Прощание с Европой. В хорошем смысле

Флаги России, ЕС, Франции и герб Ниццы на набережной Ниццы, Архивное фото
Говоря о европейских ценностях, многие забывают, что истинных европейских ценностей никогда не было: они все позаимствованы в Азии, считает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

В последние дни ушедшего года мне пришлось участвовать в очередной телевизионной дискуссии по вопросу о ценностях, в данном случае — европейских. Дискутанты выстраивались в две команды, одна считала, что европейских ценностей больше нет, другая — что все-таки есть и будут. Я в единственном лице был в той команде, которая заявила, что их и не было, точнее, нет такой европейской ценности, которая не была позаимствована у цивилизованных стран, то есть в Азии.

Великолепная была бы идея

Повод ли это, чтобы прощаться с Европой, особенно с учетом того, что евро стал дороже? Да ни в коем случае. У каждого своя любимая Европа, я бы посоветовал южную Германию или некоторые уголки Италии. Ездили и будем ездить, евро заработаем. Прощаться же пришло время с иллюзиями нескольких поколений советско-российских людей, которые считали, что в Европе есть все ответы на проклятые русские вопросы. Мы бы эти иллюзии, может быть, хоть частично сохранили, но сами же европейцы и западники в целом вогнали в крышку их гроба последние гвозди. И речь не только о том, кого они поддержали на Украине. Еще до Украины много чего накопилось.

Как-то раз Махатму Ганди спросили, что он думает насчет европейской цивилизации. "Европейская цивилизация?— отозвался он. — Вот это, наверное, была бы великолепная идея".

Мохандас Карумчанд Ганди был одним из самых хорошо образованных людей своего времени, закончил колледж в нынешнем штате Гуджарат и университет в Англии. Он знал, о чем говорил. Другое дело — то, что в его эпоху было для среднего "западника" озарением, сегодня знает множество людей по всему миру. Факты ведь никак не секретные.

Нынешняя европейская цивилизация очень хочет считать себя наследницей античного мира. Так это смотря в каком смысле. Вообще-то после нескольких "пустых" веков Европа в ее "западном" обличье сформировалась веку примерно к X-XI. И начала свое существование с агрессии и грабежа — с крестовых походов.

Но Римская империя к тому моменту никоим образом не исчезла, просто ее столица давно уже переехала на Восток, в Константинополь. Это был город с минимум полумиллионным населением (больше всей тогдашней Европы?), колоннами, библиотеками, христианскими храмами, с образованным населением. Вот его-то крестоносцы между делом и взяли (в 1204 году), грабили полвека, год за годом вывозя оттуда все, от христианских реликвий до свинца с крыш. Чудо, что второй Рим все-таки после этого возродился и существовал до 1453 года, прихода турок.

Что характерно: не то чтобы этот факт кто-то в Европе скрывал как таковой (энциклопедии и книги никто не отменял), просто он не присутствует в массовом сознании. Неприятно ведь знать, что принадлежишь мало того что к позднему субпродукту других цивилизаций, так ведь и к цивилизации-матереубийце, да еще с искусственной амнезией.

Кто открыл Америку

Откуда пошла сегодняшняя европейская цивилизация — вопрос интересный. От цивилизованного мира, понятно. Ну, допустим, в том числе от Ирана.

Например, великие ученые последовавшего после крестовых походов европейского Возрождения: они что, стартовали с чистого листа? Европейская медицина пошла от арабской (ибн Синна, он же Авиценна). Математика и астрономия — оттуда же, да вот хотя бы от Бируни, который, не выходя из кабинета, сказал, что на Западном полушарии должен быть еще один большой континент. Он сделал это в одиннадцатом веке, с предельной точностью вычисляя окружность Земли — да-да, он знал, что она шар, и никто его за это не сжег, не Европа, небось.

Были ли эти люди арабами? Жителями просвещенческого века Багдадского халифата — да, но этнически они чаще были иранцами или обитателями нынешней Средней Азии. От иранской цивилизации в Европу пришли крепостные стены и корона (зубчатая городская стена на голове), музыка — да вот хоть лютневая (аль-ут), традиция менестрелей, с томами музыкальных трактатов. Пути прихода цивилизации в Европу, из Индии и других подобных мест, в западном направлении, подробно описаны (через Константинополь, через христианские монастыри полуарабской Испании), но в массовом европейском сознании… ну, об этом уже сказано.

Но мы ведем разговор не столько о достижениях науки, сколько о ценностях, верно? На мой взгляд, главная европейская ценность — это гуманизм. Это когда жизнь и личность человека ставится на первое место.

И что вы думаете — гуманизма не было (и нет) в великих азиатских цивилизациях, пока не появились европейские мыслители XVII или XVIII веков? Ха-ха.

Индия за много веков до нашей эры начала формировать идею о том, что всякая жизнь от бога и священна, что ненасилие, мир и доброта — основа отношений между людьми. На этой мысли стоят минимум две происшедшие из Индии религии.

А вот еще Китай, где вам не скажут "нет", потому что это роняет ваше достоинство: древняя традиция. Достоинство там — ценность. В этой же стране пару раз ставили эксперименты с отменой смертной казни, по религиозным соображениям (Европы тогда вообще как таковой не было). Там же, в Китае, сформировалась задолго до Конфуция недемократическая мысль о том, что человек должен быть достоин того места, которое хочет занимать в обществе, а быть достойным можно только с помощью гуманитарного образования (литература, философия), формирующего ценности, да в общем и самого человека. То есть если личность хочет, чтобы ее уважали, она должна уважать и создавать сама себя.

Вы не поверите, но китайцы до сих пор так думают, на уровне идеала. Может, чего-то не понимают?

Чьи, говорите, ценности?

Ценности гуляют по всему миру, обсуждаются, трансформируются, улучшаются, и вообще-то здесь нет никакой проблемы. Если, конечно, более поздняя и вторичная цивилизация — типа европейской — корни всех или некоторых своих идей признает. Но с европейцами по этой части произошла большая неприятность. Как раз на закате эпохи Возрождения (возрождения уничтоженного Рима) они начали завоевывать другие страны и народы.

Ни одна цивилизация в мире за всю его историю не совершала таких массовых захватов, грабежей и зверств, как европейская, подмявшая под себя больше половины мира. А поскольку человек не может не оправдывать собственные злодейства, мотив возник вот какой: ну да, сейчас вам плохо, мы вас завоевали и немножко поубивали, и продолжаем это дело, но зато мы несем вам такие ценности, что потом вам будет хорошо. А кроме того, вы какие-то чрезмерно бедные, еще и поэтому наши ценности лучше…

Колониализм закончился, но западная цивилизация сохранила, ради остатков самоуважения, почти искреннюю убежденность в своем ценностном превосходстве: все, что ей оставалось. Но вот бывшие колониальные и полуколониальные народы отдышались, стали жить местами не хуже европейцев, и заинтересовались: чьи, говорите, ценности? Ваши? А где вы их взяли?

Возвращаясь к началу нашего разговора, о значении 2014-го года, мне жалко людей, которые говорят "цивилизованные страны", имея в виду исключительно Запад. Они и не подозревают, что цитируют, причем дословно, британских колонизаторов из погибшей эпохи. Но сейчас эти люди — и мы вместе с ними — прощаются с Европой. В хорошем смысле. Потому что, как уже сказано, любить нынешнюю европейскую культуру там, где она того достойна, мы не перестаем, просто обойдемся теперь без иллюзий и глупого щенячьего восторга.

Мнение
Обсуждение
11 пользователей оставили 17 комментариев
  • Вы правы, мудрость-то с Востока пошла. Не зря существует устойчивое выражение "восточные мудрецы".
    02:51
    11.01.2015
  • ".. но зато мы несем вам такие ценности, что потом вам будет хорошо. А кроме того, вы какие-то чрезмерно бедные, еще и поэтому наши ценности лучше…"
    РИА Новости ria.ru/analytics/20150110/1041991949.html#ixzz3OQkviz23
    Ничего кроме выдуманного варварами "права силы" там не было. Тут надо взглянуть немного с другой стороны. Нам со школы вложили в голову что "варварство" и "язычество" - синонимы. Но, вчитываясь в историю человеческого общества, возникает вот какая мысль. Первый и наиболее частый выбор возникающий перед человеком в течение жизни, это как решить возникшую проблему, как строить отношения с окружающим миром. Силой или умом? Вот это и есть главное разделение человечества, - на "варваров" и "язычников" - сила или слово, насилие или согласие, война или договор? Это вне религии, это основа мировоззрения. А сказать что, вот справа живут "цивилизованные", а слева "нецивилизованные", это сильное упрощение. И там и там всякое бывало, главное, это что ушло, а что осталось.
    Хотя, конечно, бородатые певицы и марширующие гомосеки (сокращение от гомосексуалист) это уже слабоумие. У старушки Европы начался старческий маразм.
    18:15
    10.01.2015
  • ".. но зато мы несем вам такие ценности, что потом вам будет хорошо. А кроме того, вы какие-то чрезмерно бедные, еще и поэтому наши ценности лучше…"
    РИА Новости ria.ru/analytics/20150110/1041991949.html#ixzz3OQkviz23
    Ничего кроме выдуманного варварами "права силы" там не было. Тут надо взглянуть немного с другой стороны. Нам со школы вложили в голову что "варварство" и "язычество" - синонимы. Но, вчитываясь в историю человеческого общества, возникает вот какая мысль. Первый и наиболее частый выбор возникающий перед человеком в течение жизни, это как решить возникшую проблему, как строить отношения с окружающим миром. Силой или умом? Вот это и есть главное разделение человечества, - на "варваров" и "язычников" - сила или слово, насилие или согласие, война или договор? Это вне религии, это основа мировоззрения. А сказать что, вот справа живут "цивилизованные", а слева "нецивилизованные", это сильное упрощение. И там и там всякое бывало, главное, это что ушло, а что осталось.
    Хотя, конечно, бородатые певицы и марширующие гомосеки (сокращение от гомосексуалист) это уже слабоумие. У старушки Европы начался старческий маразм.
    18:15
    10.01.2015
  • Автор бедный совсем запутался. Европейские ценности, отчасти идущие от Античности - свобода (понимаемая как неприкосновенное право на следующие два пункта), "священная" частная собственность, самоуправление. Они в различном виде (городские комунны и феодальные институты, средневековые сословно-пердставительские монархии, буржуазная демократия и т.п.) присутствовали и в тёмные, и в средние века, и в новое время, и в новейшее. Остальное, включая христианство и гуманизм - наносной мусор, продукт. Агрессивность - нормальный продукт соответствующей стадии этногенеза; русские тоже начали с "отцеубийства" - уничтожения Новгородской республики, это закономерность, а не случайность - молодой народ сильнее всего раздражают выродившиеся предки.
    18:39
    10.01.2015
  • Ничего нового. Если упрощённо: Цивилизация слабеет, приходит вчерашний Варвар и "напяливает" чужие одежды, ушивая их под себя. Бесконечный цикл человечества. Вопрос только сколько просуществует западная цивилизация в нынешнем виде и кто сыграет роль вчерашнего Варвара.
    20:54
    10.01.2015
  • Американские войска никак не уйдут из Европы после Второй Мировой. А Горбачев все сдал. Американцы захватили Европу и разрушили СССР. Помогли нам написать конституцию. До сих пор либералы пляшут под их дуду. Что уж говорить о Европе.

    А сейчас вропейцы все больше осознают, что они под американским колониальным игом...
    Впрочем коренных европейцев скоро будет так мало, что их голос никто не услышит.
    01:19
    11.01.2015
  • Вы правы, мудрость-то с Востока пошла. Не зря существует устойчивое выражение "восточные мудрецы".
    02:51
    11.01.2015
  • У меня никогда не было иллюзий насчёт европ. Интерес был. Я просто знал, какими средствами достигнуто это благополучие и т.н. цивилизованность. На своей шкуре эту цивилизованность мои родители ощутили в полной мере в 1941-1944 годах.
    11:58
    11.01.2015
  • Главные представители от европейской цивилизации (добрая ее часть) поддержала бандеровщину на Украине.А мы, россияне, поддерживаем эту цивилизацию, скупая их валюту, товары.... Замкнутый круг получается. Остается только больше работать и меньше воровать.
    13:38
    11.01.2015
  • Хорошая статья, хотя видно, что автор лучше знаком с восточной, чем с западной культурой. Но сама идея, конечно, на 90% верная. И античная цивилизация родилась скорее всего в нынешней Азии, отчасти под влиянием Ирана, Египта, Мезопотамии. Учение Платона об идеях похожа на учение древних иранцев о духовных двойниках всех существ и вещей. А все-таки то, что Земля сфера, а не плоскость, была доказана греческим ученым Эратосфеном в 3 веке до н э. И все образованные люди средневековой Европы в это верили, включая знаменитых схоластов.
    Пользуюсь случаем, чтобы передать поклон Мастеру Чэнь за его сочинения!
    15:09
    11.01.2015
  • Сегодня разговаривал с одной мед.сестрой. Зарплату им сократили, говорят уходит на Украину(!?).Но верхушка поликлиники получает в 10-15 раз больше и себе ничего не сократила. Почему? А вот государство так решило, чтобы зарплаты определяли руководители учреждений. Возможно ли такое на Западе?.... К чему я это? А к тому, что автор статьи не о том говорит. Есть ценности и одна из них это ВЫСОКИЙ уровень социального равенства. А ещё, если вы не знаете, Запад составами отправляет к нам секонд-хенд, не обноски, а качественные вещи, в которые одета вся Россия. И это делает не власть, а люди Запада. Стирают, гладят, складывают в пакеты и отдают....
    17:27
    11.01.2015
  • Спасибо, Дмитрий! За статью, за правду!
    00:05
    12.01.2015
  • Владимир Кармазинов, и мои тоже.
    00:09
    12.01.2015
  • nikkalinin, вы где живёте-то?! Кто вам что собирает и отправляет?
    00:11
    12.01.2015
  • Лилия Чирикова, Таких, как наши родители, после войны осталось 140 милн.
    12:45
    12.01.2015
  • Владимир Кармазинов, и им рассказывали, что они работают на общественный совокупный продукт, которым сейчас владеют небольшое количество людей.
    18:38
    12.01.2015
  • Лилия Чирикова, рассказывали. Так же рассказывали. что в Москве по улицам бегают медведи.
    20:02
    12.01.2015
  • Владимир Кармазинов, про медведей, холода, фуфайку, шапку-ушанку и водку на завтрак рассказывали простым гражданам за рубежом. Формировали, так сказать, образ россиянина.
    21:22
    12.01.2015
  • Svetlana Strelkova в ответ пользователю nikkalinin(показатьскрыть)
    nikkalinin, Здесь идет речь о ценностях, а не о деньгах. Вы вошли не на ту ветку дискуссиии. Уточнение: ...а люди Запада. Стирают, гладят, складывают в пакеты и ПРОДАЮТ.......
    13:05
    13.01.2015
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.