Это точно 2016-й? Почему посетители вынесли двери на выставку Серова

Выставка Серова в Москве (21)
/
Выломанные двери и огромные очереди на морозе. Это о последних днях работы выставки Валентина Серова в филиале Третьяковской галереи. Анна Кочарова размышляет о причинах небывалого ажиотажа вокруг экспозиции, которая закрывается в эти выходные.

Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"

Три этажа и 250 произведений, работы из 25 российских музеев, а также 4 зарубежных музеев и частных коллекций. В том, что открывшаяся в филиале Третьяковки на Крымском валу 7 октября 2015 года выставка к 150-летию со дня рождения художника Валентина Серова будет огромной, тщательно проработанной и интересной, сомневаться не приходилось.

Но то, что экспозиция вызовет такой ажиотаж, вряд ли можно было предвидеть. Самое последнее и невероятное — новость о том, что желающие попасть на выставку по электронным билетам, купленным заранее, устроили потасовку и выломали дверь. Казалось бы, сообщение совсем не из музейной жизни.

Центр притяжения

Публика, неизменно посещающая музеи и не пропускающая больших событий, потихоньку пошла на Серова еще осенью. Несмотря на несколько месяцев работы и "четверги допоздна", когда музей открыт до 9 вечера, число желающих не уменьшалось. Новогодние праздники и весь январь ознаменовались колоссальными очередями: сначала через парк Музеон на вход, потом в гардероб, а дальше — к каждой картине.

Очередь на выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения"

К моменту окончания новогодних праздников общее число посетителей перевалило за 370 тысяч человек. В январе, кстати, на выставке побывал и внук художника Григорий Серов, прилетел из Ливана, где родился и живет по сей день. На днях выяснилось, что и с купленными через интернет электронными билетами приходится стоять — еще одну очередь. После инцидента с дверью электронная продажа билетов была приостановлена.

Очередь на выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве

За последние годы здание филиала Галереи на Крымском валу стало постоянной площадкой для таких больших моновыставок. В 2010 году с успехом прошла выставка Исаака Левитана. Тогда администрация музея также была приятно удивлена огромным интересом к экспозиции — ее посмотрели 300 тысяч человек. Потом были Николай Ге, Константин Коровин, Наталья Гончарова и Вера Мухина, Александр Головин.

Руководству Третьяковки удалось сделать из огромного и неуютного помещения на Крымском валу центр притяжения. И это несмотря на то, что предшественница нынешнего директора Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфиры Трегуловой — Ирина Лебедева мечтала избавиться от этого здания, настаивая на строительстве отдельного филиала. Теперь можно точно сказать, что сюда привлекают публику именно выставки, а не музейное кафе и магазин, которые с трудом "вписали" в несуразный и вечно холодный зимой холл.

Ожившие картины

Я помню огромные очереди на Крымском валу, когда "хвосты" стояли на улице, а мимо картин можно было двигаться только в общем потоке. Но это было давно — во второй половине 1980-х годов, когда люди открывали для себя в полной мере творчество Аристарха Лентулова, Павла Филонова, Зинаиды Серебряковой. В годы больших открытий публике впервые показывали живопись этих художников. Тогда очереди и ажиотаж объяснялись просто.

Сегодня очереди на Серова могут вызвать недоумение: ведь его картины находятся в постоянных экспозициях Третьяковки и Русского музея, значительную часть работ нынешней выставки можно увидеть в экспозиции ГТГ. Почему же тогда такой небывалый ажиотаж?

Посетитель у картины "Портрет Княгини З.Н.Юсуповой, 1900-1902" на открытии выставки "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения"

Наверное, потому, что публика по-прежнему хочет знать. Ведь такая выставка — это результат огромной исследовательской работы, она представляет не просто картины, а эпоху — рассказ о каждом герое портрета, людях и лицах времени. Возможно, дело и в том, что зрители устали от современного концептуального искусства, которое, да, должно присутствовать в нашей жизни, но не должно вытеснять все остальное. Маятник качнулся в другую сторону — и классические полотна вновь привлекают внимание.

Ажиотаж, возможно, объясняется и тем, что знакомая по репродукциям в учебниках литературы "Девочка с персиками" вдруг заговорила. Пожалуй, впервые Третьяковская галерея провела замечательную, если так можно сказать, теплую и гостеприимную пиар-кампанию в соцсетях. За месяц до открытия выставки все уже активно обсуждали официальный видеотизер выставки, на котором ожившая героиня известного портрета Серова рассказывает историю создания этой работы. Ролик набрал, кстати, 190 тысяч просмотров.

Говорить на одном языке

Третьяковская галерея, как мне кажется, многие годы оставалась музеем, что называется, на дистанции. Здесь не было никогда такого известного и демократичного детского лектория, как в ГМИИ им.Пушкина, когда школьники, сидя на полу в залах, могут рисовать, обсуждать и размышлять. Годы ремонта основного здания обернулись целым поколением зрителей, которые попали в Третьяковку, уже будучи взрослыми. По личному опыту могу сказать: Пушкинский был для меня всегда "домом", куда можно было прийти в любимый зал, а Третьяковка — музеем, с его тишиной и строгими смотрительницами.

Не прибавили популярности администрации музея и неприятные инциденты. До сих пор у многих на слуху скандал, когда рядового школьного учителя выдворили из музея — он привел учеников на основную экспозицию в Лаврушинский и сам проводил экскурсию. Администрация тогда сослалась на то, что, не будучи официально экскурсоводом, он не имел права рассказывать.

Новый директор ГТГ — Зельфира Трегулова — возглавила музей почти год назад и уже смогла, судя по всему, сократить существовавшую дистанцию между музеем и зрителем. Говорят, что на днях на своей страничке в "Фейсбуке" она лично извинялась перед посетителями выставки Серова за то, что им приходится мерзнуть на улице в длинной очереди.

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова у картины "Портрет В.О.Гиршмана" на открытии выставки "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения"

А что касается сломанных дверей, то этот курьез, скорее, радует. Я и сама когда-то с однокурсниками взломала одну дверь в Московской консерватории — очень хотелось попасть на замечательный концерт, билетов не было, по студенческим не пускали. Дверь мы сломали, на концерт прошли. И, кажется, от этого приключения удовольствие и восторг были еще больше.

Мнение
Обсуждение
16 пользователей оставили 17 комментариев
  • Люблю мою страну! Ну где ещё увидишь таких чокнутых (в хорошем смысле этого слова) людей, которые в праздники, на холоде будут стоять в очереди в музей или галерею!
    Побольше бы таких новостей )))
    18:59
    22.01.2016
  • наелись стрелок и зверевых...глядишь, и читать книги начнём скоро...
    08:59
    23.01.2016
  • хоть какие-то позитивные события освещаются
    18:31
    22.01.2016
  • Люблю мою страну! Ну где ещё увидишь таких чокнутых (в хорошем смысле этого слова) людей, которые в праздники, на холоде будут стоять в очереди в музей или галерею!
    Побольше бы таких новостей )))
    18:59
    22.01.2016
  • "из огромного и неуютного помещения на Крымском валу"
    "Я и сама когда-то с однокурсниками взломала одну дверь в Московской консерватории"
    ==========
    Как можно стремиться к культуре, самому не становясь более культурным или даже просто культурным?
    И потом: для того, чтобы похвалить нового директора, вовсе не надо уничтожать старого.
    19:16
    22.01.2016
  • Вот это креатив - живые картины.
    22:41
    22.01.2016
  • Владимир Гребцов, Как можно стремиться к культуре
    ------------
    ну вообще, конечно, всякое бывает, но про некоторые свои подвиги лучше не вспоминать на людях ))
    00:14
    23.01.2016
  • наелись стрелок и зверевых...глядишь, и читать книги начнём скоро...
    08:59
    23.01.2016
  • Странное сочетание тяга к прекрасному и вандализм.
    10:39
    23.01.2016
  • В этом и заключается необыкновенность нашего замечательного российского человека! На нём держится и будет вечно стоять Россия!!!
    12:28
    23.01.2016
  • александр протасов, хорошо бы, а то опять попсу будут гнать всюду.
    14:00
    23.01.2016
  • Юлия из Сибири, так берегите, лелейте, холите Матушку! ...Ну, где еще такое возможно? Да, как всегда, с противоречиями /ну, дверь, неупорядоченность очереди/... Потрясен. Спасибо всем посетителям.За позитив и надежду.
    14:37
    23.01.2016
  • Владимиры гребцовы всегда не упускают возможности побрюзжать, не обращая внимания на суть материала. Автор права во всем, и замечательно, что ГТГ стала "ближе" к народу, что люди готовы стоять в очереди на морозе. А И. Лебедеву и ее предшественника на посту директора следовало бы не просто уволить, а отдать под суд. Поверьте, есть за что.
    20:46
    23.01.2016
  • --устроили потасовку и выломали дверь..."Голодные" эстеты страшная сила!
    06:15
    24.01.2016
  • Я ПОТРЯСЕН!!!Рад за москву.У нас пока еще люди не позволяют себе сильно заботится о высоком.
    06:22
    24.01.2016
  • КимХаНыль в ответ пользователю Avetlas(показатьскрыть)
    Avetlas, ...Странное сочетание...

    Ничего странного.

    Panem et circenses! - Хлеба и зрелищ! - ревела когда-то римская ТОЛПА, требуя от своих повелителей даровой пищи и бесплатных развлечений в награду за...
    Ну, а то, что это - классика, так ведь и толпа подвержена:
    tempora mutantur et nos mutamur in illls - времена меняются и мы меняемся с ними.

    А то, что они - именно толпа, подтверждают разбитые двери. Которые кулаками при всём старании не осилить.
    И к слову о Серябряковой. У меня иллюстрации (живу не в столицах) её работ (естественно, части) ещё 60-х годов... без взлома.
    16:54
    24.01.2016
  • Лучшая книга про Третьяковку, воспоминания его дочери. С описанием цены покупок каждой картины, Воспоминаниями, что "Три богатыря" Вачнецова, висели над диваном в столовой, а глаза кардинала, работы Брюллова , пугали детей в темном коридоре.
    01:12
    25.01.2016
  • Хорошо, что им не удалось превратить ЦДХ в Апельсие
    01:15
    25.01.2016
  • Что-ж там за облико-морале у организаторов выставки?
    Для многомиллионной Москвы время пожалели!
    13:09
    25.01.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.