Чем грозит выпускное сочинение

Школьный класс
В шуме, поднявшемся вокруг возвращения выпускных школьных сочинений, есть изрядная доля лукавства, считает Сергей Петухов.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Аудитория. Архивное фото
Минобрнауки: с предложениями по возвращению сочинения медлить нельзя
Среди главных сюрпризов уходящего года – перспектива выпускного сочинения для учеников, которые закончат школу в 2015 году. Реакция на это чиновников от образования, учителей и родителей такая бурная, что создается впечатление, что вместо сочинения их питомцам предлагается совершить подвиг.

Хор одобрения

Обсуждение поручения президента ввести со следующего учебного года в выпускном классе итоговое сочинение набирает обороты.
После того, как Владимир Путин сообщил об этом в ходе своего послания Федеральному собранию, идею выпускного сочинения успели поддержать и политики, и чиновники, и педагоги.

Миронов: предложение Путина вернуть сочинение говорит об изъянах ЕГЭ
Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов выразил уверенность, что сочинение окончательно продемонстрирует "непригодность единого экзамена" и станет последним шагом на пути полной отмены ЕГЭ.

Руководитель Высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев выразил надежду, что сочинение по русскому языку станет обязательным не только для российских школьников, но и для мигрантов из стран СНГ.

Виктор Садовничий, архивное фото
Ректор МГУ считает "сверхправильной" идею выпускного сочинения в школе
Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий назвал экзамен в виде сочинения "сверхправильным решением", потому что "это ведь забота о молодежи".

Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк считает, что предложения по возвращению сочинения на итоговых школьных экзаменах нужно подготовить как можно быстрее. "Чем больше мы дадим возможностей нашим детям и нашим учителям подготовиться к этому экзамену, тем лучше. В мае, наверное, все-таки поздновато", — сказала она на заседании Общественного совета Минобрнауки.

Только ученики, которым, собственно, придется писать сочинение, и их учителя, которые последние четыре года вместо того, чтобы учить школьников связно излагать свои мысли на бумаге, натаскивали их на угадывание правильного ответа на бланке ЕГЭ, пока пребывают в растерянности.

Не сильно их успокоило разъяснение министра Ливанова, что речь идет о будущем календарном годе — 2014-м, а будущем учебном годе — 2015-м, то есть если и придется писать сочинение на выпускных экзаменах, то только тем, кто пока учится в 10 классе.

К чему приводит невнимательность на уроке

Списать новогодний сюрприз с выпускным сочинением на "представителей так называемого креативного класса", которые, по шутливому выражению президента, "пробрались в министерство образования и там все это рисуют" не удалось. Сочинение предложил сам президент.

Сдача экзаменов. Архив
Ливанов не исключает возврата сочинения в число выпускных экзаменов
Впервые о возможном возврате сочинения в число выпускных экзаменов министр Ливанов заявил в самый разгар скандала с выложенными в интернет ответами ЕГЭ-2013. Но тогда мало кто обратил на его слова внимание.

К теме реанимации выпускного сочинения министр возвращался еще несколько раз, но его словно тоже особенно никто не слышал. Не заметила широкая общественность и поручения президента правительству № 2699 по итогам заседания Совета при президенте по культуре и искусству 2 октября этого года.

А ведь там ясно было сказано о "необходимости учета при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения". Срок исполнения — 1 марта 2014 года. Ответственный — Дмитрий Медведев.

Обработка результатов ЕГЭ в Новосибирске. Архивное фото
Путин: сочинение должно учитываться при поступлении в вуз наряду с ЕГЭ
Не тому учили…

Забеспокоилась общественность только на Российском литературном собрании 21 ноября этого года, когда учитель словесности 57-й московской школы Сергей Волков сказал президенту: "Вчера я услышал, что будет у нас выпускной экзамен – сочинение. Это прекрасно, вероятно. Но знаете ли Вы, Владимир Владимирович, что в новом стандарте у нас не остается предмета "литература" в старшей школе. У нас нет этого предмета. У нас объединенный предмет "русский язык и литература", один. А экзамен уже есть – русский язык в форме ЕГЭ. Теперь будет второй экзамен по предмету, который стандартом не предусмотрен. У нас возникла колоссальная мешанина, мы сейчас запутаемся в этом деле, мы не знаем, как быть…".

Президент успокоил педагога: "нужно привести в соответствие стандарты".

Но и на этот раз общественность, похоже, не прониклась масштабом происходящего. Это случилось только спустя три недели, когда в ходе послания Федеральному собранию президент сообщил, что им "уже дано поручение, начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Вот тут с педагогической общественностью приключилось что-то похожее на истерику. Как, когда мы успеем научить школьников связно излагать мысли на бумаге на заданную или пусть даже свободную тему? От нас же требовали другого — учить их правильно ставить галочки в бланках ЕГЭ, максимум — порефлексировать в размере 150 слов на тему, предложенную в части С задания (для особо продвинутых экзаменующихся). То есть, в знакомом школьникам формате коммента в блоге или на форуме в ответ на чей-нибудь пост.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, архивное фото
Ливанов: выпускное сочинение побуждает учеников осваивать все предметы
Игра "Как стать стобалльником на ЕГЭ"

В шуме, поднявшемся вокруг школьных сочинений, есть изрядная доля лукавства со стороны чиновников от образования, педагогов и родителей. Сами школьники, кстати, воспринимают новую данность гораздо спокойнее. Велят писать сочинение — напишем, наверное, думают они, на нас в последнее время и покруче эксперименты ставят, и ничего, живы.

На самом деле выпускное сочинение в школе отсутствует всего 4 года, с 2009 года, когда ЕГЭ по русскому языку стал обязательным. Но даже после этого никто сочинений (не выпускных, а рутинных, в течение учебного года) из школьной программы распоряжением свыше не исключал. Просто учителям стало некогда заниматься такой ерундой, как сочинения, надо было учить своих питомцев максимально быстро угадывать правильный ответ из четырех возможных. Как в известной телеигре "Как стать миллионером".

День сдачи ЕГЭ по русскому языку во Владивостоке
Член ОС: учителя и школьники не готовы к возвращению сочинения
Этой важной образовательной задаче они посвящали все свое время и весь свой большой педагогический опыт. Потому что, если не научат, то за провал ЕГЭ спросят с губернатора, а тот их по головке не погладит, может даже снять голову сгоряча.

Сейчас и губернаторов освободили от ответственности за ЕГЭ, и возвращением сочинения пытаются вернуть здравый смысл образованию. Жаль, что только по словесности. Жаль, что в математике или химии нет сочинений, и детям по-прежнему придется учиться не этим предметам, а математической или химической разновидности игры "Как стать миллионером", точнее, "Как стать стобалльником по ЕГЭ".

Великая победа

Сочинения в качестве выпускного экзамена ввели в школу в 1944/45 учебном году. В первый раз ученики безо всякой подготовки написали их сразу после победы, и хотя вся страна была в разрухе, никого это тогда почему-то не испугало. Почему пугает сейчас — загадка.

Что же касается опасений учителя Сергея Волкова насчет отсутствия соответствующих образовательных стандартов предмета литературы, то зря он так волнуется. Их не было в гимназиях, реальных училищах и кадетских корпусах до революции. Но сочинения на аттестат зрелости там писали вполне успешно. Просто от выпускников тогда не требовали раскрыть образ Чацкого или князя Болконского, а темы для выпускных сочинений задавали простые. Например, "Родина и чужая сторона", "Какие предметы составляют богатство России и почему?", "Как построить дом и развести сад"… Словом, темы брали из жизни, из интернета скачать такие сложно.

Мнение
Обсуждение
4 пользователя оставили 4 комментария
  • Почему испугало, потому что и мыслей зачастую у школьников нет. А их ясно излагать? Помните как в "Доживем до понедельника" расстроили учительницу мечты девочки про четырех детей? И это был действительно подвиг такое написать. Ведь сочинитель в России больше, чем сочинитель. Не случайно из школьной программы депутаты предлагают убрать слишком революционных демократов.
    22:29
    18.12.2013
  • Дело, конечно, не в сочинении, проблема лежит гораздо глубже. Тот же С.М.Миронов, навпример, её хорошо понимает - это ЕГЭ, от которого все беды. Школьников учат угадайке - какое уж тут образование? Лотерея... Сочинение хотя бы отчасти вернет "классический" экзамен. Но хорошо бы это сделать полностью...
    07:38
    19.12.2013
  • "Жаль, что в математике или химии нет сочинений" Ну ляпнул автор... То есть что, доказательство теоремы или объяснение химического опыта можно делать на "олбанском" языке? Но чтобы написать "химическое" или "математическое" сочинение, нужно как минимум понимать математику или химию. Чего не требуется в ЕГЭ.
    С учетом современных реалий организация сочинения потребует усилий, в том числе и отказа от замшелых стереотипов. Например, совсем убрать "обязательные" темы типа "образ Чацкого", составить единый на всю страну список "свободных тем" (как пишет С.Петухов в последнем абзаце статьи). Разрешить школьникам использовать (по желанию) компьютеры для написания сочинения, но такие тексты обязательно проверять на плагиат.
    В объяснение последней идеи скажу: очень немногие школьники (да и взрослые тоже) имеют собственное суждение и способности внятно и грамотно его излагать. Если школьник умеет находить и оценивать ЧУЖИЕ суждения и создавать из них СОБСТВЕННЫЙ связный и грамотный текст, такое умение следует признать чрезвычайно полезным.в условиях современного информационного общества.
    10:48
    19.12.2013
  • первый шаг к возвращению нормальной системы оценки знаний - хорошо. главное, на нем не останавливаться.
    11:49
    19.12.2013
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.