Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Оказавшиеся в американском черном списке "Рособоронэкспорт", корпорация "МиГ", "НПО машиностроения" и тульское Конструкторское бюро приборостроения пока не комментируют информацию о новых санкциях.
Незаменимый Ми-17В5
1 сентября 2015 года индийский Совет по оборонным закупкам под руководством министра обороны Манохара Паррикара одобрил приобретение 48 вертолетов Ми-17В5 на сумму 1,1 млрд долларов США. Многолетнее военно-техническое сотрудничество России и Индии, система партнерских привилегий — это, прежде всего, общность целей и постоянная работа.
За последние пять лет Индия получила из России 121 вертолет Ми-17В5, и сегодня вся индийская группировка составляет более 300 вертолетов Ми-17, которые успешно зарекомендовали себя в климатических условиях Индии.
По мнению индийских летчиков, Ми-17В5 незаменим в поисково-спасательных операциях в горных районах страны. Так, в январе 2014 года вертолетами Ми-17В5 были эвакуированы сотни жителей индийских деревень в северном штате Джамму и Кашмир в Гималаях. На этих вертолетах перебрасывали продовольствие и медикаменты населению горной области Киштвар, отрезанному снегопадами в результате резкого похолодания. Летом и осенью 2013 года из районов наводнения северных штатов Уттаркханд и Химачал Прадеш на Ми-17В5 были эвакуированы более пяти тысяч человек.
Кстати, Ми-8/17 — самый популярный в мире вертолет за всю историю отрасли. Еще один рекордсмен семейства — Ми-26(Т) — самый грузоподъемный в мире вертолет, способен перевозить груз весом до 20 тонн.
Положительная динамика
В мае 2015 года Индия одобрила покупку 197 вертолетов производства российского ОАО "Камов". Кроме того, Индия по договоренности с Россией будет производить на территории своей страны вертолеты типа Ми-17 и Ка-226Т (до 400 в год).
Договоренность достигнута в декабре 2014 года в ходе переговоров президента Владимира Путина и премьер-министра Нарендры Моди.
Предлагая вертолет Ка-226Т, Россия намерена поделиться с Индией новыми технологиями, которые помогут сформировать индустриальную базу высокотехнологичного производства и поднимут на новый уровень авиационное сотрудничество двух стран. Речь идет об организации производства Ка-226Т на территории Индии. Продукцию совместного предприятия предлагается использовать в интересах военного ведомства Индии и для экспорта в третьи страны. То есть Индия получает прекрасный вертолет, уникальный опыт организации высокотехнологичного производства и рабочие места.
Российские Ка-226 конкурировали с европейскими AS550 Fennec в индийском тендере на поставку двух сотен многоцелевых вертолетов. Однако вскоре тендер отменили — высокие характеристики Ка-226 в горной и морской модификациях полностью удовлетворили особые запросы заказчика.
Индийские коммерческие авиакомпании успешно эксплуатируют сертифицированные вертолеты Ми-172, поставленные в Индию в 2012 году.
На недавней выставке Aero India 2015 в Бангалоре холдинг "Вертолеты России" представил новинку — вертолет Ми-171А2, который сочетает опыт эксплуатации Ми-8/17 во всех регионах мира с новейшими технологиями и разработками. Инновационные решения позволили достичь значительного улучшения летно-технических характеристик, повысить экономическую эффективность применения машины.
Ми-171А2 может эксплуатироваться в высокогорье, жарком и засушливом климате, при резких перепадах температур и в условиях запыленности. Для хранения вертолета и проведения основных работ по техническому обслуживанию не требуется ангар. Первый опытный образец Ми-171А2 приступил к летным испытаниям в ноябре 2014 года. Вероятно, вскоре новый вертолет Ми-171А2 появится в небе Индии.
Системное развитие
С ростом вертолетного парка Индия начинает ощущать дефицит хороших пилотов и техников. И Россия предлагает создать центр подготовки летного и технического персонала для работы с вертолетами Ка-226Т, Ми-8/17 и другими.
Восточный вектор
Разворот России на Восток вызван событиями 2014 года на Украине и антироссийскими санкциями ряда стран Запада, и все-таки восточный вектор обозначен давно. Российско-индийские отношения развиваются десятилетиями. Индия — наиболее крупный внешний рынок сбыта отечественной вертолетной техники. Намерение России увеличить там присутствие совпадает с планами Нью-Дели по повышению обороноспособности и стратегией развития высокотехнологичного национального производства.
Россия и Индия реализуют около 200 совместных проектов в сфере ВТС. Одна из ключевых сфер взаимодействия России и Индии сегодня — проекты в области вертолетостроения, при непосредственном участии холдинга "Вертолеты России".
В 50-е годы прошлого века Индия оценила перспективность нового вида транспорта, и первыми вертолетами в ее небе стали советские многоцелевые Ми-4 (110 машин — самая мощная региональная группировка того времени). Индийские ВВС одними из первых в мире получили вертолеты Ми-8 (128 машин), а позднее — тяжелые транспортные Ми-26, боевые Ми-25 и Ми-35, военно-морские Ка-25, Ка-28 и Ка-31, и современные военно-транспортные вертолеты серии Ми-8/17. Полувековая история работы российской авиации в индийском небе — гарантия будущих совместных успехов.