Владимир Лепехин
В переводе с дипломатического языка на политический, его слова означают стремление США нарастить масштабы военного присутствия в Ливии, и борьба с террористами здесь – не более чем повод.
Вопрос: зачем Пентагон намерен активизировать свои действия в Ливии, если известно, что, например, в Сирии действия антитеррористической коалиции во главе США фактически зашли в тупик?
Бомбежки в Ливии – компенсация за неудачи в Сирии
Самое простое объяснение мотиваций наращивания Госдепом военного присутствия в Ливии – стремление компенсировать свои неудачи в Сирии.
Действительно, ситуация, при которой Госдеп и Пентагон объясняют избирателям, что американские войска борются в Сирии с террористами ИГ и других террористических группировок — при том, что связь боевиков ИГ с американским истэблишментом уже очевидна, — становится все более двусмысленной.
Реальных результатов борьбы Пентагона и НАТО с террористическими группировками на Ближнем Востоке не видно. Зато все громче звучит критика в адрес Госдепа: американские ВВС все чаще наносят авиаудары по мирным кварталам.
Не далее как в минувший вторник заместитель постоянного представителя России при ООН Евгений Загайнов назвал ситуацию в Сирии удручающей, поскольку лишь за последние недели от авиаударов США погибли десятки мирных жителей, включая женщин и детей.
В Ливии нет сегодня российских ВКС и каких-либо иных альтернативных формирующемуся проамериканскому режиму сил (вроде курдов или Хезболлы в Сирии), нет в ней и альтернативных СМИ. Следовательно, здесь никто не может опровергнуть заверения представителей Пентагона о том, что Госдеп и лично Обама делают все возможное для борьбы с международным терроризмом.
Ливия, таким образом, становится идеальной площадкой для демонстрации неких "успехов" нынешнего американского руководства без какого-либо риска для его репутации, а также одним из важнейших элементов избирательной кампании демократов.
Замечу, что решение увеличить присутствие американских ВВС в Ливии последовало после того, как Белый дом получил соответствующие рекомендации от министра обороны США Эштона Картера.
В бомбежках Ливии заинтересованы и нефтяные магнаты
В рамках начавшейся рекламной кампании демократов США американскому обывателю будут много рассказывать (и уже рассказывают) про ливийский город Сирт, где якобы окопались тысячи представителей террористической группировки "Исламское государство". Более того, американского обывателя будут убеждать в том, что Сирия – это ерунда по сравнению с Ливией, где как бы и решается судьба Ближнего Востока.
Обывателя будут убеждать в том, что Россия бомбит в Сирии не террористов, а мирных жителей — для того, чтобы "поддерживать их поток в Европу". Будут убеждать, что большая часть террористов перебралась-де в Ливию, где с ними ведут теперь "бескомпромиссную" борьбу американские ВВС.
Впрочем, в активизации действий американских военных в Ливии имеются и другие мотивы.
Так вот, рост интенсивности авиаударов американских ВВС по Ливии по боевикам произошел сразу же после заявления Ливийского правительства о предстоящем открытии нефтяных терминалов "Нефтяного полумесяца Ливии", которые прекратили работу в декабре 2014 года. Что вряд ли можно назвать случайным совпадением.
В настоящий момент Ливия является ареной ожесточенного противостояния между различными местными группировками и так называемым "правительством национального согласия" (поддерживаемого Госдепом), которое находится в столице страны Триполи, но в реальности контролирует лишь её небольшую, западную часть.
Госдеп поддерживает созданное при его самом активном участии "правительство", дабы через него контролировать ситуацию в столице и морских портах страны, где расположены нефтяные терминалы. Соответственно, и правительство, и терминалы требуют защиты от конкурентов, которых Пентагон чохом записал в террористы.
В отличие от США, Россия поддерживает в Ливии именно парламент, считая его куда более легитимным органом власти. Вот почему после того, как Барак Обама одобрил удары американских ВВС по Сирту, МИД РФ распространил заявление, в котором указал, что "борьба с террористической группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ) должна вестись в строгом соответствии с международным правом".
Более того, в настоящее время в Ливии сформирована парламентская делегация, которая намерена посетить Москву для соответствующих консультаций.
В авиаударах по Ливии заинтересованы и оружейные магнаты
Свои дивиденды от наращивания военного присутствия США в Ливии хотя получить и оружейные магнаты, также спонсирующие избирательную кампанию Клинтон. И об этом говорят сегодня не только зарубежные эксперты.
Так, еще 16 мая госсекретарь США Джон Керри в рамках венской конференции по ситуации в Ливии заявил, что действующее с 2011 года в отношении Ливии оружейное эмбарго не является препятствием для поставок оружия правительству, признанному международным сообществом.
В свою очередь, например, редактор информационного портала Pan-African News Wire Абайоми Азикиве считает, что поставки американского оружия "правительству национального согласия" не только не решат проблемы Ливии, но, напротив, усугубят их. Об этом же заявила на днях в интервью RT и сооснователь антивоенного движения Code Pink Медея Бенджамин.
Действительно, однажды уничтоженная Ливия может быть уничтожена во второй раз, после чего она наверняка станет еще одним плацдармом "Исламского государства" — как разрушенные Ирак и Сирия.
"Не думаю, что поставляя Ливии вооружение, можно принести в эту страну стабильность. Именно Соединённые Штаты и создали все условия для подъёма "Исламского государства" — сперва в Ираке, потом в Сирии, а теперь и в Ливии, где очень сильно сказывается политический вакуум, существующий в стране", — отмечает Абайоми Азикиве.
Действительно, в рамках глобальной стратегии США, которая требует расширения военного присутствия – неважно по какому поводу – в странах, обладающих стратегическим положением или серьезными ресурсами, Пентагон, Госдепа и ведущие транснациональные корпорации меньше всего думают о сохранении чьей-либо государственности или процветании народов.
В конечном счете, администрация Барака Обамы в данный конкретный момент времени торопится набрать лоббистских заказов, чтобы успеть реализовать их до окончания президентских выборов в США. Так что активизация авиаударов, а также деятельности тех или иных террористических групп в Ливии, Ираке, Сирии, Афганистане и т.п. – следствие именно этих заказов. Таков американский бизнес – ничего личного.