Илья Крамник, обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.
Увольнение Александра Зелина, без малого пять лет (с 9 мая 2007 года) командовавшего ВВС России, стало и неожиданным, и ожидаемым решением. Ожидаемым - потому, что слухи о предстоящей отставке Главкома ходили уже четвертый год, неожиданным - потому, что "здесь и сейчас" за Зелиным не вспомнить очевидных "проколов". Чем же памятны пять лет его руководства военной авиацией?
В поисках синицы
Наиболее характерной чертой, которая была присуща командованию ВВС России в последние годы, можно назвать осторожность. Осторожность в выборе техники для закупок, в условиях госконтрактов, в определении перспективных направлений научно-исследовательских работ и т.д. Эта осторожность лучше всего характеризуется известной поговоркой о журавле и синице, и в ряде случаев синицу все же удавалось поймать.
Повышение военных расходов, начиная со второй половины 2000-х годов, позволило возобновить закупки техники, в том числе для ВВС и войск ПВО. Контракты на поставку боевых самолетов и вертолетов, заключенные в последние пять лет, объединяет, главным образом, ставка на проверенные платформы, которые можно производить относительно быстро и не очень дорого.
Прежде всего, речь идет о машинах на платформе Т-10, самым известным представителем которой является истребитель Су-27. Для ВВС России сегодня закупаются несколько типов машин на базе Т-10: это фронтовой бомбардировщик Су-34, истребители Су-30 разных версий, Су-35С, наконец, можно вспомнить уже поставленные Су-27СМ3 по контракту 2009 года.
Несмотря на почтенный возраст этой платформы, она все обеспечивает боевым самолетам отличные характеристики, которые в сочетании с современным оборудованием позволяют наследникам первых Су-27 удерживаться "на коне", соответствуя требованиям к современным боевым самолетам.
При этом, если не брать в расчет довольно специфический Су-35, представляющий собой во многом переходный тип машины между "4++" и 5-м поколениями, остальные "потомки Су-27", в общем, освоены в производстве и эксплуатации (включая Су-34, наконец-то запущенный в нормальную серию на Новосибирском заводе).
"Обеспечив тылы" надежными контрактами на новые модификации Т-10, руководство ВВС получило возможность двигаться дальше - к испытаниям и предстоящим закупкам истребителя пятого поколения, носящего пока "внутрифирменный" индекс Т-50.
При этом уже сейчас очевидно, что Т-50 будет производиться и закупаться параллельно с машинами предыдущего поколения (в том числе из-за цены, которая для машин пятого поколения оказывается куда выше).
То же самое стремление гарантировать своевременную поставку нужного количества техники прослеживается и в контрактах на поставку вертолетов для армейской авиации. ВВС закупает и Ка-52, и Ми-28, пока не рискуя отдать предпочтение какому-то одному типу.
Уверенности в том, что производитель основного вертолета сможет здесь и сейчас удвоить объемы производства, при этом выдержав качество, у ВВС нет, а замена дряхлеющим Ми-24 нужна немедленно. Помимо всего прочего, параллельное производство Ка-52 и Ми-28 отчасти оправдывается разными возможностями этих машин, что позволяет им обоим найти свою нишу.
Говоря о поставках новой техники, нельзя не вспомнить о реакции главкомата ВВС на многочисленные проекты беспилотных аппаратов, которые ряд отечественных фирм (в том числе грандов ОПК с длинной историей), представили на испытания в последние несколько лет.
К чести главкомата и Зелина лично, руководство ВВС не стало заключать контракты на поставки откровенно сырых машин, фактически "перезапустив" конкурс. Этот шаг, в сочетании с обострившейся конкуренцией (число игроков выросло) привел к появлению проектов, которые можно рассматривать всерьез.
Наконец, к безусловным заслугам Александра Зелина можно отнести рост интенсивности боевой подготовки ВВС под его командованием.
Дело не ограничивается только поставками топлива - хотя его наличие и очень важно, но оно, в общем, больше зависит от уровня военных расходов. В заслугу руководства ВВС можно поставить возрождение системы боевой подготовки как единого целого, а также усилия по поддержанию боевой готовности авиационного парка ВВС, несмотря на его почтенный возраст и разношерстность.
От полков к базам: в поисках новой структуры
От "дореформенных" 70 с лишним авиаполков различного штата и назначения ВВС под руководством Александра Зелина перешли к новому облику - 14 авиабаз (7 авиабаз первого разряда и 7 авиабаз второго разряда) объединили все строевые машины военно-воздушных сил.
Считается, что это было сделано в целях повышения управляемости ВВС, а также для экономии средств на модернизацию и поддержание сети военных аэродромов. Однако если усилия главкомата ВВС по переоснащению военной авиации новой техникой в целом оцениваются положительно, то реформа организационно-штатной структуры вызывает довольно жесткую критику.
Прежде всего, оспаривается тезис об улучшении управляемости ВВС. Критики отмечают, и не без оснований, что военная база, - особенно первого разряда, - которая может объединять более ста самолетов и вертолетов различных классов, типов и назначения, и включать сеть аэродромов, разбросанных подчас на очень большом пространстве, является довольно громоздкой и трудноуправляемой структурой.
Фактически перворазрядная база соответствует дивизии, а то и авиационному корпусу советских времен, но при этом имеет куда меньше штабных офицеров, которым приходится управляться с заметно возросшим числом подчиненных подразделений - боевых и вспомогательных.
Нужно, правда, отметить, что пока говорить об окончательных результатах реформы ВВС и оценивать их структуру как нечто устоявшееся, было бы неверно. Реформы подобного масштаба в обязательном порядке требуют немало времени на коррекцию курса и исправление допущенных ошибок, всплывающих на учениях (хорошо, если не в ходе боевых действий).
Очевидно, что для повышения управляемости ВВС придется не только пересмотреть штаты управления авиабаз, но и, возможно, увеличить число самих баз, разделив наиболее крупные из них.
Впрочем, поиск оптимальной структуры ВВС России достанется уже на долю преемника Александра Зелина на посту главкома. Кто им станет - пока неясно, хотя ряд источников указывает на нынешнего начштаба ВВС генерал-майора Владимира Бондарева.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции