Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Хор одобрения
Обсуждение поручения президента ввести со следующего учебного года в выпускном классе итоговое сочинение набирает обороты.
После того, как Владимир Путин сообщил об этом в ходе своего послания Федеральному собранию, идею выпускного сочинения успели поддержать и политики, и чиновники, и педагоги.
Руководитель Высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев выразил надежду, что сочинение по русскому языку станет обязательным не только для российских школьников, но и для мигрантов из стран СНГ.
Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк считает, что предложения по возвращению сочинения на итоговых школьных экзаменах нужно подготовить как можно быстрее. "Чем больше мы дадим возможностей нашим детям и нашим учителям подготовиться к этому экзамену, тем лучше. В мае, наверное, все-таки поздновато", — сказала она на заседании Общественного совета Минобрнауки.
Только ученики, которым, собственно, придется писать сочинение, и их учителя, которые последние четыре года вместо того, чтобы учить школьников связно излагать свои мысли на бумаге, натаскивали их на угадывание правильного ответа на бланке ЕГЭ, пока пребывают в растерянности.
Не сильно их успокоило разъяснение министра Ливанова, что речь идет о будущем календарном годе — 2014-м, а будущем учебном годе — 2015-м, то есть если и придется писать сочинение на выпускных экзаменах, то только тем, кто пока учится в 10 классе.
К чему приводит невнимательность на уроке
Списать новогодний сюрприз с выпускным сочинением на "представителей так называемого креативного класса", которые, по шутливому выражению президента, "пробрались в министерство образования и там все это рисуют" не удалось. Сочинение предложил сам президент.
К теме реанимации выпускного сочинения министр возвращался еще несколько раз, но его словно тоже особенно никто не слышал. Не заметила широкая общественность и поручения президента правительству № 2699 по итогам заседания Совета при президенте по культуре и искусству 2 октября этого года.
А ведь там ясно было сказано о "необходимости учета при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения". Срок исполнения — 1 марта 2014 года. Ответственный — Дмитрий Медведев.
Забеспокоилась общественность только на Российском литературном собрании 21 ноября этого года, когда учитель словесности 57-й московской школы Сергей Волков сказал президенту: "Вчера я услышал, что будет у нас выпускной экзамен – сочинение. Это прекрасно, вероятно. Но знаете ли Вы, Владимир Владимирович, что в новом стандарте у нас не остается предмета "литература" в старшей школе. У нас нет этого предмета. У нас объединенный предмет "русский язык и литература", один. А экзамен уже есть – русский язык в форме ЕГЭ. Теперь будет второй экзамен по предмету, который стандартом не предусмотрен. У нас возникла колоссальная мешанина, мы сейчас запутаемся в этом деле, мы не знаем, как быть…".
Президент успокоил педагога: "нужно привести в соответствие стандарты".
Но и на этот раз общественность, похоже, не прониклась масштабом происходящего. Это случилось только спустя три недели, когда в ходе послания Федеральному собранию президент сообщил, что им "уже дано поручение, начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения.
Вот тут с педагогической общественностью приключилось что-то похожее на истерику. Как, когда мы успеем научить школьников связно излагать мысли на бумаге на заданную или пусть даже свободную тему? От нас же требовали другого — учить их правильно ставить галочки в бланках ЕГЭ, максимум — порефлексировать в размере 150 слов на тему, предложенную в части С задания (для особо продвинутых экзаменующихся). То есть, в знакомом школьникам формате коммента в блоге или на форуме в ответ на чей-нибудь пост.
В шуме, поднявшемся вокруг школьных сочинений, есть изрядная доля лукавства со стороны чиновников от образования, педагогов и родителей. Сами школьники, кстати, воспринимают новую данность гораздо спокойнее. Велят писать сочинение — напишем, наверное, думают они, на нас в последнее время и покруче эксперименты ставят, и ничего, живы.
На самом деле выпускное сочинение в школе отсутствует всего 4 года, с 2009 года, когда ЕГЭ по русскому языку стал обязательным. Но даже после этого никто сочинений (не выпускных, а рутинных, в течение учебного года) из школьной программы распоряжением свыше не исключал. Просто учителям стало некогда заниматься такой ерундой, как сочинения, надо было учить своих питомцев максимально быстро угадывать правильный ответ из четырех возможных. Как в известной телеигре "Как стать миллионером".
Сейчас и губернаторов освободили от ответственности за ЕГЭ, и возвращением сочинения пытаются вернуть здравый смысл образованию. Жаль, что только по словесности. Жаль, что в математике или химии нет сочинений, и детям по-прежнему придется учиться не этим предметам, а математической или химической разновидности игры "Как стать миллионером", точнее, "Как стать стобалльником по ЕГЭ".
Великая победа
Сочинения в качестве выпускного экзамена ввели в школу в 1944/45 учебном году. В первый раз ученики безо всякой подготовки написали их сразу после победы, и хотя вся страна была в разрухе, никого это тогда почему-то не испугало. Почему пугает сейчас — загадка.
Что же касается опасений учителя Сергея Волкова насчет отсутствия соответствующих образовательных стандартов предмета литературы, то зря он так волнуется. Их не было в гимназиях, реальных училищах и кадетских корпусах до революции. Но сочинения на аттестат зрелости там писали вполне успешно. Просто от выпускников тогда не требовали раскрыть образ Чацкого или князя Болконского, а темы для выпускных сочинений задавали простые. Например, "Родина и чужая сторона", "Какие предметы составляют богатство России и почему?", "Как построить дом и развести сад"… Словом, темы брали из жизни, из интернета скачать такие сложно.