Специальности сокращают в классификаторе, а не в вузах

Законопроект об образовании (47)
Студенты в аудитории
Сокращение числа специальностей в вузах – процесс долгий, и идет он не первый год. Но разъяснение решений требует больше времени, чем его принятие, напоминает Сергей Петухов. Иначе неминуем переполох.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Сокращение числа некоторых специальностей в вузах должно быть приурочено к вступлению с силу закона "Об образовании в Российской Федерации", то есть к 1 сентября 2013 года. То есть в ходе нынешней вступительной кампании абитуриенты будут зачисляться на "старые" специальности. Более того, массовые отмены специальностей вряд ли вообще произойдут в вузах в обозримом будущем.

На первый курс – по старым специальностям

По мере приближения окончания учебного года, сдачи ЕГЭ и зачисления в вузы растет нервное напряжение у выпускников и главное – у их родителей. На этом фоне слухи о любой новации Минобрнауки в этой области вызывает у народа возбуждение, граничащее с паникой, и появление в СМИ сообщений о радикальном сокращении числа специальностей в вузах (с более пятисот до примерно сотни) ожидаемо взорвало блогосферу.

Одна из участниц рабочей группы по ревизии вузовских специальностей, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина была явно удивлена такой бурной реакции.

"Сокращение специальностей, точнее, переход к их укрупненным группам, поэтапно идет с 2005 года. А что касается нынешнего этапа, то обновленный ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию – РИА Новости) должен быть утвержден к 1 сентября этого года, когда вступит в силу новый закон об образовании", – говорит профессор Абанкина.

Из этого следует, что абитуриенты и их родители могут расслабиться. В ходе летней вступительной кампании этого года поступать они будут в вузы на "старые" специальности. Точнее, на те, которые еще успели "укрупнить" за 8 лет с 2005 года.

Зачем сокращают специальности

Говорят, что ликвидируют устаревшие профессии, те, на которые нет спроса на рынке труда. Но это не объяснение. Такие "умершие" профессии действительно есть, например, преподаватель марксистско-ленинской философии. Но свято место пусто не бывает, вместо одного специалиста по истории КПСС появилась дюжина политологов и политтехнологов самых разных профилей, не говоря о теологах и религиоведах. Вместо инженеров по эксплуатации паровозов – логистики, взамен специалистов по АСУП и АСУ ТП (автоматизированные системы управления производством и технологическим процессом) – целый рой менеджеров и сисадминов.

Логика сокращения другая. По словам профессора Абанкиной, укрупнение специальностей и в перспективе максимальная их замена на направления оставляет больше степеней свободы выпускнику для приложения своих знаний в самых разных отраслях. К этому можно добавить также то, что поменять специальность на более востребованную проще, если и той, и другой официально как бы нет, а есть некое общее направление деятельности.

На всякий случай я уточнил у профессора Абанкиной, предполагается ли оставить, например, бухгалтера. Оказалось, что и его, дойдут руки, ликвидируют. "Финансисты, экономисты, госуправление – все это подпадает под одну специальность "экономика и управление", – заверила профессор.

Какие специальности не сократят

Пока не идет речь о сокращении специальностей в медицине, архитектуре, культуре и искусстве и отдельных инженерных специальностей, говорит Ирина Абанкина. Но среди перечисленных "профессиональных кластеров" только инженерные специальности (их несколько сотен) и культура с искусством (31 специальность) еще поддаются сокращению. А медицину (на сегодня там осталось 6 специальностей) и архитектуру (там и вовсе две: сама "Архитектура" и "Дизайн архитектурной среды") сокращать вроде и некуда.

Если же дело и впрямь дойдет до полной замены специальностей направлениями, то разновидностей дипломированных специалистов у нас будет всего пять: по естественно-математическому направлению, гуманитарно-социально-экономическому, образовательному, техническому и сельскохозяйственному.

До этого не дойдет, заверяет Ирина Абанкина. "Никто не запрещает вузу готовить специалистов, каких они хотят выпускать. Более того, сам студент будет выбирать себе траекторию обучения с учетом выбранной им специальности", – говорит она.

Тогда возникает вопрос, зачем вообще нужно было все это затевать и трепать нервы людям.

Польза и вред от сокращения специальностей

Польза от разумного и взвешенного сокращения ОКСО очевидна. Зачем содержать в вузе сразу две кафедры с двумя заведующими кафедрой и парным набором профессоров и доцентов по специальностям 0507003 "Педагогика хореографии" и 0508003 "История и теория хореографического искусства"? Понятно же, что, не зная истории и теории хореографии, нельзя ее преподавать. Зачем писать в дипломе физику, что он специалист исключительно по "Физике пучков заряженных частиц и ускорительной техники", когда и он сам, и все остальные знают, что человек с такой специальностью свободно ориентируется и с успехом может работать в любой смежной области высоких энергий.

Узкие специалисты, например, те же врачи разных специальностей, всегда будут нужны. Но большинству выпускников вузов явно выгодно иметь широкий профиль по диплому. С таким дипломом у него будет шире маневр на рынке труда. Собственно, этим – расширением возможностей для вузовских выпускников – занимается рабочая группа по оптимизации ОКСО последние восемь лет.

"Мне трудно сказать, что сейчас стало причиной такого всплеска эмоций. Упорядочение классификатора – процесс долгий, на это требуются годы. И этот процесс пока никак не затрагивает стандарты образования – государственные и вузовские. Никаких массовых отмен специальностей в вузах он не подразумевает", – говорит первый замдиректора Федерального институт развития образования Александр Лейбович, один из членов рабочей группы при Минобрнауки.

Тем не менее, информация о грядущих сокращениях вузовских специальностей уже пошла гулять по соцсетям, и негативные последствия "сокращения" очевидны. Они касаются не вузов, а самого Минобрнауки, а точнее – его главы Дмитрия Ливанова, которому как раз сейчас новый скандал совсем некстати.

"Ливанов – сильный министр, Но, к сожалению, на разъяснение его стратегии уходит порой больше времени, чем на ее разработку", – говорит Александр Лейбович.

С академиком Лейбовичем трудно не согласиться: работать надо, а не объяснять непонятливым. Судя по всему, так думает и сам министр Дмитрий Ливанов – и делает фатальную ошибку. Простой учитель может объяснить министру, что любой новый материал полагается объяснить в классе минимум трижды. Во вспомогательных школах (для умственно отсталых) число повторений удваивается: чтобы все поняли, объяснить одно и то же надо шесть раз подряд. Это азы специальности 0300003 "Образование".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • 5 раз повторить любым людям надо - учат бизнес-тренеры (психологи). Весь мир идет к узкой специализации, только мы - к широкой. Хотя у нас все равно заканчивают один ВУЗ, а по специальности работают единицы, все к деньгам поближе уходят, лучше в чиновники. А вот ВУЗов можно и меньше оставить.(больше чем 30 сократить раз в 20 больше). И ПТУ открыть.
    14:37
    23.04.2013
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.