Рейтинг@Mail.ru
Демонстрации в Судане: новая арабская весна или протест на один сезон - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Демонстрации в Судане: новая арабская весна или протест на один сезон

Читать ria.ru в
Дзен
Судан до настоящего времени сумел остаться островком стабильности в арабском мире. Однако студенческие демонстрации в Хартуме против повышения цен, к которым присоединились и другие граждане, заставили многих экспертов задуматься, так ли стабильна ситуация и так ли крепок стоящий у власти режим.

Юлия Троицкая, РИА Новости.

Расположенный по соседству со странами, где недавно произошли революции и сменились правящие режимы, Судан, где пришедшие к власти в результате переворота военные правят уже почти 23 года, до настоящего времени сумел остаться островком стабильности в арабском мире.

Суданские власти радостно приветствовали смену недружественных Хартуму режимов в Египте и Ливии, но самоуверенно считали, что аналогичные перемены не затронут их страну из-за относительной политической свободы в стране и усталости суданского народа от революций и потрясений прошлого.

Однако начавшиеся в середине июня студенческие демонстрации в Хартуме против повышения цен, к которым присоединились и другие граждане, заставили многих экспертов задуматься, так ли стабильна ситуация в Судане и так ли крепок стоящий у власти режим. Или, возможно, эта африканская страна последует примеру своих соседей - Египта и Ливии, где пришли к власти новые политические силы?

Кризис экономики - причина социальной напряженности

Напряженность в Судане ощущалась давно. Отделение в прошлом году Южного Судана, которому отошли 75% нефтяных месторождений некогда единой страны, и последующий отказ нового государства от уплаты пошлины Хартуму за транзит нефти на экспорт привели к тому, что доходы в суданскую казну резко упали.

Расчет на то, что Джуба станет выплачивать по 36 долларов за транзит одного барреля нефти по нефтепроводу по территории Судана, а также заплатит Хартуму крупную компенсацию за потерю месторождений с отделением Юга, не оправдался. Джуба не только отказалась платить такую "грабительскую", на ее взгляд, цену за использование суданской нефтяной инфраструктуры, но и полностью закрутила нефтяной вентиль, уличив Хартум в самовольном изъятии части идущих на экспорт южносуданских углеводородов.

Несмотря на грозную риторику суданских властей о том, что от закрытия нефтепровода пострадает, в первую очередь, Южный Судан и что Хартум больше не разрешит ему ни при каких обстоятельствах качать нефть по своей трубе, этот шаг правительства Южного Судана вызвал обвал экономики и самого Судана.

В мае инфляция в Судане превысила 30% в месяц, доллар на черном рынке стал стоить в два раза дороже официального курса, а дефицит бюджета в 2,4 миллиарда долларов оказалось совершенно нечем восполнять.

За шесть лет, прошедших после заключения Всеобъемлющего мирного соглашения с Югом, которое положило конец длившейся несколько десятков лет гражданской войне, суданские власти так привыкли жить на нефтяные доходы, что перестали развивать другие отрасли экономики, прежде всего сельское хозяйство, которое кормит 80% населения страны.

Еще один удар по экономике Судана нанесли интенсивные военные действия с повстанцами в пограничных штатах Южный Кордофан и Голубой Нил, а также мини-война с Южным Суданом за обладание нефтеносным районом Хеглиг весной этого года.

В итоге последовали неудачи на политическом фронте, в частности на переговорах с Южным Суданом, а также на экономическом. В этой сфере правительство перенесло финансовое бремя на плечи граждан, повысив налоги и отменив государственные субсидии, при помощи которых поддерживались низкие цены на топливо.

Требования оппозиции

Гнев населения, вызванный резким скачком цен (на бензин - на 60%, на сахар - на 40%, на транспорт - на 45%), оппозиционные политические партии стали направлять в нужное им русло, призывая граждан участвовать в акциях протеста. Одновременно с экономическими требованиями, например, об отмене последних повышений цен, они выдвинули политические лозунги - в частности, о смене правительства и об уходе в отставку правительства партии "Национальный конгресс", а также о создании временного переходного правительства, которое проведет новые выборы парламента и президента.

Однако в реальности суданская оппозиция не обладает конкретной экономической программой, способной вывести страну из кризиса.

Кроме того, внутри самой оппозиции, в основном представленном партиями "Народный конгресс" во главе с исламистом Хасаном Тураби, партией "Умма", возглавляемой бывшим премьер-министром страны Садыком Махди, и Компартией Судана, тоже существуют разногласия по поводу путей взаимодействия с властью и отношений с Южным Суданом.

Так, самая влиятельная оппозиционная партия "Умма" предлагает пересмотреть расходы, выделяемые на военные нужды, считая, что именно раздутые военные статьи бюджета стали причиной его дефицита. Она также выступает за прекращение военных действий с мятежниками и нормализацию отношений с Южным Суданом.

Однако, если это и произойдет, все равно потребуется немало времени, чтобы вновь возобновить поставки южносуданской нефти на экспорт через Судан, и вряд ли, придя к власти, оппозиция сможет добиться уступок от Джубы, казна которой пуста из-за коррупционных действий чиновников.

Как оппозиция собирается закрывать дыру в бюджете при отсутствии стабильных источников дохода у государства, остается непонятным. Декларации о том, что Судан - богатая страна, которая способна обеспечить своим гражданам приемлемый уровень жизни, если 88% средств, идущих сейчас на военные нужды и содержание госаппарата, направить на развитие сельского хозяйства и других отраслей экономики, сложно воплотить в жизнь в ближайшем будущем.

Кроме того, большинство суданцев осознает, что в рядах системной оппозиции находятся люди, которые уже были у власти в прошлом и не оправдали их надежд.

Час "икс" для суданского режима

Для начала новой революции в череде восстаний "арабской весны" суданская оппозиция назначила "время "икс" - 30 июня, когда исполняется 23 года со дня прихода к власти Омара аль-Башира.

В преддверии массовых демонстраций, запланированных оппозицией на конец этой недели, суданская полиция провела рейды по домам оппозиции и арестовала многих сторонников оппозиционных партий.

Однако, если суданские силы безопасности не будут усердствовать в наведении порядка карательными методами, что неизбежно вызывает у населения гнев и желание отомстить, акции протеста через некоторое время сами собой пойдут на убыль.

Уже скоро наступает месяц мусульманского поста Рамадан, который в этом году должен начаться 19 июля. В этот месяц суданцы вряд ли захотят бунтовать. Обладатели высоких доходов предпочитают проводить этот месяц вдали от родины, а неимущие слои во время Рамадана всегда поддерживают мусульманские благотворительные организации и фонды. А после завершения Рамадана близка осень, когда в Судане наступает более прохладный сезон, уменьшается потребление электроэнергии и топлива, снижаются цены, что неизбежно охладит и революционный пыл суданцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала