Гром над Багдадом: как американцы взяли свой Грозный

Американские танки в Багдаде
К десятилетию штурма Багдада армией США Константин Богданов разбирает подробности этой успешной операции.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Десять лет назад, в первых числах апреля 2003 года, американские войска вышли в пригороды иракской столицы и начали ее штурм. Как вышло, что оборона цитадели Саддама Хусейна развалилась в течение четырех дней всего от двух сильных ударов? И это несмотря на то, что многие отечественные наблюдатели ставили на длительные кровопролитные бои, отталкиваясь от опыта российской армии в Грозном в 1994 году.

Хроника военной операции США против Ирака в 2003 году >>

Между тем, у того, что делали американцы в Багдаде, и того, как российская армия в первый раз пыталась взять Грозный, куда больше общего, чем можно было бы подумать, глядя на ход и исход обоих сражений.

Багдад: экспозиция

Весенняя кампания 2003 года, в ходе которой американцы разгромили саддамовскую армию, носила характер захождения двумя "крыльями" по обе стороны Евфрата в общем направлении на Багдад, где им надлежало сомкнуться. Левое "крыло" формировал 5-й армейский корпус, правое — морская пехота. 

Подробности первой фазы операции >>

Прорвав иракскую оборону у Кербелы и не влезая в бои в черте этого города, американцы продвинулись к Багдаду, и 3-4 апреля блокировали его с юга и запада, с ходу захватив международный аэропорт иракской столицы.

На завязку штурма повлияли два обстоятельства. Во-первых, армейские подразделения, наступавшие с юга, вышли к Багдаду раньше морпехов, двигавшихся в Междуречье и форсировавших Тигр. Стоять на месте было как-то не с руки: темп был выигран солидный, значительные силы иракцев (включая самые боеспособные дивизии Республиканской гвардии) серьезно потрепаны в боях на подступах к Багдаду. Значит, нельзя было дать им прийти в себя, перегруппироваться и усилить оборону столицы.

Во-вторых, к тому моменту уже сложились первые впечатления от реальных боевых возможностей иракской армии и ее тактики. Бои начального периода продемонстрировали, что достаточно небольшие американские подразделения (уровня взвода-роты на бронетехнике), даже не имея непосредственной связи с основными силами, в состоянии в течение длительного времени успешно обороняться в застройке городов от иракских атак, не неся существенных санитарных потерь (не говоря уже о безвозвратных). 

Отдельной строкой стояла трагическая история 507-й роты техобслуживания и ремонта, которая во время маневров у Эн-Насирии заблудилась и умудрилась пройти через подготовленную иракскую оборону походной колонной — сначала туда, потом, почти успешно, обратно — и была разгромлена всполошившимися иракцами только на выходе из города. 

Если тыловому подразделению удалось так глубоко проникнуть в застройку и если боевое подразделение в состоянии успешно держать оборону, будучи формально изолированным от основных сил, — на какие мысли это должно наводить пытливый ум штабных офицеров?

Thunder Run 

В неофициальной военной терминологии американцев со времен вьетнамской войны есть словосочетание "thunder run" (по смыслу: громовой или громкий — корень слова все равно один — рывок). Им обозначается продвижение воинской колонны по оспариваемой или занятой противником территории, фактически прорыв с боем, в частности — в городской застройке. Уставное же наименование такого типа операций — рейд.

(Есть еще одна невоенная, жаргонная трактовка термина "thunder run", но она излишне фривольна для воспроизведения в СМИ в наше благопристойное время — желающие легко отыщут ее сами.)

Рано утром 5 апреля 2003 года 1-я батальонная боевая группа 64-го танкового полка (TF 1-64 Armor), входившая в состав 2-й бригадной боевой группы 3-й пехотной дивизии, начала операцию, вошедшую в историю весенней кампании 2003 года как "Thunder Run One".

Группа в составе 29 танков M1A1 Abrams и нескольких сотен бойцов на БМП и БТР в 5 утра двинулась по шоссе №8, с юга вошла в Багдад и через три часа вышла из него в западном направлении. Колонна техники двигалась по широким автомагистралям, успешно ведя бой с иракскими военными, атаковавшими колонну в основном с применением стрелкового оружия и гранатометов. Желающие могут посмотреть нарезку с камеры одного из танков TF 1-64. Довольно скучное на вид мероприятие, хотя и небезынтересное для любителей современной военной истории.

Потери составили один танк (его пытались вытащить, но в итоге пришлось бросить — в ночь на 6 апреля его разнесли с воздуха двумя ракетами Maverick, чтобы не достался иракцам), один человек был убит (командир одного из танков, который вылез из люка перестреливаться с иракцами и получил пулю) и еще несколько ранено. Американское командование бодро доложило о 2 тысячах иракцев, убитых в ходе рейда, что, конечно, трудно воспринимать всерьез.

Успех этой акции окончательно продемонстрировал американскому командованию, что хорошо подготовленное продвижение колонн тяжелой техники в городской застройке вполне реально, и этот прием можно использовать уже для штурма города.

Повтори свой номер на бис

Утром 7 апреля начался "Thunder Run Two". К нему привлекли уже сразу три батальонные боевые группы: помимо TF 1-64, в бой пошла TF 4-64 Armor (на базе 4-го танкового батальона того же 64-го полка), а также TF 3-15 Infantry (на базе батальона 15-го пехотного полка). 

Повторив было на начальном этапе маршрут "Thunder Run One", группировка, однако, свернула не на запад (к выходу из города), а на восток, и прорвалась в центр Багдада. Четыре часа спустя после начала выдвижения обе боевые группы танкистов заняли оборону на берегу Тигра — в административном квартале, который сейчас носит прозвище "зеленая зона". Мотопехота же из TF 3-15 сформировала на маршруте к этому району три изолированных опорных пункта, чтобы удержать коммуникации.

Поначалу решение "сесть и остаться навсегда" рассматривалось лишь как один из вариантов поведения — в частности, с такой же вероятностью мог включиться сценарий "снялись и ушли с боем". Зависело это от силы сопротивления иракцев. Оценив ее, командующий 2-й бригадной боевой группой полковник Дэвид Перкинс отдал войскам второго "тандер-рана" приказ остаться. Как выяснилось впоследствии, этот залихватский поступок и решил судьбу всего штурма Багдада.

С одной стороны, боевые возможности залезших в самое сердце Багдада американцев были достаточно велики, а атаки иракцев носили нескоординированный характер и вели в основном к потерям личного состава защитников столицы. 

Однако растянутые коммуникации танкистов TF 1-64 и TF 4-64 давали о себе знать. Например, газовые турбины танковых движков ускоренными темпами ели топливо даже у неподвижных машин (для работы поворотных механизмов башен и прочих силовых приводов). 

Державшая же то, что можно было бы аккуратно назвать "коридором к танкистам" мотопехота постоянно подвергалась атакам иракских войск, среди которых были отмечены формирования сирийских добровольцев, что затрудняло устойчивое снабжение.

В довершение ко всему внезапно проснулась иракская артиллерия, да еще как — артналетом накрыла операционный центр, курировавший всю воздушную и артиллерийскую поддержку 2-й бригадной боевой группы.

Дальше характер иракских атак несколько изменился. Оценив всю пагубность сложившейся обстановки, иракское командование бросило в атаку на опорные пункты TF 3-15 тяжелую технику при поддержке артиллерии. 

А резервов в наличии 2-й бригадной боевой группы, в общем, не было. Ну вот такая получилась авантюра. В бой кинули уже последнее: затащили в город еще одну мотопехотную роту и срочно запросили передачу усиления из 1-й бригадной боевой группы. А у той тоже на участке было не все слава богу: иракцы к исходу 7 апреля кинулись деблокировать западные выходы из города и связали группу боем. 

Тем не менее, несмотря на кризис, в течение 8 апреля американцы вполне уверенно удержали все занятые точки, отбив и атаки через Тигр на танкистов, и попытки разгромить опорные пункты мотопехоты по дороге к ним. 

Выяснилось, что против иракской армии в ее состоянии на начало апреля оказалось условно допустимым даже такое головотяпство. Американская усиленная рота, севшая в застройку и сформировавшая оборонительный периметр опорного пункта, оказалась просто не по зубам силам иракского гарнизона. 

Возможно, если бы в наличии у иракского командования оставались боеспособные части Республиканской гвардии на тяжелой технике, история сорвиголов из 2-й бригадной боевой группы могла закончиться весьма плачевно. Но практически все "республиканцы" были предусмотрительно разгромлены по частям и рассеяны еще на подступах к Багдаду, а дезертирство из регулярных частей саддамовской армии к моменту проведения "тандер-ранов" приняло повальный характер. Боевой потенциал обороняющихся таял просто по часам.

В ночь на 9 апреля изолированные опорные пункты перешли от чистой обороны к маневренным действиям, к утру 10 апреля установив контакт друг с другом и с подошедшими резервами, выдвинувшимися с запада. 

А утром 9 апреля с северо-востока, востока и юго-востока в пригороды иракской столицы одновременно начали входить припозднившиеся в своем марше через Междуречье 5-я, 1-я и 7-я полковые боевые группы 1-й дивизии морской пехоты соответственно. Организованного сопротивления они не встретили и с ходу приступили к зачистке застройки.

Оборона иракской столицы, к тому моменту окончательно утратившая хотя бы видимость централизованного управления, рассыпалась на отдельные мелкие очаги. К 12 апреля Багдад пал.

Грозный на новом историческом этапе

Внимательный читатель, изучая то, что делали американцы в Багдаде, уже давно догадался и изготовился воскликнуть: "Позвольте-позвольте! Но ведь мы это все уже видели! Это же…"

Именно так. Штурм Багдада представляет собой пример успешного применения той же самой тактики, которая стала символом тяжелейшего унижения российской армии, да и, пожалуй, всей нашей постсоветской государственности. Перед нами — реализованный замысел "новогоднего штурма" города Грозный от 31 декабря 1994 года.

Как только не измывалась тогда отечественная пресса над генералами, которые "полезли в город бронетехникой", когда всем цивилизованным людям "давно очевидно", что в однобортном сейчас уже никто не воюет (простите, танки беспомощны в городской застройке). Выяснилось, что дело не в замысле (он-то как раз был верен), а в исполнении и обеспечении операции.

Человеческие жертвы войны в Ираке
Оба багдадских "тандер-рана" и работа британских танкистов на зачистке Басры прекрасно показали, что танк в городе вполне может выживать и приносить войскам немалую пользу как мобильная платформа тяжелого оружия. Чему и удивляться, если тактика штурмовых групп пехоты, поддержанных танками, с успехом применялась еще советской армией в 1944-45 гг, при взятии крупных городов Восточной Европы. А ведь те же самые проблемы были на руках — вплоть до пакостных гранатометчиков, бивших фаустпатронами с верхних этажей. 

Но в случае с Багдадом сработало не просто введение бронетехники в город. Здесь применили тот же самый прием, что и российские военные в Грозном: быстрое проникновение мобильных тяжеловооруженных сил в центр штурмуемого города с попытками закрепиться там и дезорганизовать оборону противника. В данном случае — вполне удачными.

Вот исполнение, обеспечение операции (в первую очередь, по разведке, связи, освещению обстановки и поддержке огнем), а также боеспособность и общее состояние вооруженных сил РФ образца 1994 года и США образца 2003 года отличались принципиально. А замысел военных был в целом одинаков и, в общем-то, вполне грамотен, хотя и весьма дерзок. 

Только американцы сделали, с одной стороны, все, чтобы максимально разгромить или измотать наиболее боеспособные силы противника до начала штурма Багдада, не дав им отойти в столицу и организовать там оборону. А с другой — неплохо готовили сами операции по входу колонн в город 5 и 7 апреля, что дало возможность успешно обороняться от иракских контратак. Поэтому формальная авантюра "тандер-ранов" и увенчалась успехом.

А в травмированной памяти россиян от 1994 года остались исключительно горящие БМП, мечущиеся по проспектам под перекрестным огнем, разрозненные очаги сопротивления и расстрел техники 131-й Майкопской бригады на площади перед грозненским вокзалом. И двухмесячные бои за город, закончившиеся лишь к началу марта.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Обсуждение
47 пользователей оставили 116 комментариев
  • Я думаю, что если уж умничать и сравнивать то более уместно было бы брать не Багдад, а Эль Фалужду. Там они "победили" только после фосфорных бомб. Почти год город был центром партизанского сопротивления. И еще, аффтору следовало бы вспомнть, что в Грозном российская армия входила в город на своей территории и стремилась минимизировать жертвы со стороны мирного населения. американские военные такими сентиментами не страдали и спокойно бомбили там, где собирались потом проехать на танке. Собственно и все, на что хватало их стратегического мышления. И даже не смотря на плачевное состояние российской армии в 94-м, в арсеналах нашлось бы достаточное количество боеприпасов, способных расчистить танкам широкое поле на месте Грозного. Еще надо посмотреть предысторию: перед войной в Ираке америкосы сильно ослабили страну экономическими санкциями и во время войны активно подкупали предателей. То есть победа была военной лишь отчасти. Основным оружием американской армии был и остается печатный станок ФРС. Будь у Ирана в наличии некоторые виды современного вооружения, амеры бы даже подплыть близко испугались бы. Давайте вспомним, какой визг подняли из-за миковолновок, которые мудрые иракцы додумались применять в качестве помех для высокоточного оружия. И, кстати, скоро, я думаю, америкосы будут вынуждены уйти из Ирака и во многом из-за своих прямолинейных методов ведения войны, дающих такие легкие победы, как в Багдаде. Все труднее сохранять лицо, все больше потери и дезертирство. В то время, как Чечня будет оставаться в состав России.
    00:51
    05.04.2013
  • Сранивать эти штурмы совершенно нельзя. В Грозном мы воевали с боевиками-исламистами, которые изначально делали ставку на партизанскую борьбу, и никому еще эффективно с ними бороться не удавалось. В Багдаде же воевала регулярная армия, никаких боевиков-исламистов при Хусейне не было, никаких смертников и захватов заложников, боевики появились уже после свержения Саддама. Плюс американцы совершенно не беспокоились о мирном населении, в отличие от самого Хусейна и русских солдат в Грозном - объемы бомбовых ударов отличаются на порядки. Так же политический фактор: нашу армию политики постоянно останавливали из-за огромного международного давления, у американцев была полная свобода действий. Если взять аналогичные условия: бой с небольшой регулярной армией на чужой территории - наши войска думаю тоже бы проявили свои умения, тем более есть примеры - штурм дворца в Кабуле и война с Грузией.
    11:15
    05.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, Насчет того, чтобы прекратить спор о могуществе СССР согласен. СССР был могущественной державой. Вы пытаетесь меня переубедить, но это бесполезно, потому что я успел там пожить. И если бы можно было, то хотел бы вернуть все как было. Причем незадумываясь. И таких людей много. Пропаганда не сработала. Пустой пшик.
    11:36
    16.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, насчет боли об утраченной империи. Я бы уточнил, что это боль об украденной империи. Но, к счастью, Россия выстояла и теперь возвращается к былому уровню. Пусть медленно, но верно. Ядерные дубинки не ржавеют. Можно сколько угодно по этому поводу иронизировать, но всякая воинсвенная риторика в конечном счете затыкается и тема переводится на другие темы, вроде перезагрузки отношений. И все это благодаря дубинке. Доброе слово и дубна всегда более понятно, чем просто доброе слово. Во всяком случае для узколобых ковбоев.
    11:42
    16.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, да вы бы отправили своего ребенка работать сегодня? Навряд ли за 10 рублей в месяц. Именно нам столько и платили. Было весело в чем? В голом энтузиазме и отсутсствии элементарных условий жизни? Я так не считаю - жить в палатках и сдавать норму сбора и есть баланду я тогда уже не согласен был. Так же как и насчет Сталина может города и хорошо жили, а села а так же вы не упомянули про голод унесший миллионы жизней проклинали Сталина (это к тому откуда ненависть у украинцев) Профессоров не видел в своей жизни, а нищету при советской власти особенно в глубинке и по окраинам лехко. Трактора производства 50 годов, Андроповские времена когда за тунеядство на 15 суток закрывали - мы все это помним хорошо, шел мужик пораньше с работы уволокли на 15 суток на принудительные работы, вот страна была. Очереди не только за молоком были и за хлебом и всем необходимым. Помню хорошо как заготкотора местная выставляла мотоцикла Восход (двухколесное ведро с гайками которое ремонтировать надо было все время) за 1500 кг меда!!! Это столько надо было сдать чтобы получить плохо продуманный и еще хуже собранный кривыми ручками мопед. Логан интеллектуально РФ принадлежит или все таки французам и каково процентное соотношение деталей изготовленных заграницей? И насколько он морально устарел прежде чем пошел в производство в РФ? Насчет закрывать границы надо это было сразу делать а не играть с доброго большого брата. И насчет неточностей пожалуйста скажите каких.
    И напоследок насчет компьютера - вы даже не поверите, сделан в Канаде. Могу вам фото лейбла прислать и серийного номера.
    12:20
    16.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, да да мощной, с радиламповыми самолетами в век цифровых. Аналоговыми технологиями в цифровой век, беспричинными репрессиями собственного народа, полицейской страны, страны которая потратила миллиарды на третьий страны так и не получив дивидендов потому что руководили страной вчерашние кухарки. Поддержкой террористических организаций типа арабских которые выросли из коротких штанишек и ввалили этой же стране в афганской и потом чеченской войне. Я никого не переубеждаю - я констатирую факты. Мощная страна никогда не разваливается от действий одного человека. Мощная страна это как здоровый организм с развитой имунной системой котоая отторгает чужородные организмы. Ослабленная и больная страна, развал то есть смерть страны была закономерностью.
    12:26
    16.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, она никогда не была империей - империя в которой отменили рабство только 152 года назад. Империей она была во время Ивана Грозного и Ермака, Петра Первого а остальное пшик. Держится на плаву то что было завоевано и заработано вышеуказанными талантливыми людьми. РФ это нефтебаза европы и китая грубо говоря и 90% денег которые она получает это оттуда. И говорите большое спасибо своим ненавистным американским друзьям что развязали эти войны на ближнем востоке что нефть подпрыгнула в цене. Вообще очень интересно американцы зачистив ирак предоставили российским компаниям возможность получить крупнейшие месторождения нейти этой страны. Если вам это неизвестно это. Поэтому вам хотя бы следовало спасибо сказать за это. Что часть ваших зарплат и пенсий бюджетников оплачивается именно за счет продажи иракской нефти российскими компаниями. И еще раз заметье, я не поддерживаю ни красных то бишь РФ ни звездно полосатых США. Я слава Богу живу и зарабатываю нормально и на одну зарплату могу себе купить новую машину сделаную в японии а не в РФ. И развал СССР дал мне такую возможность и я не ворую не у кого а своим интеллектом и знаниями зарабатываю. Про СССР вспоминаю с содроганием. И хорошо что родителям оставшимся там, могу обеспечивать достойную старость а не подачку под названием пенсия. Образно РФ еще называет пенсией за то что мать проработала всю жизнь учительницей, а отец сельхозтехнике. 8 тысяч рублей на отца - это что? Издевательство над теми кто строил это государство?
    12:35
    16.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, когда мне довелось работать в колхозе, за норму платили 3 рубля 15 копеек в день. Хлеб стоил 20-30 копеек, мороженное Пломбир - 19 к. Это по тем временам были приличные деньги. Если бы сейчас можно было ребенка отправить на месяц подработать на таких условиях (эквивалент 10 буханок хлеба=2000 р как минимум в день но никак не 10 р в месяц)+ подышать свежим воздухом + поесть фруктов прямо с дерева, я бы согласился и сам бы поехал. Насчет условий жизни могу сказать так: в советские времена кто хотел жить в палатках - жил в палатках ради романтики. Лично мне довелось жить в нормальном жилом корпусе со всеми удобствами. Джакузи там не было конечно. Насчет того, что все проклинали Сталина и его режим держался на НКВД - это любимая байка либералов. Причем, я помню, что ее начали усиленно впихивать в мозг в эпоху перестройки. Моя мама жила в глубинке при Сталине и рассказывала, что жить было можно. Кто не ленился и держал дома подсобное хозяйство, тот не бедствовал. Не стоит забывать, что это были послевоенные годы. Продуктовые карточки в СССР отменили раньше, чем в Великобритании, на территории которой вообще не было военных действий. "Ненависть украинцев" - на самом деле это национализм западэнцев. Я все детство прожил на Украине и Ваши сказки про ненависть меня смешат просто. Я другое могу сказать, что когда мы с семьей приезжаем в Крым на отдых, то местные жители спрашивают примерно так :"когда же вы наконец нас к себе возьмете". Андропов был агентом влияния запада, как и его покровитель Куусинен. Поэтому все, что при нем происходило можно объснить истинными мотивами его поступков. Логан хорошая машина, которая отлично выполняет свою функцию. Сколько там иностранных деталей, не знаю, вероятно не мало, но при этом достаточно высокая местная добавленная стоимость. По крайней мере немцы тоже любят логан. На мой взгляд это одна из легендарных моделей типа WV beatle. Вообще, если говорить об автопроме, что тут америка тоже не особо конкурент. Могу привести такой пример: один и тот же автомобиль продавался в штатах под марками Mitsubishi Eclipse и Dodge ( какой не помню) причем японская марка продавалась в полтора раза дороже. Вскоре пришлось прекратить выпуск того, что называлось Dodge. Американцы сами предпочитали японское ну или немецкое. Если я не прав, что почему город Дейтройт стал таким каким он стал. Ваш компьютер сделан в канаде точно так же как мой собран на компьютерном рынке на Савеловской, то есть из китайских комплектующих. Просто финальная сборка компьютеров производится по месту продажи, так как они быстро стареют. Кроме того существенная доля софта написана русскими, индусами и китайцами. По статистике порядка 80% ученых и инженеров в америке - гастарбайтеры.
    23:58
    16.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, "цифровой век" - это демагогия. Технические решения обычно обосновываются конкретными причинами. Например, радиолампы лучше переносят электромагнитный импульс. Собственно в авиационном бою важнее ТТХ самолета, а не его начинка. Что толку от того, что ваш раптор цифровой, если он не летает. Насчет поддержки арабских организаций, вы что-то путаете. Алькаеда - это детище америки. И именно наемники алькаеды, то есть читай америки воевали в чеченскую войну, и воюют в Сирии. Вы факты не констатируете, Вы ими умело жонглируете. Собственно, как троль, Вы специалист высокого уровня. Мне разных доводилось встречать. Бывают совсем неопытные. А Вы неплохо держитесь. Насчет того, что мощная страна отторгает чужеродные организмы, я с Вами согласен. И как раз то, то начался шорох в НКО - свидетельство того, что она их отторгает, хотя еще не до конца выздоровела. Вообще в медицине есть такое мнение, что если у человека температура, то его иммунитет работает, если нет никакой реакции, то нет. Америка уже давно потеряла имумнитет. И уже не отторгает никого. Никто не в состоянии противостоять ФРС. Кеннеди попробовал и его убили. Причем указ о том, что казначество может печатать деньги, до сих пор действует. Но его боятся применять. Как врочем и то, что срок полномочий ФРС тоже закончился, но никто не против. И еще со времен второй мировой войны никто не проверял наличие золотого запаса. Назовите мне хотя бы одну частную компанию у которой за 60 тел не было бы ни одного злоупотребления. Таких нет. Потому что природа капитализма основана на обмане. Но тем не менее на хранении у частной лавочки огромные активы, и никто их не проверяет. Мощная страна МОЖЕТ развалиться от действий одного человека, если у этого человека есть РЕАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ и он предатель. с горби было именно так. Ни один президент сша не в состоянии развалить страну потому что у него НЕТ РЕАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Он просто персонаж для тележурналистов и все. Любая жизнеспособная система управления имеет иерархический характер. То есть всегда есть вершина: главный орган власти. Все сказки про сдержки и противовесы и имунную систему - это бред. Такие системы управления характерны для филиалов, когда видимы только управляющие, а над ними стоят служюы безопасности и внутреннего контроля, подчиняющиеся верхушке, а не управляющему филиала. Все без исключения так называемые демократические страны - это филиалы пирамиды, вершина которой скрыта. СССР не входил в эту пирамиду и его вершина власти была открыта и явно видна в виде поста генсека. Справедливости ради нужно отметить, что развал СССР был длительным процесом. Если брать послевоенный период, то начиная от Хрущева, то есть аж с 60-х годов и длился 30 лет. При этом внутри правящей верхушки усилиями Андропова и Кусинена велась чистка. Было несколько достаточно загадочных смертей. И так оказалось, что в определенный момент путь для горби был открыт, сам же Андропов будучи главой кгб потрудился, чтобы никто ему в этом не мешал. Как горбачев ломал экономику страны тоже могу пояснить. Это не было стихийным и тем более явлением.
    00:31
    17.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, я бы не стал так рассуждать обобщенно. Не стоит забывать, что во второй мировой войне у СССР была самая сильная армия, которую уже невозможно было остановить. Именно поэтому так называемые союзники поторопились открыть второй фронт и именно поэтому метнули бомбу в японию. Насчет того, что добрые американцы что-то там позволили в Ираке делать, могу отметить только то, что вы тут опять умело манипулируете при помощи обобщения. Не всякая работа на месторождении есть баснословные прибыли. Одно дело распоряжаться месторождением по договору о разделе продукции, а другое иметь подряд на сервисные работы. Сервис приносит копейки. Основную прибыль получает тот, кому приходят деньги от продажи. В случае ирака это скорее Д.Ч. но никак не наши бюджетники. Статус нефтебазы у России искуственно поддерживается. Ради этого собственно всю промышленность разрушили и перевели потребление на импорт в 90-е. Сейчас сдерживание реализуется абресным саботажем и высокими ставками по кредитам. Но самое главное - это колониальный налог в виде так называемых валютных резервов, которые уходят туда навсегда. То есть из России мало того, что сделали нефтебазу, но и еще расплачиваются долговыми расписками. Собственно все вопросы о пенсиях к авторам и режисерам системы currancy board. Кстати, сейчас в России неплохие заработки. У меня до Логана была машина, сделанная в Японии. Но Логан дешевле в облуживании и надежнее. Что касается пенсий и ваших ироний на эту тему, поправьте меня, если я не прав: насколько я понимаю сотрудники компаний-банкротов с США воообще остались без пенсий, так как частные пенсионные фонды сгорают вместе с компанией. Еще я смотрел один фильм и был шокирован тем, что в штатах ветеранам войн и инвалидам не то что жилье не дают, им вообще ничего не платят , и они вынуждены жить на помойках. Это же дикость. Как так можно. Насчет того, что 8 тысяч - это издевательство, полностью согласен, поэтому считаю, что пора заканчивать платить дань, нужно возвращать суверинитет, контроль над ЦБ, разгонять, сажать и что уж там лукавить - расстреливать пятую колонну, как при Сталине. Как только паразитический эффект будет миимизирован до определенного уровня, то обязательно начнется развитие и пенсии тоже станут выше. Опять же по опыту прошлого, в 50-х годах СССР был практически свободен от предателей и агентов влияния после репрессий и войны и это было ощутимо.
    00:52
    17.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, опять же причем здесь сказки либералов. Лично я вам скажу так либералов я сам не уважаю. Но страна даже если давит на политтическим не должна давить тех кто экономически приносит прибыль. Насчет Сталина - то что были немотивированные репресии. У меня дед был расстрелян - просто так за то что жили лучше чем другие. А жили лучше потому что работали. Поэтому про сказки не надо как и дед моей бывшей жены был утоплен в собственном колодце так называемыми коммунистами Сталинистами. Или дерево рубят щепки летят. Мы не бедствовали потому что работали и работали хорошо благодаря тому что жили в селе все было. НО корову держать было запрещено - председатель колхоза за этим следил сильно и не чурался применять милицию. Была своя пасека и мед можно было сдать в местную заготконтору за копейки. Отец купил Волгу Газ-24 в 81годе и я хорошо помню как в КГБ его вызывали по поводу покупки машины - это разве нормально? Кому какое дело кто что покупает. Как и цветной телевизор я увидел только в 82 году. У СССР было очень много недостатков, причем во всем как во внутреннем так и во внешнем управлении. Поэтому и развалилась она. Продуктовые карточки я сам не видел поэтому спорить про них не буду зато хорошо помню рассказы пожилых людей 10 лет за колосок и как отбирали у людей последнее. Насчет автомобилестроения - лучше все таки я думаю Форд чем Логан или Калина - продажи Фокуса прекрасно показывают кто занимает эту нишу даже в РФ.
    11:51
    17.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, Вы опять неправы - алькаеда это отросток движения Талибан. Талибан возник не на пустом месте он возник в результате вторжения СССР в Афганистан и потом позорного Ельцинского указа от 92 года когда алкаш всея руси постановил прекратить любую военную и материально техническую помощь режиму доктора Наджибуллы. И создали его саудиты с пакистанцами в надеже урвать южные области Афганистана - вам должно быть известно что перед казнью Наджиба именно агенты пакистанцев пытали чтобы он подписал постановление о передаче вазиристана и балучистана в автономное управление пакистаном. Будучи патриотом своей страны он отказался этого сделать за что и был жесткого убит. Терроористический метод борьбы активно культивировался СССР в арабских странах в 60-70 в войне против израиля и активно финансировался тем же СССР. Вот что я имел ввиду когда говорил про террористов. Дубинка выращенная советами сама и ударила по голове советов. И опять же лично я бы хотел видеть РФ сильной страно йи мощной державой только без политических подоплек и великорусского шовинизма. То что РФ сейчас вместо неумелых телодвижений могла бы развивать жесткие и технически обоснованные отношения хотя бы со своими соседями. Так как СССР нет никто никому ничего не должен, а РФ пытается втянуть бывшие страны СССР в непонятные игры начиная от газа кончая таможенным союзом когда простому человеку например нет выбора даже купить машину - кроме Калины. Вот это называется имперские замашки. Простой пример - в Казахстане до вхождения в ТС простой человек мог купить новую Тойоту за 20-25 ТД с автосалона. Сейчас у него выбор только ограничен выбором машин из РФ. Остальное стоит непонятных денег. Это называется имперская экспансия. И во всем остальном так же - РФ надо делать конкурентоспособный товар а не прижимать своих соседей.
    12:07
    17.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, извините а кто запрещает РФ продавать нефть за рубли? И создавать свою банковскую сситему? Я помню как Путин пришел к власти первое что он требовал перевести систему платежей за нефть в рублевую зону. Почему он этого не сделал? Насчет Ирака именно РосНефть и Лукойл контролирую самые большие месторождения и именно добыча. Можете зайти на сайты этих компаний и почитать финансовые отчеты за операции с нефтью из ближнего востока.
    12:09
    17.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, Да уж брэнд либерализма изрядно замарался. От него все шарахаются. Насчет Сталина, я думаю, что большая часть репрессий была мотивирована. Сказками я называю ту стряпню, которую нам преподносят. Странно, что не никто не вспоминает о репрессиях троцкистов, о красном терроре большевиков. Вам, например, известен тот факт, что Сталин критиковал Хрущева за излишнее рвение в расстрелах. То есть буквально его дураком называл. Странно, что про участие Хрущева в репрессиях никто не рассказывает, но при этом в мозг аккуратно вносится мысль о том, что он разоблачил культ личности. Запрет на корову кстати тоже возник при Хрущеве. На мой взгляд объяснение всем этим манипуляциям в том, что изначально красный переворот задумывался, как уничтожение России и троцкий с товарищами сразу кинулся именно это делать. Сталин же выступил против этого и сумел вырулить процесс управления страной так, чтобы она стала суверенной и перестала подчиняться приказам из-за рубежа. Именно поэтому весь негатив вешают на него. Я не хочу сказать, что при Сталине не было несправедливости, я о том, что вранья в этих историях, к сожалению, больше чем правды. Не знаю почему вашего отца вызывали в КГБ, моих родителей не вызывали за покупку автомобиля. Цветные телевизоры в 80-х были дорогими - рублей 700-800. Покупать их было не очень разумно. Я не вижу в этом особой проблемы. Сейчас телевизоры есть у всех, то разве от этого люди стали счастливее? По популярности Логан превосходит Фокус. Если собрать показатели продаж Логан, Сандеро и Ларгус ( тот же Логан только собирается на Автовазе) то будет больше чесм у фокуса раза в 3. Причем на Ларгус стоит очередь на полгода. Собирать показатели справедливо, потому что у Рено разные варианты кузова называются по-разному, а фокус один и тот же и седан и универсал и хэтчбэк. В эксплуатации Логан надежнее и дешевле. Имеено поэтому большая часть парка такси - именно Логан. Ваши высказывания о продажах - это или заблуждение или фантазия для красного словца.
    23:57
    17.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, Пакистан - это страна, подконтрольная штатам. Иначе трудно объяснить то, что амерканцы спокойно вторгаются на территорию Пакистана, чтобы потелать, пострелять и кого-то замочить. Саудиты - вообще просто подстилка для амеровских военных баз абсолютно без суверинитета. Поэтому когда вы пишете, что пакистанцы с саудитами что-то делали, это вообще не аргумент. Делали штаты руками смоих марионеток. Алькаеда была создана штатами именно для борьбы с СССР в афгане. И до сих пор остается полностью подконтрольной военной силой. Когда нужно, они якобы берут на себя ответственность за небоскребы, когда нужно едут в Сирию или Чечню изображать свободолюбивый народ. То что Вы называете непонятными играми России - это вполне разумная стратегия по воссозданию единого государства на территории бывшего СССР. Про беды несчастных казахов в ТС смешно. Да будет Вам известно, что инициатором создания таможенного Союза выступил Назарбаев. И народ Казахстана уже много лет его поддерживает. Косвенно это гоорит о том, что народ казахстана не против ТС. Машины их РФ на сегодняшний день это не только автоваз. Пожалуйста и Hundai и Renault и Kia и тот же ваш хваленый Ford и BMW. Все кто организовал сборочное производство на территории РФ получают преференциии. Разве в других странах не так? На Украине большая часть населения не то, чтобы в ТС готова вступать - они хотят объединения стран. Политическими играми занимается небольшая кучка дельцов, которые хотят и побыть в статусе и чтобы кто-то решил их проблемы. В мире вообще мало стран, которые в состоянии быть независимыми. Россия - одна из них. Украина - нет. У республик бывшего СССР есть два варианта: или объединяться с Россией в той или иной форме, или стать колонией Запада. История показывает, что там куда приходят русские ни один народ не погибает. Наоборот, в СССР все республики получали дотации, передовые производства, образование ну и конечно защиту. А где, например, коренные народы северной америки?Если брать новейшую историю, то что, например, стало с Югославией? В общем имперские замашки в переводе означает суверинитет. Я не думаю, что это плохо для России и республик СНГ. Про непонятные игры с гахом не понял. Если некоторые государства объединившись в ТС сняли таможенные пошлины, в том числе на энергоносители и могут получать газ по внутренним ценам, а остальные, в том числе Германия и т.п. получают его по мировым ценам, то это честно и я не вижу тут повода для истрик. Другое дело в том, что Украина какое-то время после распада СССР получала газ нахаляву и использовала тот факт, что СССР проложил газопровод Дружба по ее территории, для шантажа и воровства. Причем даже в те годы, когда украинцы стреляли ракетами, полученными из бывшего СССР по российским самолетам. Ну это наглость. Будь это некая другая страна, не населенная братским народом, то она бы получила более жесткие санкции. Украинские же политики трусливо прикрываются собственным народом, когда им это выгодно, и легко его предают, опять же когда им это выгодно. Можно сказать и так, что там нет госудасрственности, как таковой, есть кучка отморозков, которые по недоразумению дорвались до власти и верят, что реальо являются руководством независимого государства. Я согласен, что Россия должны делать конкурентоспособный товар. Но по причинам, о которых я уже писал, пока это трудно реализовать. Хотя в области вооружений все достаточно благополучно. Спрос на российское вооружение есть. Даже америкосы закупают наши вертолеты для афгана.
    00:25
    18.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, "кто запрещает РФ продавать нефть за рубли?"- это хороший вопрос. Мешают агенты влияния запада, мешают законодательные закладки, заложенные американцами при младореформаторах. Мешает саботаж чиновников, которые контролируются из-вне. Мешает Центральный Банк, который, по сути является филиалом ФРС. Уточню. ЦБ РФ не котролируется государством вообще никак. Нигде явно не сазано, кто является его реальным владельцем.При этом у ЦБ РФ, в отлиичие от скажем Госбанка СССР нет права эммитировать деньги каким-то способом, кроме покупки иностранной валюты. То есть нельзя просто оставить одни рубли. Чтобы кто-то с кем-то расчитался внутри страны нужно иметь ЗВР. Разве это не абсурд. Казалось бы решение на поверхности, но это не так просто. Например, Аргентина и Венгрия не смогли у себя взять ЦБ под контроль. Началось такое противодействие... Я думаю, что если, например, завтра появится нормативный акт о том что ЦБ переходит под контроль государства и эмиссию денег осуществляет Минфин, а не ЦБ, то сразу произойдет примерно следующее : все судебные инстанции, какие-то только возможно признают это нарушением конституции, прав, свобод и т.п. Оппозиция выйдет на митинги. Сенат сша дополнит список магнитского фамилиями всех кто за это проголосовал, америка объявит о нарушении международного права и в интересах разбирательства арестует все иностранные активы РФ, по всех стране пройдут теракты, на какзе и в москве появятся сотни или тысячи боевиков алькаеды в роли борцов за свободу. Вот премерно так, если не верите поинтересуйтесь, что было в Аргентине и Венгрии. Кстати, есть версия что Сталина убили именно из-за того, что он хотел отказаться от доллара в расчетах и перейти на рубли. Хусейн просто заявил о том, что переведет расчеты на евро, Каддафи предложил создать средиземноморский динар. Справедливости ради стоит отменить, что между Россией и Китаем БЫЛИ подписаны соглашения о переходе на расчеты в национальных валютах. Об этом же договорились страны БРИКС. То есть процесс идет. Рано или поздно пирамида доллара рухнет. Если уж какую-то эконику называть колосом на глинянных ногах, то именно американскую. Внешний долг больше 100% ВВП - это банкротство. В учебниках по экономике написано, что когда госдолг превышает 70% от ВВП, вернуть его становится уже невозможно. А учтывая то, что часть ВВП сша отровенно дутая, проблемы там намного серьезнее. Сосбственно уже началось уже появился секвестр бюджета. Пора начинать жить честно по средствам.
    00:42
    18.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, я сказал что я бы с удовольствием примкнул бы к антиглобалистам чем к либералистам. Насчет замаратся Хрущев и расстреливал но в бытность первым серетарем не стрелял. Хотя бы это то что в бытнотсть Хрущева были облигации мы тоже прекрасно знаем. Насчет убийства Сталина я думаю передел власти а не рубле-долларовые отношения. Первый трубопровод в ФРГ прошел в 60 годах когда его уже не было. Насчет авто - это и была рзница между селом и городом. Подворье иметь запрещалось как и много чего другого. Насчет счастья согласен - мы давно превратились в общество потребителей.
    08:05
    18.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, тут я с вами несогласен - после вывода войск СССР из афганистана военная помощь США была свернута в течении месяца. Как и были выведены инструктора и оружие особо дорогое как Стингеры, Милан, и другие которые не достигли получателя были возвращены. Американцы потеряли всякий интерес к происходящему. Инициативу перехватили саудиты которые все таки не имея как вы говорите суверинитета имеют деньги которые потекли рекой не во имя американцев а во имя радикального ислама. Пакистан будучи не очень богатой страной согласился на передачу тренировочных баз под контроль тогдашнего борца за веру Исмаил Хана который выступал в то время за борьбу против Наджиба как против коммунистического режима. С этого момента пошел отсчет талибанистана. Про казахстан у КЗ свой бензин который на поряк дешевле чем у РФ и причем качество тоже на голову выше. Как впрочем и газ. Насчет Рено и всего остального. Скажу вам простой пример, я НЕ ХОЧУ авто РФ сборки - ЛЮБОЙ. Поэтому купил Тойоту которая сделана в японии и за это переплатил 50% стоимости авто - спрашивается за что? За то что РФ хочет продавать свои машины которые по качеству пусть даже тот же Камри гораздо хуже качеством? Причем продавать насильно навязывая? Вот это называется имперские замашки. Когда в США началась экспансия японских машин производители точно так же просили Рейгана сделать непроходимые пошлины для них - в ответ было сказано не умеете делать машины займитесь чем то другим. Соответсвенно качество было подтянуто, любой автомобиль сделанный в США будет по качеству на голову выше ЛЮБОГО авто сделанного в РФ. По мне так 20 летний Бронко будет в 1000 раз лучше чем УАЗ патриот только спущенный с конвеера. Обясните мне почему на дальний восток делают сумашедшие поблажки для ВАЗовских авто а народ так и ездит на японцах? Насчет конкурентоспособного оружия я тоже не согласен оружие РФ стоит дешево - поэтому покупают. Тот же Чинук транспортный стоит почти в три раза дороже чем МИ-17 и тренировка афганских пилотов невыгодна так как они все летали на МИ - поэтому и покупают дешевое и которое будет не жалко бросить после 2014.
    08:27
    18.04.2013
  • GT в ответ пользователю Сергей Потехин(показатьскрыть)
    Сергей Потехин, Я бы сказал так - потому что можно спорить вечно. Лично я не против воссоздания СССР. Только в формате на равных. Полноправные рыночные отношения без прихлебал и экпансионизма. Хочет РФ ставить базы РЛС или аэродромы подскока - ради Бога ставьте и платите. Визовые отношения Нефть только по мировым ценам - потому что от того что дешево отдают наживаются только определенный круг лиц - создавая круговую поруку. И вот так во всем. Никаких инициатив по выкручиванию рук. Тогда нормальные будут отношения буз упреков и обид.
    08:34
    18.04.2013
  • Сергей Потехин, ваш комментарий удален по причине несоблюдения правил (не соответствует тематике страницы). Просьба соблюдать правила.
    12:26
    18.04.2013
  • Сергей Потехин в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, писать больше ничего не буду. Тут цензура оказывается. Неполиткорекные посты удаляются. Жалко время тратить.
    15:10
    18.04.2013
  • moderator в ответ пользователю GT(показатьскрыть)
    GT, ваш комментарий удален по причине несоблюдения правил (не соответствует тематике страницы). Просьба соблюдать правила.
    10:19
    19.04.2013

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.