Су-27: 40 лет лучшему российскому истребителю

Су-27 в полете
В январе 1971 года, подписывая распоряжение о начале работ над очередным авиапроектом, Павел Осипович Сухой, один из лучших советских авиаконструкторов, вряд ли догадывался о масштабе славы и признания, которую получит новый самолет его КБ.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

В январе 1971 года, подписывая распоряжение о начале работ над очередным авиапроектом, Павел Осипович Сухой, один из лучших советских авиаконструкторов, вряд ли догадывался о масштабе славы и признания, которую получит новый самолет его КБ. А если и догадывался, то никак этой догадки не выдавал.

Новый проект, разрабатывавшийся в рамках программы ПФИ (перспективный фронтовой истребитель), получил «фирменный» индекс Т-10. Его история началась двумя годами ранее, когда в СССР задумались об ответе на американскую программу FX (Fighter eXperimental), в рамках которой был создан один из лучших американских истребителей F-15 Eagle.

Определение облика

Су-27: один из лучших боевых самолетов XX века

Советский Генштаб определил требования к перспективному фронтовому истребителю: он должен иметь большую дальность полета, взлетно-посадочные характеристики, позволяющие использовать короткие/поврежденные ВПП, маневренность, обеспечивающую превосходство в ближнем воздушном бою, традиционной "собачьей свалке", и оборудование для ведения дальнего ракетного боя за пределами визуальной видимости.

На маневренности стоит остановиться чуть подробнее. После того как в 1950-х годах управляемые ракеты прочно вошли в арсенал истребителей, в СССР и США решили было, что эра маневренных воздушных боев закончилась – теперь все схватки будут проходить на больших расстояниях, с использованием ракетного оружия. Ошибочность этой точки зрения показала Вьетнамская война: дозвуковые МиГ-17, лишенные управляемого вооружения, но оснащенные мощным пушечным, успешно вели воздушные бои со сверхзвуковыми истребителями, значительно превосходя их в маневренности. При этом скорость сверхзвуковых машин отнюдь не всегда гарантировала им возможность уйти. Отличные способности продемонстрировали и более современные МиГ-21 – эти машины были значительно легче основных американских самолетов и сочетали сверхзвуковую скорость с высокой маневренностью.

В итоге США начали разработку самолета, который с одной стороны не уступал бы их тогдашнему основному истребителю F-4 Phantom II по боевой нагрузке и дальности полета, а с другой – был способен выдержать маневренный воздушный бой с МиГ-17 и МиГ-21.

То, что пушки и ближний бой рано списывать со счетов, вскоре доказали и конфликты на Ближнем Востоке, где в маневренных боях сходились МиГи и "Миражи".

Масла в огонь подлили индо-пакистанские бои, где обе стороны располагали как относительно устаревшими машинами первых поколений (британские "Хантеры" в составе ВВС Индии против американских "Сейбров" у Пакистана), так и современными сверхзвуковыми машинами.
Конструкторы пришли практически к одинаковым выводам: и в СССР, и в США маневренности новых машин было уделено повышенное внимание. Одновременно шла модернизация самолетов третьего поколения, которая должна была повысить их способности к ближнему воздушному бою. Обе стороны приняли одинаковую концепцию комплектования истребительной авиации: и в США и в СССР одновременно создавались легкие и тяжелые истребители нового поколения. При этом "тяжелые" машины не должны были уступать легким в маневренности.

Трудные роды

Высокие требования сразу сделали разработку будущего Су-27 нетривиальной задачей – над компоновкой будущего истребителя трудилось не только КБ. В его создание внесли огромный вклад специалисты ведущих авиационных НИИ – прежде всего, подмосковного ЦАГИ и Новосибирского СибНИА.

Кстати, именно СибНИА стоит благодарить за то, что Су-27 состоялся в том виде, в каком мы его знаем. Еще в начале 1970-х годов, на «бумажном» этапе разработок, специалисты этого НИИ утверждали, что принятая компоновка Т-10 не позволит выполнить тактико-технические требования Минобороны и превзойти по характеристикам F-15. Этот неутешительный диагноз подтвердился в 1977 году, когда начались летные испытания новой машины.

Следует отдать должное мужеству руководства КБ, которое к тому времени возглавил Евгений Алексеевич Иванов, не побоявшийся признать недостатки созданной машины и настоять на ее доработке. Позиция КБ была принята и в Минобороны и в Совете Министров СССР, и в ЦК КПСС. Работа над Т-10 продолжилась.

В 1981 году в воздух поднимается обновленная машина – Т-10С. Будущий Су-27 обрел свой облик. Испытания подтвердили превосходство новейшего советского истребителя над F-15. В 1984 году Су-27 пошел в серию. С этого момента и по сей день на серийных заводах в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске выпустили в общей сложности уже более 1,3 тыс. самолетов Су-27 и его модификаций – Су-30, Су-33, Су-34, Су-35…

Мировая слава

Основными достоинством Су-27 является сочетание высокой маневренности со столь же высокими способностями к бою на дальних дистанциях. Это делает машину ОКБ Сухого грозным противником на всех дистанциях.

Другой плюс, определивший многолетний коммерческий успех машины, - ее модернизационный потенциал: платформа 70-х годов прошлого века с установкой современного оборудования и вооружения получила второе дыхание и по-прежнему может соперничать с лучшими самолетами мира.

Выйдя на рынок в начале 1990-х, истребитель завоевал популярность, его используют ВВС 17 стран, он заслуженно считается одним из лучших самолетов своего поколения. Разнообразие модификаций позволяет найти приемлемый вариант для самых разных покупателей – от относительно небогатых стран Африки, нуждающихся в современных и не очень дорогих самолетах, до Индии, готовой отдавать по сотне миллионов долларов за ультрасовременные машины, насыщенные разнообразным высокотехнологичным оборудованием и вооружением. Су-27 и его модификации стали самыми продаваемыми самолетами 2000-х годов. Судя по всему, они сохранят эту позицию и в ближайшие годы, особенно с учетом постоянного торможения разработки нового "общезападного" истребителя F-35.

Технологический барьер, который встал перед разработчиками авиатехники в последние 20 лет, и экономические трудности замедлили принятие на вооружение машин нового поколения. И в этих условиях неудивительно, что платформа Т-10, как и его заокеанские оппоненты, продолжает развиваться – планы модернизации этой машины в ряде стран рассчитаны на период вплоть до 2040-х годов и, судя по всему, это не последний рубеж – серийное производство самолетов семейства Т-10 продолжается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.