Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Седьмой международный Военно-морской салон (МВМС-2015), проходивший в Санкт-Петербурге 1 – 5 июля, продемонстрировал новые идеи, технологическую независимость отечественной кораблестроительной отрасли и устойчивое развитие российского ВМФ.
Военно-морской салон показал, что ВМФ России нацелен на возрождение и перевооружение океанского флота, строительство надводных кораблей 4-го поколения, подводных лодок 5-го поколения и авианосцев.
Новый этап развития ВМФ
В числе масштабных проектов недалекого будущего – концептуальный проект авианосца (водоизмещением около 100 тыс. тонн), разработанный Крыловским государственным научным центром. Возможно, не вполне корректно сравнивать разнотипные корабли, и все же это в три раза больше, чем у тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) проекта 11433 "Новороссийск" постройки 80-х годов ХХ века. И в два раза больше, чем у ТАКР проекта 11435 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (вошел в состав ВМФ в 1990 году). Крыловский проект ничем не уступает американскому авианосцу типа "Нимиц", а по отдельным параметрам и превосходит его.
Информации о начале строительства пока нет, и все же государственная кораблестроительная программа на период до 2050 года позволяет предположить, что Крыловский авианосец может совершить переход через весь XXI век, расчетный срок службы корабля – 50 лет.
Российский ВМФ никому не угрожает авиационными или ракетными ударами с моря, ни на кого не собирается нападать первым. И все же, авианосец в составе группы кораблей способен обеспечивать присутствие России и предотвращать конфликты в самых опасных и удаленных регионах планеты, защищать экономические интересы страны в любой точке Мирового океана.
В дальних морских и океанских зонах авианосцы действуют в составе авианосных ударных или многоцелевых групп. Для придания боевой устойчивости авианосцу в состав группы входят ракетный крейсер или эсминец, корабли противовоздушной и противолодочной обороны, подводная лодка. Одновременно авианосец обеспечивает боевую устойчивость всей группы в ходе развертывания ударных сил, в противолодочной или десантной операции. Задачи решают не отдельные типы кораблей, а сложная интегрированная система. И авианосцы значительно усиливают военно-морской флот.
Конструктивные особенности
Стенд с макетом авианосца на МВМС-2015 вызвал высокий интерес отечественных и зарубежных кораблестроителей и военных моряков. Сегодня аванпроект российского авианосца – единственный официальный, который имеет паспорт экспортного облика (возможно, конкретный проект и тактико-техническое задание, связанные с заказом для российского ВМФ, будут иметь более совершенные характеристики) – впервые представлен на военно-морском салоне международного уровня.
Первая особенность – смешанная система трамплинно-катапультного взлета и электромагнитная катапульта, это сочетание позволит самолетам и летчикам взлетать с максимальной боевой нагрузкой. Прежде у нас господствовала концепция трамплинного взлета летательных аппаратов. На зарубежных аналогах используются паровые катапульты.
Вторая особенность – смешанная энергетическая установка: основная – ядерная с двумя турбинами и линиями вала, резервная – газотурбинная. Это сочетание позволит увеличить скорость и маневренность корабля, сократить до 15 минут время подготовки к выходу в море.
Есть очевидные гидродинамические преимущества подводной части корабля, позволяющие существенно экономить энергию. Мы тесно взаимодействовали с авиационными конструкторами над созданием органичной системы, проектировали не только корабль будущего, но и будущее авиакрыло – самые современные разработки.
Если сравнить наш проект с ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", мы предлагаем уже не многоцелевую концепцию с использованием ударного оружия (для авианесущего корабля это излишняя функция), а чистый авианосец с более надежной энергетической установкой и габаритными параметрами, позволяющими обеспечивать в полтора раза большее авиакрыло".
По мнению экспертов, реализация Крыловского аванпроекта зависит только от принятия соответствующего политического решения и ритмичного финансирования (стоимость корабля без авиакрыла – около 160 млрд. рублей). Судостроительные мощности для строительства авианосцев имеются. По существующей концепции применения авианосцев, хотя бы на одном флоте должно быть не меньше двух подобных кораблей.
Французский акцент
После 2020 года планируется строительство и оснащение ВМФ России новыми десантными кораблями, обладающими большей вместимостью и возможностью нести на борту несколько вертолетов. Следующим этапом может стать строительство вертолетоносцев, аванпроекты которых разработаны и изучаются специалистами ВМФ.
На фоне отказа Франции от поставки России "Мистралей" (не следует даже сравнивать возможности этой "баржи" с вертолетами на борту с ядерным авианосцем) специалисты Крыловского центра также разработали концепт-проект большого десантного корабля (БДК) нового поколения. Корабль ничем не уступает французскому аналогу, его боевую систему управления (БИУС) создал концерн "Моринформсистема-Агат".
БДК предназначен для транспортировки тяжелой боевой техники, вертолетов и платформ, и позволяет десантировать людей и технику на необорудованное побережье. К сожалению, на этот корабль не успели оформить паспорт экспортного облика, и участники МВМС-2015 не смогли увидеть концепт-проект в виде макета.
До середины XXI века предприятия ОПК будут плотно загружены заказами ВМФ. Россия имеет 45 тыс. км морских границ, более 100 тыс. км внутренних водных маршрутов, на российском шельфе находится около 25 процентов всех мировых запасов углеводородного сырья. Более 80 процентов внешнеторговых перевозок России приходится на долю морского транспорта.
По прогнозу Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ), объемы перевалки грузов через порты России до 2030 года должны возрасти в два раза. Для обеспечения собственной экономической безопасности и международной стабильности в Мировом океане России необходим мощный военно-морской флот.