Почему на главных телеканалах не было сюжетов о няне-убийце

Расследование убийства ребенка в Москве (93)
О том, как жуткая новость об убийстве ребенка не попала в основные новостные телепрограммы, а также о том, как соцсети формируют информационную повестку СМИ и что из этого порой получается, рассказывает Анастасия Мельникова.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Жуткая история о няне, обезглавившей тяжелобольную воспитанницу, стала одной из самых обсуждаемых в соцсетях и многих СМИ. В последний день февраля 38-летняя Гюльчехра Бобокулова подожгла квартиру, в которой жила и работала няней. Затем, положив голову девочки в сумку, пошла к метро "Октябрьское поле", более получаса бегала у входа на станцию, угрожая взорвать себя, и в результате была задержана полицейскими (один из них повалил женщину на землю, буквально накрыв ее своим телом).

Позже выяснилось, что никаких взрывчатых веществ при ней не было, только голова ребенка. Ужас и шок, конечно.

Сотрудник полиции у дома на улице Народного ополчения в Москве, в котором няня, подозреваемая в убийстве 4-летнего ребенка, совершила поджог квартиры
Шокирующее убийство ребенка в Москве: под подозрением няня
Новость прошла на многих известных сайтах и в некоторых телепрограммах, но на основных федеральных каналах ничего об этом страшном убийстве сказано не было. И этот факт обсуждали в соцсетях, пожалуй, не меньше, чем обстоятельства зверского преступления.

Развернулась полемика о том, могла или нет информация о явно психически нездоровой няне из Узбекистана спровоцировать всплеск ксенофобии; была ли это команда сверху или некое общее решение руководителей федеральных телеканалов; как отреагировали бы СМИ, если бы няня была не из Средней Азии, а из России, к примеру, или из Украины.

Полиция у метро Октябрьское поле в Москве
Песков: Кремль не запрещал показывать сюжет про убийство ребенка
Позже стало известно, что в Кремле поддержали решение некоторых телеканалов не рассказывать об этом страшном преступлении.

Дмитрий Песков фактически опроверг появившиеся в Интернете сообщения о том, что федеральным каналам из Кремля якобы поступила рекомендация не давать эти новости в эфир. "Это не так. Это сами каналы не стали показывать сумасшедших. Но мы их поддерживаем", — сказал Песков.

Маньяки есть повсюду, не только в Москве

Обсуждать работу коллег всегда чревато обвинениями в нарушении даже не корпоративной — профессиональной этики. Поэтому попробую объяснить все на фактах и с учетом собственного опыта работы на трех крупных российских телеканалах.

Но следующие несколько абзацев текста все-таки порекомендую пропустить впечатлительным читателям: там примерно такая же по силе воздействия информация, как в новости от 29 февраля про обезглавленного ребенка.

Во Владивостоке жертвами 31-летнего рецидивиста стали родители, а также его гражданская супруга со своим сыном. Погибшим были нанесены множественные колото-резаные раны, женщине преступник практически отрезал голову, а мужчине — вырезал половые органы. Кроме того, у потерпевших были выколоты глаза. 

24 февраля в Челябинске вынесен приговор двум девушкам и их сообщнику, зверски убившим школьницу. Они втроем нанесли 14-летней девочке более 70 ножевых ранений, а позже глумились над трупом. 

Автомобиль Следственного комитета РФ. Архивное фото
СК подозревает пять человек в изнасиловании женщины в центре Москвы
В Перми задержан ревнивец, зарезавший 28-летнюю женщину на глазах у ее малолетнего сына. Она несколько часов умирала в запертой преступником квартире, мальчик сумел вызвать скорую, но было поздно.

22 февраля в центре Москвы пятеро мужчин, вооруженных арматурой, по данным следствия, изнасиловали в подвале жилого дома 49-летнюю женщину. Все задержанные — уроженцы Киргизии.

19 февраля краевой суд вынес приговор "камчатскому Чикатило" Владимиру Тушинскому. Он обвинялся в убийстве пяти девочек и молодых женщин, а также в сексуальном насилии над собственной падчерицей.

Это лишь немногие из жутких криминальных новостей за последнее время. Их не обсуждали навзрыд в соцсетях по всей России и за рубежом, никто не проводил подробные исследования на тему — как эти и другие подобные новости о сумасшедших маньяках-преступниках освещались федеральными СМИ, никто не возмущался, почему не увидел большие репортажи об этом в вечерних выпусках главных телеканалов страны.

"Тут помню — тут не помню"

То есть здесь видим, там не видим. Московскую новость об обезглавленной девочке обсуждаем второй день (и это, повторюсь, безусловно, шок и ужас, внимание к этому убийству, да еще совершенному женщиной, кричавшей "Я террористка! Аллах акбар!", объяснимо), а про семью с выколотыми глазами во Владивостоке многие даже не слышали. Тут помню — тут не помню.

А помните историю с утонувшим сирийским мальчиком? После публикации фото погибшего в Средиземном море трехлетнего ребенка соцсети и СМИ вдруг взрываются в негодовании и скорби. В Европе набирают силу антимигрантские и антимусульманские настроения, одновременно — соцсети полны сочувствия беженцам, рискующим жизнью во имя надежды на лучшую жизнь. При этом африканцы или сирийцы, убежавшие от войны и нищеты, преодолевшие сотни километров по суше, чуть ли не еженедельно погибали в Средиземном море, не доплыв до берегов Греции или Италии, по нескольку тысяч человек в год.

Но именно фото малыша Айлана Курди с хештэгом #KiyiyaVuranInsanlik стало катализатором сотен тысяч интернет-постов о тяжелой доле мигрантов.

Цветы, свечи и игрушки у "Октябрьского поля" и возле дома убитой девочки

В Москве появились уже два мемориала в память о зверски убитой девочке-инвалиде — около подъезда ее дома и у метро "Октябрьское поле". Десятки, сотни москвичей приносят цветы, игрушки, свечи.

Прохожие у дома на улице Народного ополчения в Москве, в котором няня, подозреваемая в убийстве 4-летнего ребенка, совершила поджог квартиры
Мемориал из игрушек появился под окнами дома убитой девочки в Москве
Естественно, эта жуткая история шокировала, возмутила, расстроила, наверное, всех, кто об этом узнал. И, безусловно, было немало споров о том, почему федеральные телеканалы фактически проигнорировали эту новость.

Перестраховались? Не хотели нагнетать? Там, конечно, используя известный интернет-мем от "дочери офицера" — все не так однозначно.

Да, можно было подать эту новость, как говорят на тв — строго информационно, безо всяких нагнетаний, бесконечных "прямых включений", мнений и домыслов неназванных друзей семьи или соседей (как это подали некоторые печатные СМИ).

Можно было подчеркнуть в интервью экспертов, что няня явно имеет психологические проблемы, что, если бы она была террористка, это была бы совсем другая история (вспомним террористку-смертницу, пытавшуюся взорвать в июле 2003 года ресторан "Имбирь" в центре Москвы).

Можно было дать эту новость в криминальных, городских или не прайм-таймовых выпусках. Но вот в этот раз сделали так (точнее, не сделали).

И эту позицию, кстати, многие приняли и поняли: смотреть вечером по главным каналам репортажи о чудовищном убийстве, безусловно, было бы как минимум тяжело.

Но история о том, что соцсети периодически диктуют информационную повестку СМИ, что некоторые новости вдруг разлетаются под сетевой вирусной атакой, в этот раз точно имела место. В любом случае, кто захотел — тот все узнал, кому трудно дается восприятие таких сюжетов — просто не стал кликать дальше ярких заголовков.

А о том, почему главные телеканалы не предоставили своим зрителям информацию об этом инциденте, лучше все-таки спросить у тех, кто ответственен за принятие подобных решений.

На сайте РИА Новости информация о зверском убийстве четырехлетней девочки в Москве, а также мнения экспертов, правозащитников, чиновников появляются по мере поступления новых деталей и обстоятельств случившегося. Подробности — здесь.

Мнение
Обсуждение
30 пользователей оставили 36 комментариев
  • То-же самое, когда в ответ на теракт во французской редакции, устроили международный марш мира. И это при том, что в азиатских и африканских странах, подобные террористические акты, чуть ли не повседневность. И на них никто не обращает внимания. Поразительно? Или нет?
    20:25
    01.03.2016
  • Мельникова, похоже, исполняет квоту Госдепа на демонстрацию негатива о России?!
    21:14
    01.03.2016
  • Вы голубчик перегнули палку своим утверждением о том, что в что в азиатских и африканских странах, подобные террористические акты, чуть ли не повседневность. На ближнем востоке да, там идет война. Касательно убийства ребенка, то больно уж смахивает на провокацию, рассчитанную на то, что б коренные жители РФ устроили суд Линча над всеми кто одет в паранджу
    06:41
    02.03.2016
  • У события был игиловский оттенок. Освещать такое - особые правила
    07:24
    02.03.2016
  • Автор статьи лукавит.
    "смотреть вечером по главным каналам репортажи о чудовищном убийстве, безусловно, было бы как минимум тяжело."
    Центральные каналы не стеснялись озвучивать непроверенную информацию (как позже выяснилось, фальшивую) про зверски распятого мальчика. Не постеснялись и найти виновных (и обвинить власти в бездействии) в случае, когда в Германии 13-летняя девочка (я правда так и не смог разобраться, имела она российское гражданство или русской/россиянкой её называли только по этнониму) была изнасилована толпой мигрантов. Так что "тут вижу, там не вижу" нужно применять и к отечественным центральным каналам тоже.
    Я поддерживаю мнение о том, что не надо показывать репортажи о таких убийствах, но тогда давайте действительно не будем показывать такие репортажи. Пока что вся ситуация выглядит как нарочное разжигание межнациональной розни к избранным государствам. Впрочем, у этих самых избранных для ненависти государств часто такая же внутренняя политика по розжигу ненависти к России.
    И еще один момент, повторю цитату "смотреть вечером по главным каналам репортажи о чудовищном убийстве, безусловно, было бы как минимум тяжело.". А почему, собственно, никого не смущает, когда такие вот убийства обыгрываются в ментовских сериалах, которые прочно укрепились на нашем телевидении? Единственное, что неприкосновенно - это дети и религия. Остальной чернухой крутят как хотят.
    08:48
    02.03.2016
  • Вопрос:Зачем нужны СМИ?
    Ответ: Для предоставления достоверной информации, которая волнует и затрагивает общественность(население региона или страны).
    Вывод: Гос каналы не сочли нужным своевременно информировать население о случившемся, значит достоверная Информация только в Интернете. 10лет назад никто и не услышал бы о случившемся.
    10:52
    02.03.2016
  • Юрий Ссср, о, у нас много чего утаивают, это бессомнения! Если смотреть наше тв, то понимаешь, что живёшь в убогой стране, где чиновники продажны, где бюджет разворовали, суды сажают не тех, армия бомбит мирных жителей в чужой стране, а наши мирные жители совсем не мирные, а сплош убийцы, алкаши, сумасшедшие и деграданты.
    Зато ничего не говорят про тех, кто создаёт что-то положительное - талантливых фермеров и учителей, мастеров и рабочих, врачей, которые ежедневно спасают людей... Про это сюжеты очень редки, да и в инете позитивные статьи редки.
    Нас приучили к негативу, мы ведь даже не скрываем уже, как рады бываем, когда "у соседа корова сдохла".
    Человек по натуре существо жестокое и психологически очень восприимчивое. Давно уже пора обратить внимание на то, сколько "чернухи" льётся в наших СМИ, сколько вульгарных шоу показывают по телевидению. Всё это закладывается в детях и влияет на уже взрослых людей. Увы, сейчас ушло понимание, что всё это тоже суть воспитательный процесс, формирующий вкус и модель поведения.
    10:56
    02.03.2016
  • А о том, почему главные телеканалы не предоставили своим зрителям информацию об этом инциденте, лучше все-таки спросить у тех, кто ответственен за принятие подобных решений.

    РИА Новости ria.ru/analytics/20160301/1382584193.html#ixzz41jOtYGck

    Пусть журналисты и спросят у них. Вообще сердит, значит террористов в Сирии - которые режут головы и жгут людей, и прикрываются живым щитом из людей можно рассказывать и органами торгуют можно знать. Хотите не напугать, не разжечь... Есть реальность - ее надо отображать и сомневаюсь, что женщина психованная - проверили бы ее счета и тайники - все - межнациональная неприязнь может и покупаться.
    11:21
    02.03.2016
  • В любом случае показывать информацию о происшествиях необходимо. А то нет насилия, прикрыть все, нет суицида, прикрыть, нет катастроф - вдруг чиновника посадят, в тихушу...не сообщать, вдруг коррупционеров разоблачат.... Работать надо, а не прикрывать от людей информацию. Должны/не должны знать. Мы должны знать всё - законы, налоги, зарплаты чиновников, свои рабочие обязанности, правила дорожного движения, обязанности президента и так же что происходит в нашей стране и вокруг. Ишь тайны из происшествий выделывать, накомандовались не там где надо.
    11:23
    02.03.2016
  • Да вот нужно освещать такие новости по ТВ. Без прямых включений и показа натуралистичных подробностей. Хотя бы потому, что если "явно психически нездорова няня", то получается, что в Россию могут беспрепятственно проникать и работать опасные шизофреники. Зачем тогда в ФМС почти 40 тысяч ее сотрудников и почему нет виз со Средней Азией? А если же она нормальна, что очень вероятно - она больше года работала в этой семье и с трудом верится, что все её члены не могли не заметить отклонений в поведении психически тяжелобольного человека, то получается, что отрезанная голова, хиджаб и крики "Аллах акбар" - не бред шизофренички. Значит ИГИЛ, о борьбе которым в Сирии мы так много слышим с тех же федеральных каналов, уже тут, рядом.
    12:50
    02.03.2016
  • Вот и некто мельникова отметилась! Когда подобное читаешь на хохоло-сайтах, смеёшься. А вот когда эту "новость" подают, как "не предоставление информации зрителям", да ещё напевая про какие-то "мнения экспертов, правозащитников, чиновников"... А не пошла бы ты, мельникова?!
    13:05
    02.03.2016
  • Vitaly Kartashov, согласен с вами, аккуратнее надо обращаться с явно провокационными темами и параллелями. Здесь случай совершенно исключительный. Если по сути, то могут возникнуть вопросы и к родителям. Если по информационной политике, то хватит кормить народ чернухой и порнухой (это вредно для психического здоровья любого нормального человека).
    14:28
    02.03.2016
  • Вячеслав Горячев, гм.. :)
    мне меньше всего хочется видеть расчленёнку и гуро в федеральных новостях. меня просто бесит несправедливость когда у наших друзей в европах и америках творится чёр-те что с детьми, а у нас как будто- бы ничего и не происходит..
    всё что я хочу от наших журнализдов, так это обьективности
    14:29
    02.03.2016
  • Елена Уразова, это вы из какой страны пишете: "армия бомбит мирных жителей в чужой стране"? Впрочем, по украинской пословице про корову несложно догадаться...
    14:30
    02.03.2016
  • Саша . в ответ пользователю Species One(показатьскрыть)
    Species One,
    подписываюсь под каждым словом! браво!!!
    14:33
    02.03.2016
  • Забастовку дальнобойщиков центровые сми тоже не освещали, а там голов не резали. Цензура однако.
    17:05
    02.03.2016
  • Анастасия Мельникова,а какое Вам собственно дело что Центральные каналы не все освещали этой жути.Для чего это все надо нам людям, мы и так почти каждый день видим,слышим и читаем один негатив.А вам по ходу делать больше нечего или вы выполняете чей то заказ?Чего вы хотите и сами не знаете.Пишите лучше о природе,птичках и о всем позитивном.
    18:12
    02.03.2016
  • Зачем такие новости вообще распускать по всему СМИ и Интернету? Что, хороших новостей совсем нету?
    19:11
    02.03.2016
  • Зато про "распятого в Славянске (Украина) мальчика" , которого в реальности не было, показали почти все каналы, да ещё со всеми выдуманными подробностями. Чистая политика и пропаганда и никакой этики.
    20:47
    02.03.2016
  • ну и что я не понял в статье приведены факты зверских убийств ,типа почему такое внимание к девочки а остальные прошли не заметно,... вы лучше покажите что каждая из этих тварей получила такое наказание,чтоб даже под кайфом у маньяка рука б не поднялась в следующий раз .
    22:09
    02.03.2016
  • Вчера, проходя мимо телевизора, слышал как ведущая говорила об этой новости.
    12:17
    03.03.2016
  • Власть врет и автор статьи пишет предвзято, именно из кремля поступают четкие указания по поводу освещения таких вещей, было ли указание после этого ужасного события или есть уже готовый регламент от кремля, как действовать в таких ситуациях, главное то, что СМИ попытались замолчать и делали это очевидно в угоду текущей власти. Людей пытаются же обдурить и скрыть от них истинные проблемы. Самое интересное начинают с умным лицом передергивать и рассказывать, такие вещи как, что вы тут всполошились у нас в России таких убийств полно, а вам вот интересно стало это... какие вы плохие грозят нам пальчиком, пытаясь подсунуть тему, что убийца была ненормальная и никакой национальной и религиозной подоплеки в ее действиях не было, сравнивая ее с маньяком. Хотелось бы задать Пескову вопрос, вы действительно думаете мы настолько глупы? Убийца выражала четкую позицию и угрожала всему русскому народу! Замечу не россиянам, а русскому народу!!!
    01:55
    04.03.2016





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.