О правительстве Украины в изгнании и доверии правительству

Реакция на события на Украине. Май 2015 (362)
Идея создания правительства в изгнании вызвала ажиотаж среди беглых украинских политиков, но управлять страной после падения нынешнего режима они не смогут, считает Ростислав Ищенко.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования

В последние несколько недель воздух в Москве наполнился запахом скорого наступления в Донбассе и ожиданием победы народных республик. Не только таксисты (которые всегда знают все), но едва ли не любой хоть чуть-чуть интересующийся политикой человек авторитетно рассуждает о том, что летом наступать удобнее.

О чем говорят на улицах

Специальное исследование я, конечно, не проводил, но случайные встречи в метро и в магазинах с незнакомыми людьми формируют достаточно интересную выборку, позволяющую с высокой степенью точности судить об общественных настроениях.

Эти настроения можно определить следующими тремя позициями:

1. События на Украине в целом и в Донбассе в частности, несмотря на усилия СМИ, держащих их в топах новостей, утомили общество и постепенно сползают на периферию внимания, но пока еще остаются одной из важнейших для общества тем.

2. Независимо от своего отношения к этому кризису, большинство людей, не причастных к профессиональной политической деятельности, считают, что победа над Киевом может быть одержана только военным путем. Не обязательно с участием России, большинство как раз против вторжения на Украину, хоть и поддерживают вариант спецоперации, но путем военного разгрома киевских войск армиями ДНР/ЛНР в поле.

3. Многие также уверены, что в случае провокации Киевом очередного витка активных боевых действий армии ДНР/ЛНР смогут достичь относительно быстрой (оценки колеблются от нескольких месяцев до пары лет) и всеобъемлющей победы.

Подчеркну, что это настроения не всего общества, но как правило политические активисты и формируют общественный запрос. Не буду также оценивать соответствие данных ожиданий реальности. В целом, данный запрос реализуем, а реальность иногда преподносит самые неожиданные повороты.

Политэмигранты мечтают о портфелях

Важно, что ожидания в среде украинской эмиграции поразительно совпадают с упомянутыми общественными настроениями. В последние недели они трансформировались вначале в обсуждение, а затем и в попытки создания чего-то вроде "правительства в изгнании". Идея была предложена Сергеем Мироновым еще в начале весны и сразу вызвала ажиотаж среди беглых украинских политиков.

Надо сказать, что эксперты отнеслись к ней в основном скептически. Во-первых, правительство в изгнании в изгнание отправляется, будучи свергнутым на родине, а не появляется через полтора-два года невесть откуда. Во-вторых, из кого его формировать, если часть членов свергнутого Кабинета осталась на Украине и признала легитимность своей отставки, а часть бежала за рубеж и (если говорить о тех, кто находится в Москве) любят друг друга не больше, чем ополченцы карателей?

Тем не менее идея не умерла, ее стали развивать в том числе и российские думцы из радикально-патриотического лагеря, давно стремящиеся ускорить развязку украинского кризиса и провести ее силовым путем. На этом фоне и экспертное сообщество начало понемногу менять отношение к перспективе создания правительства в изгнании. В конце концов наличие политического запроса сулит финансирование, а музыку заказывает платящий.

Конечно, сам термин "правительство в изгнании" если и употреблялся, то исключительно как технический — для обозначения проблемы в закрытой дискуссии (среди своих), но постепенно от разговоров стали переходить к реальным попыткам создать что-то. Естественно это обострило конкуренцию в среде политиков-эмигрантов, не оставляющих надежды, вернуться в Киев в обозе победителей, которые позволят им жить и управлять по-старому, еще и денег дадут на обзаведение. Идея бредовая, но люди с трудом расстаются с приятными иллюзиями.

Кто победит: возможные варианты

Тем не менее если не привязываться к персоналиям и к терминологиии, то надо признать, что какой-то переходный режим Украине после победы антифашистов понадобится.

Давайте представим себе, что общественные ожидания сбылись, и армии ДНР/ЛНР одержали относительно быструю (для таких событий и три месяца и год-полтора — все равно очень быстро) победу. Киевский режим свергнут. Вся или большая часть территории Украины освобождена. Часть чиновников бежала, но большинство остались. При этом государственный, административный и силовой аппарат разложены и парализованы, требуют долговременной серьезной чистки, а обеспечивать нормальную жизнь, работу, зарплату и правопорядок (безопасность) надо сразу. В стране сотни тысяч единиц нелегального боевого оружия, десятки тысяч людей, только что прошедших через фронты гражданской войны и полное отсутствие экономики и финансов, равно как и легитимной власти.

Допустим, что за время наступления, кроме ДНР и ЛНР успеют провозгласить ОНР, ХНР и еще пару НР. Ни все вместе, ни каждая в отдельности они не могут представлять легитимную власть в масштабах всей Украины, главное же — не обладают аппаратом управления и не могут использовать остатки старого аппарата.

С какой стати, например, Захарченко, легализованный на выборах, прошедших только в части донецкой области, будет руководить аппаратом Житомирской или Ровенской области? Были бы у него ресурсы — можно было бы понять: хочешь получать поддержку — подчиняйся, не хочешь — живи, как хочешь. Но ресурсов у него нет, он сам держится только за счет гуманитарной подпитки России. Без нее ДНР/ЛНР не выжили бы.

Полагаю, возможны три варианта дальнейшего развития событий.

Первый, нереальный. Если киевский режим каким-то чудом удержится, то беспокоится не о чем — все, что происходит на Украине — его зона ответственности, а нам надо будет думать, как в такой ситуации спасать Россию.

Второй, малореальный. Если Россия внезапно решит взять на себя труд освобождения Украины, то проблемы тоже нет. Освобожденные регионы попадают под управление военной администрации, которая и обеспечивает выживание населения и создание администрации гражданской (в зависимости от принятого решения — либо суверенной страны, либо федерального округа).

Однако есть основания полагать, что проблема освобождения Украины будет решаться армиями народных республик (численность которых чудесным образом вырастет и окажется достаточной, вместе с антифашистским формированиями освобожденных регионов, для взятия под контроль всей территории страны).

Правительство переходного периода

И вот здесь возникает проблема легитимации новой украинской власти. Разрыв легитимности произошел в момент победы февральского мятежа 2014 года. После победы антифашистов исчезнет действующая на сегодня власть и не вернется старая — ее просто нет как власти.

Есть только отдельные личности, некоторые даже неплохие специалисты в своей сфере, но команды, способной взять в свои руки власть в полуразрушенной стране и заручиться доверием населения (а это обязательное условие) нет.

О разного рода "Оппозиционных блоках" и прочих внутренних украинских структурах, включая олигархические гуманитарные проекты, говорить не будем. Они себя скомпрометировали сотрудничеством с режимом и претендовать на власть или даже на присутствие во власти не могут. Тем не менее, некая переходная структура будет нужна. Она будет нужна независимо от того, будет ли на Украине восстанавливаться старое государство, создаваться новое, будет ли это группа государств или территория полностью отойдет одному или нескольким соседним государствам.

Это должна быть именно переходная структура, дело которой — организовать выборы или референдумы, обеспечив легализацию новой власти или переход территории в новое состояние. После чего функции структуры исчерпаны, и она исчезает.

В этом смысле отсутствие у нее собственного административного аппарата и силовой опоры — даже хорошо. Организационную работу по подготовке народного волеизъявления могут провести остатки аппарата прежней власти, а безопасность обеспечат армии народных республик. Все дальнейшее — дело новых властей. Они будут создавать новую административную вертикаль, новую экономику и т.д. Причем независимо от степени суверенности доставшихся им в управление территорий.

Подобного рода переходный период может продлиться от полугода до года, после чего должна появиться новая легитимная власть. Задержка может возникнуть только в том случае, если общий геополитический расклад к моменту падения киевского режима не позволит однозначно определить судьбу остатков Украины, и ситуация останется подвешенной до завершения дипломатических маневров.

Переходная власть (как бы она не называлась, "Комитет спасения" или "Временное правительство") должна быть сформирована из людей и политиков достаточно известных для того, чтобы опереться на реальную поддержку хотя бы антифашистской части украинского общества, желательно (но не обязательно) имеющих опыт работы на руководящих должностях и являющихся профессионалами, специалистами без политических амбиций.

Найти таких тяжело, но при желании, можно. Если действующая власть могла назначать министров из Грузии и Прибалтики, то и новой никто не может запретить приглашать иностранных специалистов. Был когда-то Рокоссовский министром национальный обороны ПНР, маршалом Польши. И всем от этого только лучше было.

Главное же — озаботиться созданием переходной власти на Украине должна Россия. Поскольку потом столкнемся с обычным явлением — что-то надо делать, свои проекты не разработаны, приходится пользоваться чужими (с объяснением, что кроме них, ничего нет). И в результате окажется, что Россия несла издержки, а антифашисты гибли на фронтах, чтобы Левочкин и Богословская (давно уже дистанцирующиеся от киевских нацистов, и до нуля снизившие свою медиа-активность) триумфально вернулись во власть.

Мнение
Обсуждение
15 пользователей оставили 26 комментариев
  • Mykola.Bratiichuk, многословие не является признаком ума это раз , Ищенко переживет петю и будет востребован в своей новой (избавленной от бандеровского быдла)стране это два , три до выполнения прогноза Ищенко осталось не так уж много времени так что подождем !а насчет ГРУ если бы там были войска РФ то окраины с ее режимом давно не было бы в помине с бандерлогами и прочей свидомой нечестью удачи миг -ола
    16:37
    23.05.2015
  • Максим Строганов, он профессионал так что такие люди тому что будет после хунты они будут нужны
    22:59
    22.05.2015
  • Mykola.Bratiichuk, многословие не является признаком ума это раз , Ищенко переживет петю и будет востребован в своей новой (избавленной от бандеровского быдла)стране это два , три до выполнения прогноза Ищенко осталось не так уж много времени так что подождем !а насчет ГРУ если бы там были войска РФ то окраины с ее режимом давно не было бы в помине с бандерлогами и прочей свидомой нечестью удачи миг -ола
    16:37
    23.05.2015
  • А вот хамство всегда считалось если не признаком отсутствия ума, то культуры точно. Не видать ни Вам ни Ищенко спрогнозированного
    вами конца ОКРАИНЫ как своих ушей. CHAO BAMBINO.
    18:45
    23.05.2015
  • Mykola.Bratiichuk в ответ пользователю michail75(показатьскрыть)
    Не дождетесь!
    18:46
    23.05.2015
  • в ответ пользователю Mykola.Bratiichuk(показатьскрыть)
    Mykola.Bratiichuk, а насчет папуасии и стада взбесившихся бандерлогов, которое ею сейчас управляют возражений значит нет. :-)
    19:10
    23.05.2015
  • Mykola.Bratiichuk, удивлен что цеэвропейцы ведут разговор об уме и культуре последние полтора года показали что ни того ни другого у жителей окраины нет их больше волнует то ли наличие то ли отсутствие кружевных трусов а по поводу конца читате миг-опа пункт 3-й поживем увидим но состояние данного гос образования говорит о многом и прогноз г-на Ищенко скорее всего верен удачи в отстаивании цеэвропейских интересов
    19:41
    23.05.2015
  • Mykola.Bratiichuk, не дождемся того что умные люди будут востребованны в цеэвропе? тем хуже для нее окраина это рухнувший проект ес и амеры еще кинут разок подачку в виде микро помощи( которую петя с сеней разворуют с криками что они бронежилеты ес ) и плюнут на окраину как надоевшую муху (цитата прыщавого ющенко)
    19:47
    23.05.2015
  • Mykola.Bratiichuk в ответ пользователю michail75(показатьскрыть)
    Ну если мы папуасы а вы такие продвинутые, то почему до сих пор не можете прибить щит на стене "матери городов русских"? Еще год назад любой, кто в России говорил, что Донбасс это часть Украины был агентом Госдепа. Теперь об этом говорит ваш Лавров. Причина? Очень простая. Проект "Новоросия" накрылся медным тазом. Так что даже папуасия вам не по зубам. А еще пнетесь против этого самого Госдепа. Пупок берегите. Развяжется.
    20:25
    23.05.2015
  • Mykola.Bratiichuk, читаю опусы миг -опы и диву даюсь какие глупости пишут цеэвропейцы это лишний раз доказывают об полном отсутствии серого вещества в той части тела гордо называемой головой не позорься выглядишь смешным если не сказать точнее глупым
    22:38
    23.05.2015
  • в ответ пользователю Mykola.Bratiichuk(показатьскрыть)
    Mykola.Bratiichuk, а зачем особо напрягаться: при общем госдолге Закраины свыше 1524,3 млрд. гривен и отсутствии государственных доходов, сами поможете прибить щит к Киеву - голодуха не тетка.
    23:10
    23.05.2015
  • Бредовые фантазии, да и только. Дешевое исполнение заказа нашего агитпропа. Такие профессионалы, помнится, из радио 1000 холмов уже были приговорены. Так что у Ищенко еще все спереди!
    23:31
    23.05.2015
  • michail75, Вы слушали песню Слепакова про нефть, мы ее жрать будем? сейчас уже дешевле
    23:33
    23.05.2015
  • pi3.1416 в ответ пользователю Mykola.Bratiichuk(показатьскрыть)
    Mykola.Bratiichuk, а где ХАМСТВО? Покажите, будьте так добры.
    06:45
    24.05.2015
  • Пусть украинское общество само дозреет и выберет себе адекватное правительство. Любое явное вмешательство из вне консолидирует националистов.
    10:37
    24.05.2015
  • Ищенко - смешон. Путен уже слил Донбасс в состав Украины, а этот чудак про разгром киевской хунты пишет.

    Если Путен под угрозой конфискации американцами своих миллиардных зарубежных активов сидел целый год ровно на попе, потеряв за это время всё, что только можно, он будет так и дальше сидеть, не рыпаться.

    А рыпнется - станет нищим.
    12:17
    24.05.2015
  • Кое с какими прогнозами позволю себе не согласиться. Сразу скажу, что очень уважаю выдержанность и обоснованность выступлений автора.
    Вот только вступление России во взятие под свой контроль территории, теперь невозможно. Не только потому, что поднимется волна агрессии против нее, что не исключает и вступления НАТО. Но и потому, что слишком долго "трудились" весьма неглупые "учителя" для создания противостояния и неприязни к России. Ведь не возмутились же люди принятыми законами о героизации Бандеры и УПА. Да и судя по тем "политологам" от Украины, по их риторике (особенно у молодых недоучек) умеющих только орать, что во всем виновата Россия, прослеживается такая зомбированность, такое невежество, а главное абсолютное нежелание прислушиваться к разуму, к установлению мирного сосуществования с Донбассом, что становится жутковато. Но чем дальше будет поддерживаться режим Порошенко, тем меньше надежд на восстановление правового государства, и тем меньше надежд, что этого захотят те, кто там живет. Увы.
    19:51
    24.05.2015
  • На мой взгляд чел хрень какую то пишет.

    Во первых, что за "не удастся свергнуть хунту военным путем - нужно будет спасать Россию". Удержание хунтой Украины еще определенное число лет конечно очень неприятно, но не является каким то смертельным ударом для России. Откуда такая позиция у "эксперта" - хз

    Во вторых, у "эксперта" какое то черно-белое зрение. Типа "или мы их, или они нас". Замораживание ситуации совершенно не рассматривается, а ведь это самый реалистичный вариант решения, в сотни раз реалистичнее того бреда что он там прогнозирует и обсуждает.

    В третьих, у автора каким то образом мысли о "освобождении" и "создании правительства Россией" дружат в одном контексте. Это физически невозможно. Мы можем или помочь пророссийски настроенным украинцам свергнуть хунту которая незаконно пришла к власти, или ввести колониальное управление с целью наведения порядка подобно тому что пиндосы организовали в афганистане и ираке. Или или. На этих двух стульях не усидеть одной попой.

    В четвертых, автор совершенно не пытается анализировать тенденции вокруг хунты Украины. А именно тот факт что мир в целом потерял интерес к этим событиям. Если сейчас не болтать банку с пауками, Украина успешно переместится в список стран типа Сомали, которые где то там есть, но до которых нет дела. И как только это произойдет - надо будет просто подождать, так как хунта успешно убила экономику страны на корню и без постоянной дозы кредитами это все рано или поздно вызовет социальный взрыв. То что хунта сейчас подавляет волнения обвиняя любого кто против нее в сепаратизме - лишь на руку. Чем дольше оттягивать - тем сильнее будет взрыв. Примеры того как это работает можно увидеть в Молдавии и Грузии, население которых разочаровалось в ЕС и начинает смотреть на Россию. Для этого надо заблокировать возможность ЕС подписывать мульарды всяческих бумажек о дружбе, которыми кормят население по типу "смотрите, мы стали ближе, нас любят" и подождать. И чтобы это было реальным - не надо трясти банку с пауками. Не надо нагнетать, чем спокойнее ситуация - тем нам лучше.
    07:51
    25.05.2015
  • Не согласен с автором статьи. Во первых, США просто так от Украины не отстанут (очень много было вложено, а как известно, банкиры будут насмерть защищать свои инвестиции); во вторых, этот режим надолго, так как наша страна строит газопровод в обход Украины; в третьих, этот конфликт будет заморожен по типу приднестровского, ибо смотри "во первых".
    08:43
    25.05.2015
  • Скажите, ткните пальцем кто в Украине тот лидер, который бы стал авторитетным человеком, компромиссной фигурой для всех украинцев от востока до запада? Вспоминается де Голль. Он начинал свою борьбу с нацистами, находясь в изгнании после ожесточенной битвы под Дюнкерком. "Голос Свободной Франции" слышал весь мир. Человек, генерал, чтобы стать лидером нации много работал. Его работой было освобождение Франции и восстановление суверенной страны на основе доверия нации. И он это сделал! Чего или кого видим в Украине? Никого немае. Так работать, как де Голль, никто не желает и не может. Аминь!
    10:50
    25.05.2015
  • Ирина Горскова, совершенно с Вами согласен, не далее как в прошлое воскресенье наблюдал шествие нескольких сотен подобного рода субъектов на т.н. "марше вышиванок" в моей родной Одессе. Там же подвизался и небеизвестный читателю Саакашвили. Зрелище было довольно жалким, одесситы от него отворачивались, но, однако, вслух никто не протестовал. Попробуй протестуй, - немедленно обвинят в "бытовом сепаратизме", большие щиты с "телефонами доверия СБУ" можно встретить на каждом шагу. Словом, чем быстрее хунта рухнет, тем лучше для людей нормальных, которые образованы не с помощью блогов и ТВ, умеют думать и делать выводы. Попутно хочу выразить своё удивление модераторами портала, пропускающими провокационные комментарии украинских "засланцев"
    16:20
    25.05.2015
  • Главное же — озаботиться созданием переходной власти на Украине должна Россия
    ========================================================================================
    Ой, заботливые вы наши!!. А не лучше ли "озаботиться" чтоб скоро Китай не стал озаботиваться вами.
    09:27
    26.05.2015





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.