Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Санкт-Петербурге король Испании Хуан Карлос I и президент России Дмитрий Медведев 25 февраля открывают год Испании в России. В петербургский "Эрмитаж" приехал испанский "Прадо". А из северной столицы эрмитажные сокровища поедут в Испанию - год перекрестный.
В "стране холода" всегда испытывали расположение к испанцам и тягу ко всему испанскому. Как то музыке, испанской гитаре, вину, кухне, яркости характеров, романтике, обуви, мебели, корриде, синьорам, художникам, фламенко, Прадо, Мадриду, Гранаде и пр. Испанцев страстно любили за свободолюбие и даже участвовали в их гражданской войне 1936-39 годов, приняли десятки тысяч испанских детей. Не все испанцы однозначно воспринимают такое участие. Впрочем, не все испанцы, вообще, однозначно воспринимают собственную Гражданскую войну. Они ее до сих пор переосмысливают.
Самый русский испанец
Россия "знакома" с испанцами давно. Первое посольство было отправлено еще в 1525 году при Василии Ш (портрет князя Засекина-Ярославского до сих пор висит в Прадо). Но открыл Испанию для России Петр Великий, отправивший туда в 1722 году постоянное посольство и открывший консульство в портовом Кадисе.
Сама же Испания ярко и весомо вошла в российскую историю в 1808 году, когда к нам прибыл Августин де Бетанкур (он же Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина). Мало кто знает, что он испанец (правда, с французскими корнями) и еще меньше знают, как много сделал для своего нового отечества этот архитектор, инженер, ученый, государственный деятель и российский генерал-майор. Если бы он жил сегодня, то наверняка получил бы "Большую медаль Сколково" за инновации и модернизацию, внедренные в России.
Августин Августинович строил, проектировал, руководил или помогал строить и проектировать: Исаакиевский собор, Александровскую колонну на Дворцовой площади, первый каменный мост через Неву, Манеж в Москве, Нижегородскую ярмарку, пушечные заводы в Казани. Он переоборудовал Тульский оружейный завод, научил Россию "печатать деньги" (построил и оборудовал Экспедицию заготовления государственных бумаг) и учредил в Санкт-Петербурге Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Он даже возглавлял вплоть до своей смерти в 1824 году Главное управление путей сообщения и все российские железнодорожники, по идее, должны считать его отцом-основателем российской ЖД.
В 1917 году наши отношения, естественно, были прерваны, затем восстановлены в 1933-м и снова прерваны в 1939-м после победы генерала Франко. Вплоть до его смерти в 1975-м мы их официально не имели и восстановили только в 1977 году.
До Франко и после
Вообще наши политические отношения со времени смерти каудильо Франко в 1975 году всегда отличала некая странность: мы вроде во многом соглашаемся политически, готовы торговать, декларируем это во время всех визитов и переговоров на высшем уровне (а их было немало), но на практике все либо ехало медленно, либо пробуксовывало.
Визит президента Дмитрия Медведева в Мадрид в 2009 году сильно изменил "механику процесса". Тогда в Мадриде было подписано немало новых договоренностей - и политических, и экономических, и торговых, и юридических, и туристических. Главной из них считается Декларация о стратегическом партнерстве, которая, как заявлено, "подтвердит имеющийся уровень отношений и наметит перспективные направления многогранного российско-испанского сотрудничества".
Смотреть фотоленту "Дмитрий и Светлана Медведевы в гостях у испанского короля" >>
С российско-иберийской торговлей дела обстоят несколько сложнее, чем с политикой, хотя мы уже давно торгуем и любим испанские товары. Мало кому известный факт: торговые отношения России с Испанией начали восстанавливаться еще в 50-х годах прошлого века. Еще при жизни каудильо Франко. Это, конечно, не было нечто сильно значимое, да и сделки проводились через третьи страны. Но факт есть факт - товары из Испании поступали к нам еще при Франко.
Видимость объемности российско-испанской торговли всегда объяснялась тем, что испанские товары очень заметны на российском рынке. Мы уже пьем много испанского вина (2-е место по объему небутилированного импорта в Россию) и едим немало испанских колбас, сосисок, конфет, концентратов и соусов. Ходим в испанской обуви по испанским коврам, на которых стоит испанская мебель.
Но все дело здесь в том, что объемы торговли России и Испании, в сравнении с другими странами ЕС, незначительны и не соответствуют тому, что могло бы быть. Испания по ВВП - третья страна ЕС. А в списке торговых партнеров Испании Россия занимает 14-е место. Оборот торговли около 9,5 млрд долларов. Соотношение российского экспорта в Испанию и импорта из нее примерно 2 к 1. Но более 90% российского экспорта в Испанию составляют нефтепродукты, черные и цветные металлы. Товарооборот России с Италией, по номенклатуре экспорта не сильно отличающейся от Испании, в несколько раз больше. А чем Испания хуже Италии?
В том, что наши отношения в торговле и экономике развиваются не так, как они должны были бы развиваться по большому счету (по крайней мере, сейчас), российской вины нет. Испанцам надо искать причины этого в себе. И причины эти - чисто политические.
Скорее даже застарело-идеологические. Мы почему то привыкли смотреть на Испанию как на страну такого горячего свободолюбия и романтики, что она просто по определению не может быть плохо настроена по отношению к России. На самом деле все гораздо сложнее. У нас бы сказали: "запущенней". Испанцам здесь надо что-то менять.
Вот что говорит по этому поводу Эктор Морель, бывший председатель торговой палаты Андалусии: "Испания, где традиционно сильно влияние консервативных банковских структур и крупного промышленного капитала, диктующих свою волю любому правительству - и левому и правому, всегда искусственно тормозила развитие отношений с Россией. По большому счету наша страна все еще остается заложницей антикоммунистической пропаганды. Не удивительно, что уровень наших связей продолжает оставаться крайне низким, явно не соответствующим возможностям двух стран".
Испанцев постепенно приучает к тому, что с Россией пора обходиться по-иному, русская составляющая рынка недвижимости и туризма. Это лучше всего понимают на всем обширном побережье от Средиземного моря до Атлантики. В нашей всем известной песне когда-то пелось про "Гренадскую волость", что есть в Испании. Теперь там есть почти что "русские волости". Это и дорогие андалусийские Марбелья, Торремолинос, Михас, Фуэнгиропа, Эстепона. Это не менее дорогие каталонские городки и деревушки на атлантическом побережье Коста-Брава. Это и более демократичные (сравнительно дешевле) дома и квартиры на Коста-Бланка в Валенсии. Ну и, конечно, Канарские острова. Испанцы ждут, что в этом году к ним приедет 600 тыс русских туристов. В 2010-м было около 500 тысяч.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции