие от прочих украинских политиков, Яценюк это понял, поскольку уже 14 апреля 2016 года ушёл в отставку с поста премьера, за который до этого судорожно цеплялся, и покинул территорию Украины.
С конца февраля, когда был исчерпан лимит времени, в течение которого, как считало правительство Яценюка, кредит МВФ ещё может позволить Украине избежать нерешаемых проблем, прошло всего полтора месяца. Фактически Яценюк "катапультировался", как только стало ясно, что "самолёт" спасать не планируется.
Печатный станок как панацея
Большинство украинских политиков, однако, оказались слишком наивными или слишком жадными. Они ещё надеются на чудо (США спасут) и не могут преодолеть желание дограбить недограбленное. Поэтому они периодически высказывают оптимизм в отношении возобновления сотрудничества с МВФ, но это не отменяет необходимости каким-то образом выживать без внешних заимствований.
Это не так сложно, как кажется. Например, Сомали как минимум последние 25 лет никаких кредитов не получает. Не дают денег Зимбабве. Сама Украина в 1992-1993 годах также практически не имела доступа к внешним займам.
Способ выживания всегда используется один и тот же. Рано или поздно правительство начинает печатать столько национальной валюты, сколько ему необходимо для выполнения внутренних обязательств (зарплаты, пенсии и т.д.). Внешние финансовые обязательства, для выполнения которых нужна свободно конвертируемая валюта или драгоценные металлы, по исчерпанию золотовалютных резервов игнорируются.
В ожидании парада суверенитетов
Для Украины ничего нового. Страна и так практически живёт в описанном режиме. Только остатки ресурса (а в 2014-м — первой половине 2015 года и внешние займы) ещё позволяли центральной власти сохранять контроль над территориями. Причём обеспечивался он в основном за счёт полицейского террора и вооружённой силы.
Проблема в том, что, по мере исчерпания финансово-экономической базы режима военным, полицейским и "добровольческим" формированиям, становится всё менее интересно служить режиму. Они переходят на самообеспечение, в том числе (и даже в первую очередь) и за счёт представителей режима.
Какое-то время без настоящих денег, на валютных суррогатах протянуть можно. Если есть возможность относительно быстро (максимум за год-два) исправить ситуацию, то это даже выход.
Но если печатный станок становится единственным источником пополнения бюджета и нет никаких оснований считать, что ситуация изменится в обозримом будущем, то распад становится неизбежным, а попытка силового удержания ситуации ведёт только к более разрушительному взрыву.
Украине надеяться не на что. Денег ей не дадут. Экономика уже разрушена. Бесконтрольного оружия в руках у незаконных вооружённых формирований в стране больше, чем в Сомали.
Власть мало того что непопулярна, даже ненавистна большинству населения (независимо от политической ориентации), она ещё и расколота. Внутри власти идёт все менее скрываемая борьба всех со всеми. Новые грабительские тарифы отбрасывают за черту бедности 90% населения.
Единственное спасение в массированном внешнем кредитовании. Но денег никто не даст. Финиш.