Как ЕС может адаптироваться к российскому доминированию

Флаги Евросоюза в Берлине. Архив
Как уже не раз бывало в нашей истории, ключи от Европы, а с ними и ключи от прекращения глобального конфликта находятся в Берлине и Париже, замечает Ростислав Ищенко.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования

В давние времена, которые ныне принято называть "лихие девяностые", команда Ельцина сделала несколько попыток интегрировать Россию в структуры Запада (ЕС и НАТО). Под разными предлогами Москве тогда было отказано. На деле западные политики и дипломаты неофициально, но не делая из этого тайны, объясняли, что "Россия слишком велика" для западных структур. Вашингтон и Брюссель опасались, что, оказавшись членом ЕС и НАТО, решения которых формально принимаются консенсусом, Россия сможет блокировать некоторые инициативы Запада и вообще поставит под вопрос лидерство США.

С моей точки зрения, данные опасения были ничем не обоснованы, люди, их выдвигавшие, были откровенно глупы, а последствия отказа России в интеграции в западные структуры оказались для Запада пагубны.

Хорошо, что отказались

На деле процесс приема в члены ЕС и НАТО обставляется таким количеством условий, требует соответствия такому количеству произвольно определяемых критериев и присоединения к сотням уже действующих правил и регламентов, что, только начав переговоры, Москва понесла бы серьезные внешнеполитические, внутриполитические и экономические издержки, а также подорвала бы собственную безопасность.

Принятие соответствующих стандартов нанесло бы такой удар по экономике в целом и оборонно-промышленному комплексу в частности, что к сегодняшнему дню даже наличие ядерного арсенала (если бы он еще нами контролировался) не спасло бы страну от статуса полуколонии, вполне сравнимого с болгарским, румынским или прибалтийским.

При этом голос России в НАТО или ЕС обладал бы таким же весом, как, например, голос Эстонии, а совокупности, составляющие балто-черноморскую дугу лимитрофы (блокирующие в интересах США российско-германские связи), обладали бы значительным перевесом в голосах над Москвой. Кстати, и Третий энергопакет пришлось бы имплементировать (как члену ЕС) и многие другие глупости пришлось бы совершать совместно с западными "друзьями и партнерами", компрометируя себя и своими руками уничтожая собственных потенциальных союзников. В общем, не было бы сейчас ни Евроазиатского союза, ни ШОС, а была бы Россия одним из десятков равноправных в своем бесправии европейских вассалов США.

Но, к счастью для нас, Запад прошел мимо данной возможности, отказавшись бесплатно (Россия еще и доплатить готова была) получить то, чего последние пятнадцать лет добивается потом, кровью и напряжением всех сил, которое уже перешло в перенапряжение.

Новоевропейские страны — главное бремя ЕС

Причем, если США еще испытывают иллюзию возможности победы, то ЕС уже как минимум два года понимает, что превратился из одного из охотников, планировавших делить добычу в жертву, которую будут делить.

И вот тут оказалось, что бременем для ЕС является не Россия, которая якобы могла "подорвать европейское и трансатлантическое единство", а та самая "новая" (Восточная) Европа лимитрофов, которых радостно набирали в Евросоюз начиная с 2004 года.

Франк-Вальтер и Ангела Меркель, архивное фото
Carnegie Europe: у Меркель не могут договориться насчет России
Именно по восточной границе Германии, Австрии и Италии прошел водораздел Европы на "старую", все еще готовую (хоть и не без проблем) менять друзей, защищая интересы, и "новую", которая, двигаясь в идеологическом и военно-политическом обозе США талдычит о неких особых "демократических" ценностях (в большинстве "новоевропейских" стран их днем с огнем не сыщешь).

В "новоевропейских" странах встречаются адекватные политики, например президенты Чехии Вацлав Клаус и Милош Земан, экс-премьер Словакии Владимир Мечьяр или действующий премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, но там нет адекватной политики. "Евро-атлантические" силы при поддержке США все равно медленно, но верно гнут свою линию, видя миссию своих стран в том, чтобы стать составной частью "санитарного кордона" между Россией и "старой Европой".

В принципе, такой подход "новоевропейцев" не удивителен. Ни на момент вступления, ни сейчас ни одно из этих государств (кроме, может быть, Чехии) не удовлетворяло даже минимальным требованиям ЕС. Они становились частью порочной схемы внутриевропейской колонизации, в рамках которой "старая Европа" освобождала "новоевропейцев" от собственной экономики, кроме сферы услуг и туризма, захватывая их рынки сбыта. А покупательная способность населения обеспечивалась кредитами той же "старой Европы" и МВФ. В результате "новоевропейцы" брали деньги у "старой Европы", чтобы отдать ей же в обмен на товары и остаться при этом должными.

В такой системе, "новая Европа" могла рассчитывать хотя бы на видимость политического равноправия со "старой" только опираясь на поддержку США. Именно поэтому "новоевропейцы", как правило, являются более проамериканскими, чем Госдеп, конгресс и ЦРУ, вместе взятые.

Какая часть Европы России ближе

Понятно, что с такой "новой Европой" у России не было, нет и не может быть согласия. Эти страны живут на подачки (политкорректно именуемые кредитами), следовательно, не имеют своих экономических интересов. Подачки им гарантированы до тех пор, пока они покорно следуют в фарватере внешней политики США. Следовательно, и их политическая самостоятельность невозможна.

Со "старой Европой" сложнее. Долгое время она тоже была удовлетворена американским доминированием. Необременительный отказ от собственной внешней политики обеспечивал американский военно-политический зонтик. При этом США, как тигр с шакалами, регулярно делились с европейцами добычей, и даже Восточную Европу отдали в колониальное рабство "староевропейцам" в обмен на свое всего лишь военно-политическое доминирование.

Однако, начиная с кризиса 2008 года явно, а на самом деле гораздо раньше, США все сильнее слабели, и наконец стали просто не в состоянии нести обременительные издержки глобального доминирования в одиночку.

Дидье Буркхальтер. Архивное фото
МИД Швейцарии: безопасность в Европе должна строиться вместе с Россией
Вначале они пытались заставить Европу резко увеличить военные бюджеты (встретив сопротивление именно "староевропейцев"). Затем попытались переложить на ЕС тяжесть обеспечения военного присутствия в отдельных регионах планеты. Быстро выяснилось, что европейские армии строились исходя из того, что они будут лишь обеспечивать работу армии США, и самостоятельно ничего не могут (даже в Афганистане оккупационный режим поддерживать).

Наконец, США перенапряглись в противостоянии с Россией, Китаем и рядом более мелких оппонентов. Стало ясно, что им не выстоять без ограбления "старой Европы", которое происходит по той же схеме, по которой "старая Европа" грабила "новую".

В иные времена ЕС просто перешел бы под российский военно-политический зонтик, и на этом завершилась бы история американского гегемонизма. Но к началу десятых годов США имели три надежных рычага, блокировавших европейскую самостоятельность. Во-первых, послушных восточноевропейских лимитрофов. Во-вторых, ориентированную на Вашингтон брюссельскую евробюрократию, чья деятельность объективно противоречила национальным интересам стран-членов ЕС, зато полностью устраивала США. В-третьих, выросшую за последние 25 лет плеяду национальных европейских политиков, воспитанных в духе евро-атлантической солидарности, безоговорочно принимавших концепцию американского лидерства и сидевших к тому же на крючке компромата.

В результате все попытки России достучаться до европейской элиты с предложениями, соответствовавшими стратегическим интересам России и ЕС, оказались напрасными. Европа шла навстречу ровно до тех пор, пока США не натягивали поводок.

Однако в последние годы, особенно после начала сирийского и украинского кризисов, авторитет США был несколько раз серьезно подорван, а концепция их единоличного доминирования разрушена Россией, спокойно вернувшей Крым, вопреки истерике Вашингтона, и не менее спокойно делающей то, что считает нужным на Ближнем Востоке.

Затягивание украинского и сирийского кризисов (провал западного блицкрига) не просто лишили Европу трофеев, которыми она рассчитывала покрыть свои издержки, но поставили ее на грань катастрофы (разоряющие ее санкции против России и контрсанкции, проблемы с украинским маршрутом транспортировки энергоносителей, поток беженцев с Ближнего Востока, обильный разбавленный террористами). А тут еще и отчетливые планы Вашингтона лишить Европу доступа как к ближневосточным, так и к российским энергоносителям и заставить покупать газ и нефть у США втридорога.

Ось Париж-Берлин-Москва

В общем, ЕС оказался перед печальным выбором — умереть или войти в союз с Россией. "Новая Европа" (кроме еще борющейся Венгрии) предсказуемо выбрала смерть под патронатом США. "Старая", на уровне элит, готова была последовать за "новой". Но выяснилось, что консенсусу проамериканских элит противостоит ширящееся движение народных масс.

Во Франции и Германии, Греции и Италии все большую поддержку избирателей начали получать деятели, настроенные явно антиамерикански, и открыто предлагающие ориентацию на Россию в качестве альтернативы "евро-атлантической" солидарности.

В результате ЕС разделился на три части. Франко-германское ядро, к которому примыкают Италия, Греция, к которому подтягивается Венгрия и присматривается Испания. Этот сегмент готов к сотрудничеству с Россией, но пока не видит возможности изменить политику, не развалив ЕС.

Встреча президента РФ В.Путина с вице-канцлером Германии З.Габриэлем
Мнение: антироссийская риторика перестала быть трендом в Германии
Лимитрофная восточноевропейская периферия, а также Скандинавия и Бенилюкс, ориентированные на США и готовые умереть, но не изменить "евро-атлантической солидарности".

И Великобритания, а также Дания, которые, судя по всему, потеряли надежду, что ЕС в любом случае (какая бы концепция ни победила) удастся сохранить и мягко готовящие позиции для своего выхода из рассыпающейся структуры.

Как видим, только франко-германское ядро и ориентирующиеся на него страны представляют интерес с точки зрения перспективной российской политики на европейском направлении.

При этом надо понимать, что сохранение единства ЕС уже невозможно, а если оно чудом сохранится, то исключительно под американским протекторатом и только на русофобских принципах. В то же время формирование оси Париж-Берлин-Москва (с учетом европейских государств, готовых примкнуть к такому союзу) автоматически решает проблему лимитрофов. Восточную Европу становится некому содержать (США никогда не планировали принимать на себя эту почетную миссию), а значит, она так или иначе (по-хорошему или по-плохому) переходит в сферу влияния нового блока.

Таким образом, как уже не раз бывало в нашей истории, ключи от Европы, а с ними и ключи от прекращения глобального конфликта находятся в Берлине и Париже. Разница заключается лишь в том, что раньше мы за ними приходили в составе полевых армий, а теперь их необходимо получить политическими и дипломатическими средствами.

Мнение
Обсуждение
19 пользователей оставили 33 комментария
  • Приятно почитать, умного аналитика и политика!!! А то надоели эти суточные политики..
    19:39
    14.12.2015
  • А по моему все логично. Мне всегда Ростислав нравился, его размышления даже моей жене понятны. Конечно не со всеми она согласна , но язык аполне доступный и понятный... Ведь хохлы набрали кредитов на пару поколений, и что будет со страной их не волнует. Урвать себе и сейчас вот главное к чему стремится страна сегодня. Простой пример. Яценюк взял сколько на то чтобы построить границу и что? Где деньги и где граница? Даже ров уже обвалился!
    19:27
    14.12.2015
  • Видел автора статьи по ТВ, на "Право голоса", тихим голосом, разложил всё по полочкам, всё образно и понятно! Согласен с предыдущими комментариями, всё логично, возразить можно только несуразицей, несущих Укропитеками, и вызывающие только снисходительную улыбку...!
    10:50
    15.12.2015
  • dr_webdr_web, ну почему же? Мы даже чисто инерцией задавить можем. Мы же больше. И инерция, значит, больше. )
    13:36
    15.12.2015
  • Андрей Берёза, никогда мы не будем альтернативой США для Европы. США и Европа - это практически одна нация. Мы для них чужие.
    13:38
    15.12.2015
  • davidovay2008, когда мы наконец перестанем ждать этого разворота, а сами начнем разворачиваться в сторону себя.
    13:39
    15.12.2015
  • Рустам Рахматов, не нужна демонстрация силы. Нужна просто сила. ВПК, АПК, экономики, науки, образования, благосостояния людей и т.д. Тогда и хитрить не придется. А у нас кругом все хитрые да ушлые. Вот и результат.
    13:42
    15.12.2015
  • Pavel Frolov, да, и ключи от Кремля пусть им захватит. Тогда точно почти целый день любить будут. )
    13:44
    15.12.2015
  • логично.
    действительно,
    разрешение современного европейского кризиса - ЕВРОПЕЙЦАМИ - может происходить лишь в двух направлениях -
    К России и ОТ России, а не БЕЗ Америки или С Америкой.
    ОТ России - путь долгий и дорогой.
    и, к слову, Европа ни разу его ещё не осиливала.
    как впрочем,
    и противоположный...
    может, и вправду - пора?
    14:00
    15.12.2015
  • логично.
    действительно,
    разрешение современного европейского кризиса - ЕВРОПЕЙЦАМИ - может происходить лишь в двух направлениях -
    К России и ОТ России, а не БЕЗ Америки или С Америкой.
    ОТ России - путь долгий и дорогой.
    и, к слову, Европа ни разу его ещё не осиливала.
    как впрочем,
    и противоположный...
    может, и вправду - пора?
    15:17
    15.12.2015
  • Лика Новикова, мы чужие для всех! И так будет всегда. Это как разнообразие видов в дикой природе - каждый конкурирует за место под солнцем. А США, как нация, понятие очень размытое. Во-первых, как "нация" США существуют всего-ничего. Во-вторых, там практически нет коренного населения - одни иммигранты со всего мира!.. Что же до того, являются ли те же французы "своими" для немцев, то здесь всё тоже очень и очень относительно. Сейчас они "в одной упряжке". Но это лишь не что иное, как последствия Первой и Второй Мировых войн. Решающим фактором для их сближения после Второй Мировой стал "план Маршала". И последние 70 лет в общем и целом их всё устраивало. Но назрел кризис, главным образом спровоцированный алчностью американцев. И сейчас Россия для Европы - это пример того, как можно жить и без "плана Маршала".
    16:48
    15.12.2015
  • Рустам Рахматов, вы рассматриваете довольно узкий временной период нашей истории. Для того, чтобы понять, почему всё именно так, необходимо рассматривать всё шире - "зри в корень". Вы не забывайте, какие потрясения пережил наш народ за последний век: Революция и Гражданская война, большевизм и Великая Отечественная - всё это привело к потерям человеческого ресурса в более, чем 50 млн человек; крах государственности Империи и как следствие - крах экономики, промышленности и т.д. В итоге всё это привело к созреванию политического кризиса, который привёл к развалу СССР. А какими были последствия развала Союза?! Поймите, у нас просто не было возможности жить по-другому!.. Так вот с учётом всего этого, Россия сейчас очень и очень сильна!..
    17:02
    15.12.2015
  • Рустам Рахматов, а Украина - это вообще отдельная тема для разговора! Украинский кризис необходимо разложить на две части:
    1. Внутриполитический кризис в Украине.
    2. Кризис внешней политики Украины.
    Так вот если говорить о втором пункте, то Россия просто не могла контролировать этот процесс, так как имела огромное количество своих внутренних проблем. Вы вспомните, как мы жили в 90-х? Танки бомбили Белый Дом! Криминал был развит сильнее госаппарата! В тот период Россия была примером концептуальной власти - то есть власти надгосударственной: в стране не было хозяина, ею управлял народ, кто как мог. В Госдуме драки депутатов были привычным делом. А экономика/промышленность/добыча ископаемых? Всё ведь разграбили! Как следствие - дефолт!.. Ну и как в этих условиях Россия могла контролировать политические процессы в Украине?! Какие азиатские и европейские рынки?! Нам бы страну было сохранить!!! Война в Чечне, теракты! Этот список проблем был огромен!.. Вернувшись к Украине, хочу подчеркнуть: Украина не готова пойти с войной на Россию!!! Не нужно мешать бендеровскую верхушку власти в Украине со всем украинским народом!!! А внутриполитический кризис в Украине назревал так же, как и когда-то в России. Просто назрел он значительно позже. И это было неизбежно.
    17:19
    15.12.2015
  • Рустам Рахматов, а что до санкций... Санкции против слабой страны не вводятся! Против слабой страны сценарий другой: госпереворот и установка марионеточного правительства. В России это было нереально. Вот и решили ввести санкции для экономического ослабления России и, как следствие, порождение политического кризиса... Здесь же важно отметить тот факт, что санкции против РФ - это возможность для Штатов вытеснит с европейского рынка набирающую обороты Россию и тем самым освободить экономическое пространство для самих же Штатов! Это экономический манёвр, с помощью которого США пытаются поглотить всю экономику Европы!.. Санкции для России - это большой плюс! Во-первых, это возможность для развития внутреннего рынка и мобилизации внутренних ресурсов. Во-вторых, в мировой экономике явно назревают большие проблемы. А санкции - это возможность для России создать экономический резерв, который в случае возникновения финансового кризиса времён 2008 года поможет пережить России всё менее болезненно. Другими словами, благодаря санкциям, российская экономика стала менее зависима от мирового капитала. Проблема лишь в том, что мы, к сожалению, плавно скатываемся в экономическую зависимость от Китая. Вывод: поменьше нужно стремиться к экономической интеграции! Наша земля велика и богата, и мы вполне способны жить безбедно и независимо.
    17:30
    15.12.2015
  • в ответ пользователю Андрей Берёза(показатьскрыть)
    Андрей Берёза, но где гарантии, что следующего такого сотрясения не произойдёт?
    17:32
    15.12.2015
  • Андрей Берёза в ответ пользователю (показатьскрыть)
    кого77, таких гарантий просто нет и быть не может.))) Время покажет...
    17:53
    15.12.2015
  • в ответ пользователю Андрей Берёза(показатьскрыть)
    Андрей Берёза, просто ктото там не помню, Навалный или Ходорковский, уже предрекают революцию, что её не избежать.
    18:25
    15.12.2015
  • Андрей Берёза в ответ пользователю (показатьскрыть)
    кого77, ну во-первых, не "предрекают", а безуспешно пытаются к ней призвать.) А во-вторых, оппозиция всегда была, есть и будет. Вопрос лишь в том, в большинстве она или в меньшинстве. Ходорковский и Навальный находятся в таком меньшинстве, что их дешёвые призывы вызывают лишь смех.)))
    18:33
    15.12.2015
  • в ответ пользователю Андрей Берёза(показатьскрыть)
    Андрей Берёза, ну вообще-то (здоровая) опозиция по определению всегда в меньшинстве и в демократических обществах не должна призывать к революциям. их задача критиковать решения правительства в целях избежания ошибок и нахождения более мягкого стиля правления страной.
    я давно не в России и об обстановке в вашей стране представление имею только из РИА, коментариев и немного из немецких СМИ.
    18:58
    15.12.2015
  • Натовцы и еэсовцы забыли один закон диалектики: перехода количество в качество и обратно. Приём таких стран как Черногория Польша,турция приводит к центробежным движениям.То, что Гитлер хотел сделать агрессией , сделали США своей оккупацией. В ответ они получат, то что получил Гитлер: крах "Тысячелетнего рейха". дубль 2.
    19:05
    15.12.2015
  • ''составляющие балто-черноморскую дугу лимитрофы,Третий энергопакет пришлось бы имплементировать''а можно на русском выражаться?эти слова уже достали
    05:10
    16.12.2015
  • "Ключи от Европы" находятся не в Париже и Берлине, а в Вашингтоне. Неужели не очевидно?..
    11:17
    16.12.2015
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.