Захар Виноградов, РИА Новости
Отвечая в четверг на вопрос корреспондента РИА Новости о продвижении в реализации Минских соглашений, президент Украины Петр Порошенко заявил, что ситуация не позволяет перейти к политическому этапу урегулирования.
Однако эксперты считают, что причина невыполнения Минских соглашений в 2015 году кроется в нежелании Киева реализовать свои обязательства. По их мнению, в нынешнем году Минские соглашения также могут быть сорваны, потому что Киеву невыгодно их выполнять.
Вопрос: Как вы думаете, примет ли украинский парламент необходимый для реализации Минских соглашений пакет законопроектов: об амнистии участников боевых действий в зоне конфликта; об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей; о проведении местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей?
Руслан Бортник, директор украинского Института анализа и менеджмента политики:
Команда украинского президента сейчас конвульсивно ищет выход из "минской западни" — делает попытки сменить формат диалога и текст договоренностей, который изначально стал поражением Порошенко. Поэтому звучат идеи "Женевы+", "миротворцев" и многое другое.
C формальной точки зрения — законы принять легче, нежели изменения в Конституцию. Для принятия законов необходимы 226 голосов депутатов Верховной рады, а для принятия изменений в Конституцию — 300. (Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также о децентрализации требуют внесения изменений в Конституцию — Ред.) При этом простое парламентское большинство у Порошенко есть, а конституционного — нет.
Но законы, регулирующие конкретные правовые отношения, более опасны с точки зрения политической дестабилизации, нежели уже "отыгранные" конституционные изменения, несущие только отсылочную норму на эти законы.
Поэтому сегодня президента и его команду беспокоят не столько законы и изменения в Конституцию, сколько поиск вариантов сохранения власти. Пока практически все сценарии развития событий негативны для Порошенко и его команды, поэтому они пытаются максимально затянуть паузу в надежде на смену внешней конъюнктуры.
Голоса в парламенте за Конституцию и законы есть, как минимум 320-350, но критическая их часть находится в руках Брюсселя и Вашингтона. И пока последние не найдут баланс с Россией, Порошенко будет напоминать игрока, которого насильно усадили за игровой стол, но не выдали на руки всех карт.
Олег Неменский, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований:
Уверен, ни о каком реальном выполнении условий Минских соглашений говорить не стоит. Задача Киева — заболтать весь процесс, при этом полностью его обессмыслить.
Вопрос: Почему, с вашей точки зрения, Минские соглашения не были реализованы в 2015 году и какие препятствия могут возникнуть при их реализации в ближайшее время?
Руслан Бортник:
Есть несколько причин.
Во-первых, война еще не принесла всех дивидендов (политических, экономических) ее организаторам и участникам. Во-вторых украинский кризис имеет доминирующую геополитическую составляющую, без разрешения которой, на фоне отсутствующих на Украине суверенных политических элит, он не может быть разрешен. В третьих, это сегментированность конфликта, имеющего на разных уровнях разный состав участников-игроков и отсутствие среди них явного победителя. Наконец, это разрушение или деградация международных организаций, всей системы обеспечения мира, сформированной после Второй мировой войны и могущей выступить арбитром в конфликте.
Реализации Минских соглашений в 2016 году препятствовать будет многое. Ключом к мирному урегулированию является смена элит, как минимум на Украине и Д/ЛНР, ведь люди, начинавшие войну, не смогут её завершить. Необходима демократизация непосредственных сторон конфликта — авторитарная Украина не способна реинтегрировать тоталитарный Донбасс.
Рейтинги президента падают, и параллельно с этим падает управляемость политической системой; обостряется конкуренция экономических групп за сокращающиеся ликвидные объекты экономики. Украина стоит на пороге завершения политического цикла "партий Майдана". Поэтому у команды президента и коалиции могут возникнуть объективные проблемы по реализации Минских соглашений.
Внутриукраинский конфликт элит как по линии "Майдан-Антимайдан", так и внутри президентской коалиции, помноженных на страх концентрации власти в руках Порошенко, делает вероятными разного рода непродуктивные сговоры против него, в том числе — в рамках реализации минских договоренностей. Реализация минских договоренностей вызовет активизацию правого радикализма, ведь 20-30% украинцев выступают за "войну до победного конца".
Олег Неменский:
Надо понимать, что Минские соглашения изначально не были формой компромисса, то есть такой моделью урегулирования конфликта, при которой всем плохо, но в целом терпимо, приемлемо. Они являлись именно способом заморозки (или, скорее, подморозки) конфликта, и эту функцию пока успешно выполняют.
Но перед Киевом по-прежнему есть задача имитации процесса их выполнения. Трудно сказать, наберётся ли 300 голосов на голосовании в Верховной раде по изменениям в Конституцию, но пока что их нет, и в целом для Киева это выгодная ситуация — можно сослаться на то, что выполнение Минских соглашений блокируется на уровне парламента, то есть через демократические процедуры.
И я сомневаюсь, что сейчас Вашингтон захочет радикально давить на Киев. Это скорее интерес европейских стран, но он на Украине не играет ключевой роли.