Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Крупнейшие со времен холодной войны учения воздушно-десантных войск НАТО Swift Response 15 стартовали 15 августа в Европе. Маневры продолжатся до 13 сентября, в них участвуют около 5 тысяч военнослужащих из 11 стран: Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Испании, США, Франции. Учения проходят на фоне укрепления сил быстрого реагирования НАТО, роста американского контингента и расширения программы патрулирования в Европе.
Последний десант наступает
По заявлению американской стороны, учения направлены на повышение оперативной совместимости сил, находящихся в высокой степени готовности. Кроме того, маневры призваны продемонстрировать способность альянса к быстрому развертыванию и действиям в поддержку сохранения сильной и защищенной Европы.
Оперативно-тактический воздушный десант в составе трех-четырех интернациональных батальонов — красивые парашютные купола в небе и сопутствующая неразбериха на земле — впечатлит разве что европейского обывателя. Специалисту понятно: 1000 десантников из 11 стран на поле боя — войско малоэффективное из-за языкового барьера, отсутствия повседневной слаженности, а также в силу различий подготовки, менталитета. Возможно, немецкий городок Хоэнфельс ощутит себя защищенным, а Европа — вряд ли.
В реальной боевой обстановке подобный интернациональный десант станет последним для участников. Для удержания рубежей до подхода основных войск одной тысячи человек будет мало. Кстати, в российских ВДВ служат более 50 тысяч военнослужащих.
Предстоящие крупные учения НАТО Trident Juncture 2015 также вызовут адекватную реакцию России и ее союзников. Имеет ли смысл Западу и Востоку разговаривать на таком языке?
Что делать Европе и НАТО с Россией
Маневры НАТО получили развитое идеологическое обоснование. В частности, интересны два документа — доклад заместителя генерального секретаря НАТО посла Александра Вершбоу на Ленгколенской конференции 2015 года в Осло и июньский доклад британских ученых из Королевского института международных отношений.
Документы содержат анализ международных отношений и рекомендации ЕС и НАТО относительно того, как следует вести себя с Россией. Основные постулаты этих документов таковы:
— Россия — актуальный и упорный противник с очень плохой экономикой, состояние которой будет только ухудшаться;
— российская внешняя политика продиктована примитивным желанием навязать собственную сферу влияния соседям;
— в отчаянной погоне за равноправием с Соединенными Штатами Россия пытается разрушить систему международных отношений, сложившуюся после окончания холодной войны;
— отмена санкций против России зависит от восстановления территориальной целостности Украины, а не от выполнения Минских соглашений;
— альянс должен продемонстрировать, что ограниченная (гибридная) война невозможна, и на "двусмысленную" войну последует решительный ответ.
Вывод британских аналитиков выглядит так: странами Запада движут добрые намерения, а Россией — грязная борьба за сферы влияния и личные обиды из-за распада СССР, и оптимизм в отношениях с РФ — проигрышная стратегия. Россия не должна ощущать себя великой державой. Поэтому необходимо широкое военно-политическое сдерживание России на всех фронтах. "Восточное партнерство" как проект укрепления экономических связей между ЕС и постсоветскими странами трансформируется в передовую линию (фронта) сдерживания России.
До известной "Мюнхенской речи" Владимира Путина в 2007 году Москва многократно предлагала Западу переговоры и встречные проекты. В 2002 году Россия предложила США переговоры о стратегической стабильности и ограничении вооружений, а президент Джордж Буш ответил односторонним выходом США из Договора ПРО и расширением американской системы противоракетной обороны в Европе. В 2003 году Москва предложила план урегулирования Приднестровского конфликта, предусматривающий федерализацию Молдовы. ЕС и НАТО отвергли его.
Это отнюдь не полный список мирных инициатив России, которые раньше Запад игнорировал, а сегодня просто предпочитает вести диалог в ковбойском стиле.