Рейтинг@Mail.ru
Я не Шарли, или Европа как диагноз - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Я не Шарли, или Европа как диагноз

© REUTERS / Marko DjuricaМигранты из Сирии после пересечения границы Венгрии и Сербии
Мигранты из Сирии после пересечения границы Венгрии и Сербии
Читать ria.ru в
Карикатура с изображением утонувшего сирийского мальчика-беженца, которую опубликовал парижский журнал Charlie Hebdo, грозит вылиться в новый скандал. О том, что творится по части столкновения цивилизаций на многострадальной европейской земле, рассуждает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Очень сложная тема: надо ли судить французских юмористов за очередной устроенный ими скандал – карикатуру с изображением утонувшего сирийского мальчика-беженца. По сути, речь здесь не просто о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А о том, что "хорошо и плохо" — оно разное для разных народов. Притом что заливающая Европу волна беженцев и прочих мигрантов несет с собой совершенно не европейские представления по этой части. То есть мы вторгаемся тут в тотальный хаос ценностей. Другое дело – что ценности всегда интересны, как чужие, так и свои. Они – наша жизнь, наша культура, а деньги, в конце концов, лишь средство для того, чтобы мы существовали так, как нам кажется правильным.

Как пошутили

История с возможным судебным процессом против парижского журнала Charlie Hebdo вообще-то к крупным событиям не относится, поскольку дело здесь в личности тех, кто грозит судом.

Но все по порядку. Сначала была облетевшая весь мир фотография с выброшенным на турецкий берег трехлетним сирийским мальчиком Айланом – одним из потока беженцев, наводняющих сейчас Европу. В той истерике, которая охватила сейчас часть европейской публики по поводу мигрантов, эта фотография находится на самом пике эмоций.

Первый после теракта номер номер французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo
Новый "подвиг" Charlie Hebdo. Поле боя достается юмористам-мародерам
Далее утонувший мальчик попал на обложку того самого журнала, который после карикатур на пророка Мухаммеда стал жертвой террористического акта в январе этого года: исламские террористы расстреляли всю редакцию, не разбираясь, кто рисовал, а кто нет. В этот раз они пошутили вот как: утонувший мальчик лежит на песке под надписью "так близко к цели". Над ним висит реклама кафе с надписью "два детских меню по цене одного". И еще картинка — рядом с тонущим мальчиком стоит на волнах Иисус Христос, который говорит: "Христиане ходят по воде. Мусульманские дети тонут". Первую из картинок можно посмотреть здесь. Вторую как-то не очень хочется показывать.

И последнее – кто сообщил, что, возможно, подаст в суд. Речь о Сообществе чернокожих адвокатов. Они работают не во Франции, а в Великобритании. Их миссия – бороться с расизмом (ранее прославились акциями против расизма на трибунах стадионов). То есть они и есть мигранты в Европу, только прежних волн. Отправить иск грозят в Международный уголовный суд (МУС), который вообще-то создавался, мягко говоря, не совсем для этого.

В общем, дело не в акции чернокожих адвокатов, а в том, что творится по части столкновения цивилизаций – в данном случае на многострадальной европейской земле.

И, кстати, о том, к какой цивилизации относится Россия. В одной из моих зарубежных публикаций мне удалось подметить, что по части той, январской истории с "Шарли" российская публика, по всем опросам, реагировала никоим образом не как европейская, а в точности (опрос к опросу) как население многонациональной Малайзии, с ее мусульманским большинством и с китайскими и индийскими коренными общинами. А именно, по формуле "убивать журналистов нельзя, но и рисовать карикатуры на Пророка тоже недопустимо". Европейцы принимали только первую часть формулы. У нас люди с европейскими майками "Я – Шарли" смотрелись дико. И, наверное, для прояснения дальнейшей авторской позиции следует добавить, что я – никоим образом не Шарли.

Юмор и визг

Давайте попробуем дальше мыслить по принципу "да, но". Да, европейская цивилизация особым образом относится к юмору, он – часть европейских свобод, в том числе внутренних.

Глава правительства Финляндии Юха СипиляКанцлер Германии Ангела Меркель перед выступлением в Бундестаге
Вместо солидарности европейцам подсунули принцип круговой поруки
Говоря о свободах, во Второй (то есть уже христианской) Римской империи существовал институт "святых людей", которые могли на площадях кричать что угодно, в том числе ругать патриарха и императора (что они и делали). В Россию, Третий Рим, эта традиция перекочевала с ярлыком "юродивые". Charlie Hebdo юродивые и есть, им – по европейской традиции – можно говорить (рисовать) вообще все. Они, между прочим, нарисовали карикатуру на расстрел собственной редакции. 

О юморе: европейская цивилизация долго разбиралась, совместим ли юмор с высокими и трепетными вещами. Лучшая на эту тему книга – "Имя розы" великого Умберто Эко, это по сути книга о том, как религиозные фанатики испытывали такой ужас перед юмором, что шли на любые преступления против своей же религии, дабы юмор уничтожить.

Кстати, Россия, возможно, мировой лидер по части юмора. Соперничать с ней здесь может только Великобритания, хотя Франция, Америка и Израиль дышат в спину. Но – у нас есть, видимо, некоторые отличия от западников по части того, насколько юмор совместим с религиозными вопросами. В этом надо спокойно разбираться – в конце-то концов, приятно знать, кто и что мы есть.

В любом случае религиозные маньяки (или политики), страдающие звериной серьезностью, у нас перспектив не имеют. Всегда может найтись кто-то, кто заявит, что дикие выходки экстремистов против музеев, театров и т.д. оскорбляют его религиозные чувства – и даже сможет это доказать.

Мигранты на границе Венгрии и Сербии. 16 сентября 2015
Испортил ли Европу "мигрантский вопрос"?
Но при этом мы где-то посредине по части божественных изображений. Для европейца нормально видеть Бога, улетающего в облака, обратив голую заднюю часть к зрителю (если кто не догадался, я веду речь о величайшей католической святыне – Сикстинской капелле в Ватикане, это, между прочим, Микеланджело). У мусульман и Бога, и Пророка вообще нельзя изображать, не говоря о юродивых карикатурах. В России – ну, мы дискутируем по этому поводу.

Но – опять это "но" — мы можем себе позволить вести дискуссию спокойно, желательно — отсекая завывающих экстремистов. Это ведь важнейшая тема в стране и особенно мире, где мигрирует все больше людей – какие должны быть правила их общения, как должен поступать гость, как хозяин. Правила, возможно, надо утверждать заново. А вот в Европе сегодня ситуация по этой части хуже не бывает. И как раз история с сирийским мальчиком это показывает ярче некуда.

Часть диагноза Европы в том, что примерно половина тамошней публики склонна доводить себя до истерики по всяческим моральным поводам. Чаще всего не по части религии, поскольку религия этой половины публики называется "либерализм", "западные ценности" и т.д. Иногда они с завываниями учат жить Россию и множество других стран или цивилизаций. И вот сейчас эта половина заходится в судорогах, призывая каждого "настоящего" европейца отдать свой дом – да-да, дом – мигранту. Вторая половина Европы в ужасе смотрит и слушает, понимая, что добром это не кончится.

Юрий Светов, политолог и публицист
Мнение: новые карикатуры Charlie Hebdo – провокация высшего класса
А тут появляется фотография утонувшего мальчика, становящегося чем-то вроде европейского великомученика. И ясно, что юродивые из Charlie Hebdo просто не могли пропустить случая поиздеваться над "святыми" слезами самоотверженных истеричек, и над Иисусом и мусульманами впридачу. А вот чернокожие британские адвокаты с их особым подходом к европейским ценностям, если добьются того, что их акцию заметят в творящемся на Старом континенте моральном хаосе – что ж, может быть, они в каком-то смысле помогут Европе отрезветь и прийти в себя.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала