Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Безусловным успехом ушедшего 2014 года стало возвращение Военно-морского флота России в Мировой океан. Только в походных условиях, в череде круглосуточных вахт по-настоящему отрабатывается слаженность боевых расчётов, экипажей и корабельных групп. Выполнение боевых упражнений в море – основа основ боеготовности ВМФ. Один океанский шторм дает моряку опыта больше, чем год стоянки корабля у пирса.
В океане – дома, на берегу – в гостях
Приоритетом командования ВМФ России в 2014 году оставалось поддержание кораблей в готовности к отражению угроз с морских и океанских направлений, подготовка сил Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов в составе разнородных группировок – для оперативного построения межвидовых группировок на стратегических направлениях.
Зарубежные военно-морские аналитики уже не посмеиваются над состоянием российского флота, как прежде, в 90-е годы. В начале XXI века появились новые корабли, и ВМФ России снова вышел на океанские просторы.
Вспомним основные события минувшего года
Весной большой противолодочный корабль (БПК) "Вице-адмирал Кулаков" более трех месяцев выполнял задачи в составе оперативного соединения российских кораблей в восточных районах Средиземного моря. За время похода посетил порты Испании, Мальты, Кипра.
Летом Военно-морской флот России возобновил практику кругосветных путешествий – впервые за последние 30 лет в плавание отправилось океанографическое исследовательское судно "Адмирал Владимирский".
Осенью новейший многоцелевой сторожевой корабль Балтийского флота "Ярослав Мудрый" вошёл в Красное море, чтобы защищать гражданские суда от пиратов. В октябре "Ярослав Мудрый" посетил военно-морскую базу Карачи и участвовал в совместных мероприятиях с военно-морскими силами Пакистана. А потом взял курс в Тихий океан. За время похода корабль прошел не один десяток тысяч морских миль.
В октябре отряд кораблей во главе с БПК "Адмирал Виноградов" вышел из Владивостока на боевое дежурство в Тихий океан.
На пороге зимы группа кораблей Балтийского флота прибыла с деловым визитом в Индонезию, где состоялась международная выставка вооружений и военной техники INDO Defence-2014 Expo & Forum.
В декабре БПК "Североморск" прошел пролив Гибралтар и взял курс в Средиземном море. В ходе плавания в Бискайском заливе состоялось совместное учение с боевыми расчетами большого десантного корабля (БДК) "Александр Отраковский", отработаны элементы противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.
Даже этот неполный обзор показывает, что океанская активность российского флота нарастала. Эффективность подобной военно-морской дипломатии трудно переоценить. Когда народы и политики разных стран видят красоту и могущество русского оружия, это лучше всяких слов убеждает в преимуществах дружбы и взаимодействия с Россией.
Арктические мили
Отдельную протяженность имеют арктические мили – в Северном Ледовитом океане сложная ледовая обстановка сохраняется даже летом. И все-таки Россия укрепляет свои позиции в Арктике, создаёт единую систему базирования надводных и подводных кораблей.
В 2014 году состоялись походы кораблей Северного флота к Земле Франца-Иосифа, Северной земле, Новосибирским островам, острову Врангеля. Изучение Северного Ледовитого океана продолжалось в военных интересах и для обеспечения морской экономической деятельности России.
Очевидное преимущество России в Северном Ледовитом океане признал даже американский журнал The National Interest: "В обозримом будущем Россия остается лучше всех подготовлена для того, чтобы стать гарантом глобального доступа к Арктике. Под эгидой гражданского агентства ядерной энергии Россия использует четыре атомных океанских ледокола. Эти суда имеют достаточно мощности и запаса хода для поддержки военных операций в Арктике. Есть у России немало ледоколов и с обычными силовыми установками. США, напротив, располагают всего лишь тремя ледоколами Береговой охраны и могут рассчитывать на несколько канадских кораблей. Ледоколы обеспечивают России военный доступ к Арктике, которого нет больше ни у одной страны в мире. Это позволяет России пользоваться большой свободой при планировании военных действий и программ по добыче полезных ископаемых в полярном регионе".
Словно в подтверждение, тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота "Пётр Великий" выполнил задачи поиска и уничтожения подводных лодок условного противника в нейтральных водах, на одном из полигонов дальней морской зоны, на границе Норвежского и Гренландского морей – в декабре. Ракетному крейсеру одновременно противодействовали несколько подводных лодок Северного флота.
Вряд ли ещё какой-то флот в мире может повторить подобное в Арктике.
О будущем
В декабре 2014 года Северная верфь спустила на воду серийный фрегат нового поколения "Адмирал Касатонов". После заводских ходовых и государственных испытаний корабль войдет в состав Северного флота.
Головной фрегат проекта 22350 "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" уже завершил ходовые испытания. Оружие и радиотехническое вооружение делают корабль универсальным. Он может бороться с надводными кораблями, подводными лодками и авиацией. Каждый из последующих 15 фрегатов проекта 22350 будет отличаться от предшественников новыми системами вооружения и жизнеобеспечения. И все предназначены для выполнения задач в океанской зоне, одиночно и в составе корабельных группировок.
Сейчас в России есть один авианесущий крейсер – "Адмирал Кузнецов". Следующий авианосец разрабатывается как принципиально новый боевой корабль большого водоизмещения. Его ожидают не ранее 2030 года. Главным оружием авианесущего комплекса станут пилотируемые и беспилотные летательные аппараты.
До 2020 года правительство намерено потратить на новые корабли и подводные лодки четыре триллиона рублей, а военно-морские стратеги и конструкторы всегда будут стремиться к совершенству структуры ВМФ и совершенству оружия России.