Рейтинг@Mail.ru
Надо ли запрещать рекламу лекарств - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Надо ли запрещать рекламу лекарств

Читать ria.ru в
В Государственную думу в ближайшее время может поступить законопроект о запрете рекламы лекарств, медицинских изделий, методов лечения и диагностики заболеваний. В том, насколько необходимо введение таких ограничений, разбирался Владимир Ардаев.

Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров выступил с инициативой "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" в части установления запрета на рекламу лекарственных средств, медицинских изделий, а также методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации". Именно так озаглавлен законопроект, который он в минувшую пятницу внес в свое заксобрание. Если депутаты Ленобласти поддержат инициативу, то в скором времени она поступит на рассмотрение Государственной думы.

Президент России В.Путин принимает участие в пленарном заседании Форума ОНФ
Путин: в России надо выработать правила рекламы лекарств
В случае принятия нового закона, перечень запрещенных для рекламирования товаров и услуг, содержащий, например, наркотики, взрывчатку, человеческие органы и табачные изделия, пополнится новым, 10-м пунктом. Кроме того, будут введены серьезные ограничения для рекламы медицинских услуг и методов народной медицины.

В пояснительной записке к законопроекту его автор ссылается на зарубежный опыт. По его словам, "в странах Евросоюза и США были приняты решительные меры по ужесточению рекламного законодательства лекарственных препаратов. Во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных препаратов. В Швейцарии запрещена любая прямая реклама лекарственных препаратов. В Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов по ТВ и радио".

Причина — рост смертности от самовольного применения лекарств. По данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение в мировом "рейтинге угроз" занимает пятое место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. В России потребление лекарств, в том числе бесконтрольное, также неуклонно растет, и значительную роль в этом играет реклама, утверждает депутат.

"Лекарства создаются для врачей"

"Существуют два пути борьбы с опасным распространением самолечения. В одних странах запрещают рекламу любых лекарств, в других ее никак не ограничивают, но при этом устанавливают жесткий контроль за тем, чтобы подавляющее большинство препаратов продавалось в аптеках только по рецептам врачей. Я сам работал представителем российской авиакомпании в одной из европейских стран и могу подтвердить, что ничего, кроме аспирина, парацетамола и некоторых других элементарных средств, там без рецепта приобрести просто невозможно", — рассказывает Владимир Петров.

Президент России В.Путин принимает участие в пленарном заседании Форума ОНФ
Путин: необходимо обдумать вопрос увеличения числа лекарств по рецепту
По его словам, Россия пока не готова пойти по второму пути. Если сократить до минимума отпуск безрецептурных препаратов, то наши поликлиники просто не справятся с наплывом пациентов, которые будут вынуждены обращаться к врачу, чтобы получить право купить какие-нибудь простые таблетки.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых только по рецепту, в России запрещена. В то же время даже самые, на первый взгляд, безобидные лекарства, могут оказаться вредными и опасными. Бесконтрольный прием аспирина, например, способен вызвать так называемую аспириновую язву — диффузное желудочное кровотечение. Передозировка парацетамола — нанести серьезный "удар" по печени. Злоупотребление препаратами для похудения может спровоцировать реактивный психоз. А слишком частое применение некоторых бета-блокаторов — привести к остановке сердца.

По мнению Петрова, человеку достаточно пару раз обратиться к врачу, чтобы подобрать оптимальный для него курс лечения и затем свободно покупать нужные препараты в аптеке. Но выбор лекарств должен осуществлять именно врач, а не сам пациент на основе навязчивой рекламы, к тому же, обладающей определенным "зомбирующим" действием — особенно если речь идет о телевидении.

"Лекарства создаются не для пациентов, а для врачей. А врач в рекламе не нуждается, он пользуется другими источниками информации", — убежден Владимир Петров.

"Телевизор не может поставить диагноз"

Депутат надеется, что его инициатива будет поддержана коллегами — и в заксобрании Ленобласти, и в Федеральном законодательном собрании. Как минимум один союзник у него точно есть — сенатор, в недавнем прошлом депутат Государственной думы Антон Беляков дважды, в 2009-м и в 2013 годах, вносил в нижнюю палату парламента страны проект закона о запрете рекламы лекарств. Но оба раза неудачно — законопроект был отвергнут, как он уверен, под влиянием так называемого фармацевтического лобби.

"В результате потребитель проиграл, потому что рекламируются всегда дорогостоящие препараты, а их не менее эффективные аналоги, которые иногда в десятки раз дешевле, остаются неизвестными населению", — говорит Беляков.

Врач по профессии, он убежден, что любой прием лекарств без консультации специалиста способен не только не принести пользу пациенту, но и нанести вред. Медики почти никогда не прибегают к так называемой монотерапии — назначению больному какого-то одного препарата. Всегда необходимо комплексное лечение. Например, вкупе с антибиотиками, как правило, назначают средства, восстанавливающие микрофлору желудочно-кишечного тракта, многие лекарства требуют добавления антиаллергенных препаратов.

Всегда необходимо учитывать, что одни лекарства могут нейтрализовать действие других, надо объяснять больному, как правильно их чередовать и сочетать с приемом пищи, учитывать массу тела пациента, состояние его внутренних органов. И нужен постоянный контроль за действием этих лекарств.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Архивное фото
Скворцова: не вся критика работы Минздрава со стороны ОНФ обоснованна
"Но самое главное — всегда необходим правильный диагноз, поставленный на основе функциональной диагностики, лабораторных исследований. Причем диагноз может быть сложным, включающим не одно заболевание. Телевизор, рекламирующий тот или иной препарат, не может ни поставить диагноз, ни проконтролировать лечение", — говорит Антон Беляков.

Он вспоминает о своих поездках по стране, где всегда слышит от врачей одну и ту же байку. Привозит скорая больного с перитонитом в результате запущенного приступа аппендицита. "Почему не обращался, зачем терпел?" — "Да вот, телевизор смотрел… Там говорят: "Пей, поможет всей семье!" Пью — не помогает. Тут говорят: "Двойной удар против боли!" — снова пью, снова не помогает…". Хорошо, если такого больного удается спасти, но, к сожалению, не всегда.

"Мне даже кажется, что это не байка, а реальная история, точнее, истории, которые происходят повсеместно", — полагает сенатор.

В отличие от своего коллеги Владимира Петрова, Антон Беляков считает, что в России давно пора свести к минимуму перечень лекарств, отпускаемых без рецепта. А Минздраву — наладить четкий контроль за тем, чтобы аптеки безукоризненно соблюдали правила рецептурного отпуска препаратов.

Тогда и рекламу лекарств можно разрешить, считает он.

"Этот запрет ни к чему хорошему не приведет"

Медицинский работник выдает медицинскую карту пациенту в регистратуре поликлиники. Архив
Медицину будут лечить реформами, результат чиновники испытают на себе
"По ту сторону баррикад" — в сообществе фармпроизводителей и их маркетологов — инициативу ожидаемо принимают в штыки. Законопроект о запрете рекламы лекарств бесполезен и служит лишь средством "самопиара" его авторов, поскольку ничего не изменит на рынке лекарственных препаратов, утверждает генеральный директор маркетингового агентства DSM Group, специализирующегося на всех секторах фармацевтики, Сергей Шуляк.

"Реклама не просто двигатель торговли, это средство информирования людей о наличии тех препаратов, которые они могут принимать без назначения врача. И прием которых не может нанести им сколько-нибудь существенный вред. Что касается проблем, связанных с самолечением, то они происходят от приема именно рецептурных препаратов, которые по-прежнему без особого труда можно купить в аптеке", — говорит он.

По словам Шуляка, первопричина — в низком уровне организации медицинского обслуживания в стране. Аптеки вынуждены отпускать без рецептов лекарства, которые должны продаваться только по рецептам, потому что попасть на прием к нужному специалисту людям бывает непросто. И прежде чем что-то запрещать, Минздраву не мешало бы навести, наконец, порядок в медицинских учреждениях, считает он.

"Если запретить рекламу, то будет только хуже. Те же деньги будут направлены на другие маркетинговые ходы, на другие способы продвижения фармацевтической продукции, которых существует великое множество. Только тогда контроль за рекламой лекарств будет полностью утрачен", — полагает Сергей Шуляк.

"Нельзя рекламировать всё подряд"

Реклама лекарств в принципе допустима, но должна находиться под контролем медиков-специалистов, убежден заведующий кафедрой клинической фармакологии РГМУ им. Н.И.Пирогова, член-корреспондент РАМН Юрий Белоусов.

"Открыто рекламировать населению можно только те препараты, которые, во-первых, продаются в свободном доступе, а во-вторых, в безопасности которых мы полностью уверены. Для этого любой препарат должен пройти длительную и тщательную проверку временем. Необходим крайне осторожный и взвешенный подход", — утверждает он.

По мнению академика, реклама любого лекарственного средства должна допускаться только с разрешения медицинского ведомства.

После того как депутаты Заксобрания Ленинградской области рассмотрят законопроект, станет ясно, есть ли перспективы у этой инициативы. Тем временем, как сообщил Антон Беляков, он работает над очередной редакцией своего варианта проекта закона, который намерен внести в Думу в третий раз. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала