"Событие" и пустота. Что такое по-настоящему хорошая постановка

Театральный сезон 2011-2012 (241)
© РИА Новости / Владимир ФедоренкоПерейти в фотобанкАктриса Марина Зудина в сцене из спектакля Событие на сцене МХТ им. А.П.ЧеховаАктриса Марина Зудина в сцене из спектакля Событие на сцене МХТ им. А.П.Чехова
Если ваш театр называется МХТ (тот, который в Камергерском, имени Чехова) и вы ставите пьесу под названием "Событие" – то событие и будет. Даже если – предположим – МХТ с новой постановкой завалился бы, так ведь тоже событие, из серии невероятных. Но тут все получилось, еще как получилось.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Если ваш театр называется МХТ (тот, который в Камергерском, имени Чехова) и вы ставите пьесу под названием "Событие" – то событие и будет. Даже если – предположим – МХТ с новой постановкой завалился бы, так ведь тоже событие, из серии невероятных. Но тут все получилось, еще как получилось. И наводит на мысли о том, что же это такое – настоящее, подлинное, высокого класса произведение искусства, чем оно отличается от имитации искусства. И еще – зачем нам вот такое, настоящее, нужно, и каким именно "нам".

Набоков – это сложно

Премьера спектакля Константина Богомолова "Событие" в МХТ им.Чехова

Сначала о том, что происходило на сцене. Кстати, премьера как таковая еще неизвестно когда будет, однако идут предпремьерные показы в немалом количестве – и, как бы это ни называлось, постановка есть…

Так вот, только в очень хороших театрах сразу возникает это ощущение добротности и подлинности: тщательно, как при Чехове, сделанные декорации, множество высокого класса актеров, десятки хорошо проработанных деталей… Это – о первом впечатлении.

Долгожданное "Событие" в МХТ. Фотолента>>

Второе впечатление – что замахнулись на чрезвычайно сложную вещь. И на автора, которого не так часто ставят, потому что боятся. Это не превращенный в пьесу рассказ или фрагмент романа классика (такое в последнее время у нас проделывают с Чеховым, Достоевским и не только). Это действительно пьеса Владимира Набокова, нелегкая (хороший материал про историю создания самой пьесы – не про нынешнюю постановку – можно прочесть здесь). У него их шесть, и что-то ставить их не каждый стремится.

Что это такое? Представьте себе, например, что вы смотрите Чехова, классического, с замедленным действием, на сцене как бы ничего и не происходит – и тут Чехов незаметно переходит в театр абсурда, на сцену вылезают, кроме людей, какие-то сущности (они в пьесе – с набеленными лицами) и несут черт знает что…

Премьера спектакля Константина Богомолова "Событие" в МХТ им.Чехова

А еще действие происходит в русском эмигрантском доме в Германии (при раннем Гитлере), и это добавляет абсурда. Что мы, в самом деле, знаем об этом странном довоенном мире, где и русские, и немцы ходили по одним и тем же улицам? Это вам не про Брайтон-бич пьесу ставить.

Где Зудина?

Но тут среди всего творящегося на сцене балагана вдруг замечаешь то, что всегда трудно заметить. А именно, отсутствие чего-то. И мысленно задаешь вопрос: а где же Марина Зудина?

То есть, конечно, вот она, первой вышла на сцену, последней ее покинула. Все время здесь. Но… мы же все знаем, зачем ходим в театр. На звезд. И ждем от них – многого, многого. Собственно, и в "Событии", уверен, все идут "на Зудину".

Премьера спектакля Константина Богомолова "Событие" в МХТ им.Чехова

Да, а там же еще сверкает и затмевает всех великолепный Александр Семчев… если его не знаете, то я все-таки это скажу, Семчев – тот большой человек, который рекламировал в свое время пиво, хотя мы его ценим не только за это… а играет он маму (!!!) Зудиной, то есть ее героини… И как играет!

Но сама-то она что? А она… произносит ничего не значащие слова… и практически не делает ничего. Как играет? А вроде бы никак. Пустое место.

Дальше начинаешь понимать – возможно, с запозданием – что это не просто пустота. Это такая воронка, вокруг которой пьеса и вращается, там происходит множество событий, несутся крики, люди входят и выходят… И все это – вокруг безучастной Зудиной. Она чего-то ждет. Но мы не понимаем, чего.

Премьера спектакля Константина Богомолова "Событие" в МХТ им.Чехова

А вот это сильно. Это надо не бояться – изобразить пустоту, тем более употребить для этого такую актрису. Конечно, режиссер постановки, очень рисковый и пламенный человек по имени Константин Богомолов, доказал, что такое может – но ведь наверняка страшно же было.

Зимние премьеры театральной Москвы. Инфографика>>

Кстати, не то чтобы у него это идеально получилось. Тут такой сюжет: пьеса строится вокруг того, что несколько лет назад в героиню Зудиной стрелял некто Барбашин, сел, сейчас вышел досрочно – и вот-вот войдет в дверь. И все боятся Барбашина, только героиня Зудиной, оказывается, вовсе не от страха молчит. И когда выясняется, что Барбашин не придет, она… просто закрывает лицо руками.

Надо признаться, лично я сообразил, что произошло, уже на улице. Может быть, для таких, как я, надо было в этот момент что-то придумать. Декорации, что ли, обрушить. Паузу сделать грандиозную. Ну, все впереди, это еще даже не премьера.

Настоящий класс

Актер Александр Семчев в роли Антонины Павловны Опояшиной в сцене из спектакля "Событие"

Не так уж трудно сделать грандиозный спектакль. Или написать картину, от которой все зарыдают. Склеить роман, о котором будут говорить (пока не забудут). Все приемы, создающие нужные эффекты в театре, известны. Дико громкая музыка, танцы, экран (в "Событии" – висит, показывает). Кто-нибудь голый скачет по сцене. Почти настоящая кровь. И злободневная, всем понятная тема, задевающая за живое. Лучше политическая. Вот и успех. Народ валом идет.

И зачем, вроде бы, тогда делать… настоящие вещи? Такие, как если входит в комнату женщина, и никто не говорит, какое у нее роскошное платье – все говорят, как она сама хороша (хотя дело как раз в платье). Или вот – выдумывать этот невероятный эффект "зудинской пустоты". Зачем, если настоящее создавать сложнее, чаще всего дороже, а еще ведь надо, чтобы его заметили те, кто привык лишь к внешним эффектам.

Премьера спектакля Константина Богомолова "Событие" в МХТ им.Чехова

Настоящая культура не только в России всегда подвергалась испытаниям, прежде всего материальным. Соблазн слишком велик – заработать деньги, а не заниматься "чистым" искусством для немногих. А еще тут все накладывается на демографические волны – поколения меняются почему-то волнами, вдруг и сразу приходят новые потребители, неграмотные, примитивные. И я не только про Россию. В США, например, все признаки того, что вот-вот маятник в этом плане пойдет назад, потому что хотя бы кино – уже, вроде бы, тупее некуда.

Но среда тех, кто создает прекрасное (или не очень прекрасное), сама себя лечит. Даже если ее искусственно подстричь сверху, избавив от лучшего. Природа творчества такова, что желание "сделать лучше всех" сильнее жажды денег и даже славы. Не для толпы, для узкого круга – чтобы удивились профессионалы. А потом и менее профессиональные потребители захотели бы попробовать – а что это такое, настоящий высокий класс? Что такое – "Событие" для тех, кто знает цену событиям?

И пока это так, человечество не деградирует. Его спасет бескорыстное завистливое желание художника быть первым.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена